наряды и украшения
занимательные факты (старшая группа)

Дмитриева И.

Краеведческая деятельность в детском саду является важным аспектом приобщения детей к истории и культуре родного края. Круглый стол для педагогов и родителей поможет в интересной форме рассказать детям о родном крае и его культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_etnografiya_kostyuma.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол: «Этнография костюмов Ивнянского края ».

Подготовила воспитатель: 1 категории

 Дмитриева Ирина Александровна

Цель: знакомство с этнографией костюмов Ивнянского края.
Задачи:

— объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к познанию народного костюма;

— распространение педагогических знаний о формировании представлений детей о культуре, традициях, одежде;

— активизация родителей в обсуждении проблем воспитания и развития детей.

Предварительная работа: в группе оформлена выставка, посвященная вопросам патриотического воспитания, фотовыставка -  «Одежда наших прабабушек», «Мой любимый край», «Альбом одежда прадедов».

Организационная часть.

Для родителей поставлены по кругу столы. Презентация «Костюмы Ивнянского района»

Ход круглого стола:

Добрый день! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания у детей любви к родному краю, его традициях, знании о костюме родного края.  

Мы рады, что вы откликнулись и пришли на нашу встречу.

Уважаемые родители!

Напоминаем Вам, что Вы принимаете участие в работе круглого стола, поэтому, пожалуйста, соблюдайте КОДЕКС клуба «Мы вместе», который мы с Вами составили вместе:

— Оставьте все проблемы за дверью

— Время свято — говори ясно и сжато

— Закон один: все слушают, когда говорит один

— Не согласен — возражай, возражаешь — предлагай, предлагаешь — действуй

 Воспитатель: семья и детский сад выполняют свои уникальные функции. Заменить друг друга они не могут, но если мы стремимся к полноценному развитию ребенка, детский сад и семья должны тесно взаимодействовать. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определенных результатов.

 Родитель 1: народный костюм — это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками, на формирование которого влияли климат, географическое положение, уклад и род занятий народа.

По костюму можно было определить, откуда родом человек.

Русский национальный костюм, как считают ученые, начал складываться еще в XII веке.

Родитель 2: Костюм Ивнянского края появился в результате слияния двух губерний части Курской и Воронежской. Например, саян из села Хомутцы шили из четырех полотнищ. «Вместо платья женщины Курской губернии носили саяны особого покроя-без рукавов». В селах Богатое, Драгунка, Хомутцы, Верхопенье, Новенькое носили косоклинные сарафаны, конструкция которых отличалась от сарафанов других Белгородских сел прямыми клиньями и подклинками, подшитыми к трем центральным полотнищам. В развернутом виде сарафан приближен  почти к форме круга. Задняя часть гофрировалась в мелкую складку, перед был гладким. Поскольку спереди сарафан прикрывался высоким передником. А в костюме села Хомутцы передника не было.

Женский народный костюм состоял из сарафана и рубашки.

Традиционным дополнением к сарафану шел кокошник «петух», «курица» так дословно можно перевести название этого головного убора.  Позже женщины на ярмарках стали покупать «шалки» или так называемые «турецкая шаль».      

Мужской национальный русский костюм был представлен рубахой (косовороткой) и штанами.

 Родитель 3:  Праздничный костюм обязательно подразумевал различные украшения. Их можно подразделить на височные – «пушки», «махры», «песики»; ушные серги; шейные бусы, собранные низками, бредень, сетка; нагрудные - гайтан, грибатка, карус: наспинные - косник; поясные - назадень.

 Воспитатель:

Из уст в уста, от дедов и отцов

Передается новым поколеньям

Святой земли завет-

в которой ты живешь

Любить, беречь, гордиться,

Преумножая красоту ее,

Не забывать героев всех времен

И в будущее уверенно стремиться.

Родитель 4:  В большой стране у каждого человека есть свой любимый уголок — улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это то место, где мы с вами родились, растём, и это наша малая Родина. Наш родной Ивнянский край. Всей нашей дружной группой мы оформляли тематические альбомы.

 Воспитатель: А насколько родители и дети знают историю нашего края, в какую одежду носили наши предки. Предлагаю провести небольшую викторину.

1.Кто шил одежду (своими руками)

2.Какого цвета носили женщины разного возраста (девки алого, бордовые, бабы темные)

3.Чем украшали сарафаны (лентами)

4.Как украшали рубаху (вышивкой из красных ниток)

5.Передник, когда носили (по праздникам, его украшали вышивкой, лентами, тесьмой, кружевом)

6.Чем украшали бретели и лямки сарафана (порчей, плисом, золотой и серебряной нитью, тесьмой)

7.Празничный сарафан, сколько имел лент (от 7до 20)

8. Чем наряд богатой бабы отличался от бедной (количеством лент на груди)

9.Какую обувь носили (обувь носили только в холодный период или по праздникам, кожаную или плетеную)

10. Как называлась обувь (лапти, коты полотняные, парусиновые, кожаные, сапожки, полусапожки)

11.Какое значение имел пояс-кушак (первый пояс, надевали на мальчика, когда ему исполняется сорок дней, пояс это оберег, его украшали, берегли, передавали по наследству, он считался дорогим подарком)

крестная мать дарила крестик, рубашку, сшитую своими руками и пояс).

13.Чем отличался кушак бабы от кушака мужика (шириной)

14.Как называлась рубаха мужика (косоворотка)

15. Какой головной убор носили женщины (кокошник)

16. Какое значение он имел (как у мужиков пояс, так у баб кокошник)

ДИСКУССИЯ

Воспитатель: Что значит любить Родину? (высказывания родителей)

Родитель 6: Любовь — это сфера чувств, и мы должны направлять все усилия на развитие чувств ребенка. Только искренне любящий историю  человек и бережно к ней относящийся способен передать эти чувства малышу. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых, они всё замечают и подражают нам. Так давайте же вместе хранить костюм нашего края, рассказывать детям обо всём, что нас окружает.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вместе подумать, как нам лучше организовать совместную работу по патриотическому воспитанию наших детей.

— С чего необходимо начинать? (Любви к истории. Да, любовь к Родине воспитывается через любовь, к родному краю, к изучению быта. Именно с любви и зарождается личность.)

— Знает ли ваш ребенок, во что одевались прадедушки и прабабушки? (рассмотреть фото костюмов сел Ивнянского края).

— Рассматриваете ли вы семейные фотографии, ходили ли вы в краеведческий музей вместе с детьми? (воспоминания… они есть у каждого человека, большого и малого. Копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме — символе истории и времени. Поэтому, листая альбом вместе с ребёнком, можно показать ему тот отрезок времени, когда ваши прадеды носили такие одежды. Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.

— Какие традиции есть у вашей семьи? (сохранение во многих семьях обычаев и традиций, может быть старинные вышивки, кушаки,  которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи жизненного опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом, положительно влияют на личность ребенка)

Сегодня вы узнали, как одевались наши предки.

В детском саду мы знакомим детей с этнографией нашего края, проводим специальные занятия и игры, читаем книги и рассматриваем иллюстрации. Однако этого конечно, недостаточно, и нам нужна ваша помощь. Просим вас, гуляя по посёлку, зайдите в музей, дом культуры, фотографируйтесь с ними. Обращайте внимания детей на красивые старинные одежды,  расскажите, как трудно было ее сшить, учите бережно относиться к своей одежде, развивайте у него познавательный интерес.

«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»

(на столе лежат  нитки, ленты и т.д.)

Украшение сарафана, передника, рубах, кокошника  элементами, плетение пояса. Родители выбирают себе занятие по интересам и под народную музыку приступают к работе.

 

Хорошо когда дети видят,  как родители заинтересованы жизнью ребенка, его проблемами.

Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотой родного края.  Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить  малую Родину.

Дети — будущее нашей Родины — им беречь и охранять её историю, традиции, её красоту и богатство.

Решения, принятые в ходе круглого стола:

1. Принять активное участие в работе детского сада, связанной с ознакомлением этнографией родного края.

2. Продолжать работу по оформлению фотоальбома «Костюм прадедов».

3. Продолжать пополнять старинными экспонатами мини музея в группе.

 Я думаю, что осталось ещё много тайн у нашей маленькой Родины, которые нам с вами предстоит открыть.

 Я благодарю участников нашего круглого стола.

Литература:

  1. И.П. Зотова «Белгородский народный костюм»
  2. Н.И. Шатерникова, О.А. Кравченко, Л.В. Якубенко «Женский народный костюм»
  3. В.Н. Никитина «Народы и обряды Южной России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по изобразительному воспитанию "Наряды для елочек"с учетом требований программы " Радуга" для 2-ой младшей группы

Особенность занятий по программе " Радуга"Я хочу предложить вашему вниманию занятие по рисованию,составленное с учетом требований и рекомендаций программы " Радуга".Что характерно для таких за...

Фестиваль нарядов из бросового материала.

Фестиваль  нарядов из бросового материала.   Цель:1. Развивать эстетический вкус , эмоциональную отзывчивость , побуждать к самовыражению....

" Зима нарядила природу в невиданные наряды"

«Зима нарядила природу в невиданные наряды» Конспект занятия по изобразительной деятельности (тесто пластика) в старшей группе.     Цель: учить детей отражать впечатления, получе...

«Новогодние украшения» Фото отчёт о новогодних украшениях, сделанных родителями к Новому году

laquo;Новогодние украшения»Фото отчёт о новогодних украшениях, сделанных родителями к Новому году...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду бумажной пластики. Изготовление новогодних украшений .Специфика приемов обучения ручному труду детей с общим нарушением речи . «Тема НОД- Новогоднее украшение для елочки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду бумажной пластики. Изготовление новогодних украшений .Специфика приемов  обучения ручному труду детей с общим нарушением реч...

Ёлочные украшения "Украшение «гирлянда»

Гирлянды Расписные цепиИз бумаги клеят дети.фигурки вместе мы собралиИ в украшение связали.Теперь блестят они на ёлкеСквозь изумрудные иголки....