Развитие познавательных интересов у дошкольников
консультация (средняя группа)
Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «Почему?». Ему становятся понятны внутренние связи явлений и, прежде всего, причинно-следственное отношение.
Почему же «Почему?» так важно?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnyh_interesov.docx | 14.99 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
У ДОШКОЛЬНИКОВ
Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «Почему?». Ему становятся понятны внутренние связи явлений и, прежде всего, причинно-следственное отношение.
Почему же «Почему?» так важно? Да потому, что утверждение своего «Я», начинающееся с кризисом трех лет, завершается возрастом «почемучек». Ребенок хочет одновременно отделиться от взрослого, демонстрируя свое «Я сам!», и в то же время не потерять все более и более необходимую для него эмоциональную связь с родителями. И он находит маленькую хитрость, при помощи которой невольно приближает вас. Он сам становится инициатором общения, тем более, что делает уж успехи и в особенностях речи, и маскирует страстное желание общения с родителями своими бесконечными и надоедливыми «Почему?»
«Почему, почему, почему?…» Как бесконечные автоматные очереди звучат в доме. «Почему, почему, почему?» – с раннего утра и до позднего вечера.
«Почему кошки не носят сандалий?» «Почему собаки не ходят в ясли?»
«Почему рыбки в аквариуме все время купаются?» «Почему кукла не ест яблоки?»
«Почему цыпленок не спит в кроватке?» «Почему у цветков нет ни рук, ни ног?»
«Почему, почему, почему?»…
И чем нелепее вопросы, тем затруднительней ответы.
Малышу в три года совершенно не важно слышать правильный ответ на свой вопрос. Ему важнее просто задать Вам вопрос, и только для того, чтобы отвечая, вы обратили на него свое внимание, на то, что он все время рядом с Вами, на то, что он все время где-то есть. Причем уже не просто несмышленыш, а задающий Вам умнейшие вопросы «Почему?» Ему ужасно хочется, чтобы вы не просто отвечали, а чтобы ваш ответ совпал с тем, как малыш считает нужным для себя, короче, с его мнением. А мнение его такое, что мир существует лишь для того, чтоб в этом мире он существовал. Конфеты – чтоб ему сладко было, соседские ребята – чтобы ему было с кем играть, а курицы – чтобы он ел глазунью. В три года малыш лишь удивляется чему-то новому и проявляет любопытство. Зато потом, чуть позже, после трех, эти вопросы уже будут не свидетелями любопытства, а станут признаками любознательности малыша, когда ребенок не просто удивляется новому, а пожелает все о нем узнать.
Теперь уже, встречаясь с неизвестным, ребенок это хочет осознать, и многочисленные «Почему?» свидетельствуют лишь о познавательных мотивах. Они становятся разумнее и содержательнее, и отвечать на них гораздо проще. Но, отвечая на них, все равно необходимо исходить из возрастных возможностей ребенка. При этом надо знать, что с возрастом устойчивость всех познавательных мотивов возрастает.
Уже в пять- шесть лет все вопросы «Почему?» – стремление детей постичь суть окружающего, понять причины, связи между большинством предметов и явлений.
Ваш долг поддерживать в ребенке любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов постоянно возрастало. Но помните, что детям более доступны поверхностные связи между различными природными явлениями. Поэтому не стоит пускаться в пространные и чрезмерные научные объяснения. Ответы на все вопросы детей должны быть правильными по существу, но краткими, выражены простыми словами.
Четырехлетнему ребенку иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос «Почему молния?», достаточно ответить: «Тучи столкнулись друг с другом», не вводя абстрактное понятие «статическое электричество». При этом объяснение всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию.
Ребенок с задержкой в умственном развитии практически не задает Вам «Почему?», а если даже задает, то самые элементарные и свойственные чаще всего детям, которые намного младше, чем он сам. Поэтому по качеству и по количеству таких вопросов иногда возможно косвенно судить об интеллектуальной деятельности ребенка.
Чем больше в Вашем доме «Почему?», тем выше творческий потенциал ребенка.
Как надо вести себя родителям с маленьким «почемучкой».
1. Воспринимать вопросы «Почему?» как возрастной этап развития ребенка
2. Не раздражаться из-за вопросов на малыша, не запрещать ребенку задавать их.
3. Стараться на «Почему?» дать ответ в пределах познавательных возможностей ребенка с различным весом информации в три года и в шесть лет
4. Найти все стимулы для выработки любознательности у малыша (прогулки по городу, театр, музей, беседы, чтение книг, рассматривание картинок, иллюстраций и многое другое).
5. Поощрять ребенка за нестандартные вопросы «Почему?»
6. Пытаться сделать так, чтобы Ваш ребенок не ощущал себя ненужным Вам. И даже, невзирая на его упрямство, не портить отношения с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой.
Рекомендации для родителей....
Развитие познавательного интереса у дошкольников
Пособие для родителей детей, которые часто болеют....
Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой
1. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов. Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая...
Проект "Развитие познавательного интереса у дошкольников к растительному миру через наблюдения"
Влияние наблюдений на развитие познавательного интереса у дошкольников к растительному миру...
Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов...
Условия развития познавательного интереса у дошкольников.
Возникновение интереса обеспечивается подготовкойсоответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в то...