Сенсорное развитие ребёнка
статья (младшая группа)
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, запахи, положении в пространстве.С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.Сенсорное воспитание должно проходить в процессе разных видов деятельности.Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие ребёнка
Сенсорика - это способность ощущать внешнее воздействие и раздражители. Данное понятие включает в себя большое разнообразие ощущений. Важность чувственного восприятия подтверждается тем, что оно ставится на один уровень вместе с умственным развитием.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, запахи, положении в пространстве и т.д.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. Она оказывает особое воздействие на его познавательное развитие. Исследования детской психологии показали, что ключом к развитию познавательных способностей ребенка является его личный опыт, в первые три года жизни – всё зависит от стимуляции в решающие годы жизни. Главное – расширить для ребенка мир познания, помочь ему реализовать всё его сегодняшние возможности и создать условия для развития последующих.
С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Так, как в основе сенсорного развития у детей раннего возраста лежит восприятие, которое определяется характером воспринимаемых свойств, предметов и явлений действительности. Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт.
Виды восприятия и новообразования в возрасте от 1-го до 3-х лет:
- восприятие формы – первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы прежде всего по форме;
- восприятие цвета,
- восприятие величины – наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет;
- восприятие пространства – формируется на основе опыта через движение, по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия);
- восприятие времени – формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящих жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов;
- восприятие движений – складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ;
- восприятие особых свойств предметов и явлений – объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении;
- восприятие целостных предметов – главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия;
- восприятие сложных явлений действительности – осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения.
Начинается в раннем возрасте вместе с развитием речи: взрослые обучают ребенка восприятию изображений предметов на рисунках, затем восприятию иллюстраций, восприятию действий и музыки.
Сенсорное восприятие направлено на развитие ощущений и создание системы реакций на них. Учитывая, что формирование сенсорной культуры происходит на глубинном уровне подсознания, надо находить тонкие методы обучения. Просто рассказать теорию и показать, как надо себя вести - это безрезультативный план. Сенсорное воспитание должно проходить в процессе разных видов деятельности. Особенно успешными оказались дидактические игры на развитие сенсорики.
Дидактические игры для дошкольников - это разновидность тематических занятий, которые выстроены в соответствии с принципами педагогики и являются средством самообразования. Иногда требуются подготовительные этапы для введения в курс занятия или получения теоретической базы.
Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста
Если интегрировать дидактические занятия, то они помогут сформировать представление о внешних свойствах предметов и явлений. Например, к характеристикам относится форма, цвет, размер, положение в пространстве, изменение со временем, тактильные свойства, запах, вкус и другое. Помимо развития всех форм восприятия, дидактические упражнения направлены на активную тренировку мелкой моторики рук. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры - приоритетное направление в деятельности на дошкольных занятиях, так как оно не только показывает высокую результативность, но и нравится детям.
Ребенок познает окружавший мир через ощущения. Поэтому умение воспринимать все каналы информации, не ограничивать собственные чувства и правильно их интерпретировать пригодится детям для развития.
Сенсорная культура - это залог всестороннего развития, успешной деятельности, формирования мыслящей личности, которая стремится к познанию окружающего мира. Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста.
- Узнавать и отличать цвета
« Домик для пуговки»
Круг, разделенный на 4 разноцветных сектора, к нему - четыре пуговки в тон к каждому сектору;
Каждая пуговка должна найти свой дом, который совпадает с ней по цвету;
Ребенок выбирает пуговицу и кладет в нужный сектор. Вслух называется цвет.
« Цветное поле»
Круг с цветными секторами (количество цветов на выбор), в котором есть аналог стрелки, как в часах;
Детям выдается набор карточек, где цвета совпадают с секторами в кругу;
Ребёнок вращает стрелку и показывает цвет, затем выбирают из своих карточек нужный и показывают его.
« Воздушные шарики»
Несколько воздушных шариков разных цветов и ленточки в тон к ним;
Ребёнку предлагается подобрать к каждому шарику ленточку такого же цвета.
- Находить фигуры в вещах и предметах вокруг.
« Что за фигура»
Картонный квадрат, треугольник и круг поочередно показывать фигуры и просит ребенка пройтись по комнате и найти предметы, которые были бы на них похожи. Это могут быть колеса, аквариум, тарелки, шкаф. Можно усложнить задачу, указав цвет предметов, которые надо искать.
- Развить умение определять форму предметов на ощупь.
« Волшебный мешочек»
Мешочек, небольшие кубики, мячики и другие формы, можно плоские, вырезанные из картона;
Называется форма, а ребёнок на скорость вытаскивает её из мешочка.
Дидактические игры могут совмещаться. Необязательно заниматься по шаблонам, так как изготовление материала можно доверить детям. Нельзя забывать, что детская игра должна оставаться легкой и непринужденной.
Развивая сенсорику, мы обогащаем жизнь ребёнка, чтобы он мог наблюдать и тонко чувствовать реальную действительность и претворять её в творческом самовыражении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: " Сенсорное развитие ребёнка".
Это консультация о развитии ребёнка по сенсорике....
Создание условий в дошкольном учреждении для сенсорного развития ребёнка-дошкольника.
Статья раскрывает возможности дошкольного учреждения в создании условий для сенсорного развития детей....
Создание условий в дошкольном учреждении для сенсорного развития ребёнка-дошкольника.
Статья раскрывает возможности дошкольного учреждения в создании условий для сенсорного развития детей....

Сенсорное развитие ребёнка
Материал для родителей, какое огромное значение играет в жизни ребёнка сенсорное воспитание, где даны рекомендации, о том какие приёмы и материалы можно использовать родителям развивая сенсо...
Консультация-практикум для родителей «Психомоторное и сенсорное развитие ребёнка 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации. Анкетирование»
Индивидуальная консультация-практикум для родителей направлена на привлечение родителей к развитию у детей сенсорных и моторных функций, эмоциональных и познавательных процессов и для...