Консультация для родителей "Как знакомить дошкольников с цветом"
консультация
Участие семьи в развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Педагоги убеждают родителей в том, что их роль в развитии цветового восприятия значима, что усилий педагогов без помощи родителей недостаточно. Вооружение родителей знаниями по развитию восприятия цвета, а также обеспечение их практическим материалом необходимо для формирования и совершенствования умений в области восприятия цвета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для родителей
«Как знакомить дошкольников с цветом»
Вспомните, многие из нас в детстве развлекались, прикладывая к глазам цветные стеклышки: синее – мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое – все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие? Нет!
Цвет – это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.
Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того, как они взрослеют. Путь знакомства детей с цветом – это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом.
Цвет как свойство предмета и явления познается детьми через восприятие. Процесс восприятия и передачи цвета детьми изучали многие психологи (Венгер Д. А, Запорожец А. В., Мелик-Пашаев А. А., Мухина В. С. и др.), искусствоведы (Бакушинский А. В., Волков Н. Н. и др.), педагоги (Езикеева В. А., Комарова Т. С., Казакова Т. Г., Я. А. Коменский, М. Монтессори, Ф. Фребель, Пилюгина Э. Г., Сакулина Н. П., Флерина Е. А., Ремезова Л. А. и др.)
Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. В вопросах сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в разных видах деятельности важную роль сыграли работы (Венгера Л. А., Ветлугиной Н. А., Запорожца А. В., Комаровой Т. С., Сакулиной Н. П., Усовой А. П., и др.). Исследования показывают, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета – не только проявление художественных способностей человека, но и способность отражения им окружающего мира. В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения их детьми дошкольного возраста.
До четырёх лет цвет для ребёнка не играет существенной роли в рисовании. Он пользуется лишь одним оттенком какого-либо цвета. Всё, что определяется как зелёное он рисует только ярко-зелёной краской, синее – ярко-синей, всё жёлтое – жёлтой, даже, если в наборе красок имеются и другие оттенки этих цветов.
Но уже к четырём-пяти годам у детей ярко проявляется способность к цветоощущению, зрительный анализатор сформирован достаточно хорошо. Дети этого возраста способны различать разнообразные цвета и их оттенки, осознанно использовать цвет в своих работах. У них появляются такие вопросы: «Как можно выделить зелёное дерево на зелёном лугу? Зелёную гусеницу на зелёном листочке? Белого зайку на белоснежном сугробе?» Вот тут необходима помощь взрослых. И делать это мы будем неспеша, постепенно подводя ребёнка к поиску ответов на данные вопросы.
Первым нашим помощником в развитии у детей цветового восприятия является природа. Её многоцветие по-своему радует нас во все времена года. Если научиться внимательно вглядываться, то мы увидим богатейшую игру оттенков цвета неба, земли, моря, далей, листвы. Да, летом все листья зелёные, но предложите ребёнку положить маленький листок берёзы на широкий – тополя, и мы увидим огромную цветовую разницу. А если приглядеться к листочкам, освещённым солнечным светом? Поверхность листа, отражающая свет неба – голубовато-зелёная и блестит, а изнанка – золотисто-зелёная. Упала тень от соседнего листочка – это совсем новый оттенок. Зелёная гусеничка пересекает лист, её очень хорошо видно, у неё свой оттенок зелёного цвета.
Зимой мы будем наблюдать с детьми палитру светлых оттенков голубого, синего, фиолетового цвета. Интересно сравнить, как цвет снега меняется в зависимости от цвета неба. Одинаков ли он в солнечный день и пасмурный, утром и вечером? А какого цвета тени на снегу, углубления от разных следов?…
Осень для нас предоставит богатейшую палитру оттенков тёплых цветов – жёлтого, оранжевого, коричневого, бордового, красного и многих других. Гуляя с детьми в лесу или парке можно набрать огромный букет листьев, засушить их дома, затем помочь детям составить из них красивую картину. С листочками можно и поиграть, выкладывая из них веночки по цвету, раскладывая в ряд листочки одного цвета от самых светлых до самых насыщенных оттенков.
Весной природа дарит нам нежнейшие цвета и оттенки мягких, пастельных тонов – кремовый, розовый, абрикосовый, охристый, светло-жёлтый.
Наблюдая, любуясь красотой природы, мы подведём детей к пониманию цветовой гармонии. Они уже не скажут: «Небо – синее, облака и снег – белые, ночь – чёрная» так как знают, что небо бывает и алое, и фиолетовое, и зеленоватое, и насквозь позолоченное солнцем, и почти что белое, и многоцветное.
Но как перенести увиденное на лист, передать эту красоту в рисунке? Мы сможем помочь детям, используя игры с палитрой. Сначала познакомим их с «беляночкой» – белой гуашью, и научим смешивать белила со всеми другими красками. На наших глазах происходят чудеса – из ярких насыщенных краски превращаются в нежнейшие пастельные тона. Попросим детей нарисовать то, что они изобразили. Получаются интереснейшие истории и сказки – «Розовые», «Голубые», «Бирюзовые» и другие.
Затем «подружим» детей с чёрной краской, ведь и она по-своему хороша. Для этого добавим в каждую краску на палитре чуть-чуть чёрной. Что произошло? Краски стали не яркими, а приглушёнными. Теперь мы будем рисовать и придумывать новую сказку – «Сказку ночи».
Следующий этап – смешивание между собой основных цветов – красного, жёлтого и синего для получения дополнительных. Смешаем красную с жёлтой и получим множество оттенков оранжевого цвета, красную с синей – оттенки фиолетового цвета, синюю с жёлтой – зелёные оттенки.
Игры с палитрой бесконечны. Число получаемых ребёнком оттенков разного цвета будет измеряться десятками. Ребёнок чувствует себя «своим» в удивительном мире цвета. Он научится предвидеть результат сложных смешений красок, получать нужный ему оттенок.
Закрепить устойчивые представления детей о цвете, развить зрительное восприятие нам помогут дидактические игры. Психолого-педагогические исследования показывают, что такие игры повышают эффективность обучения в 15-20 раз. Предлагаем вам сделать вместе с детьми игру «Цвет и форма». Для этого:
- Подготовим поле – половину или четверть листа ватмана.
- Вырежем геометрические формы: треугольники, квадраты, круги, ромбы, прямоугольники, овалы разной величины.
- Раскрасим вместе с детьми их в разные цвета и оттенки.
Варианты этой игры:
1 вариант. Предложить детям выложить дорожки из одного вида фигурок, начиная с самого тёмного оттенка и заканчивая самым светлым. В результате получится дорожка, например, из кружочков серых оттенков, из розовых треугольников, овалов синих оттенков и другое.
2 вариант. Выложить из геометрических фигур разного цвета различные предметы и обыграть.
3 вариант. Выложить из геометрических фигур разных оттеков одного цвета «Королевство Красной краски» – домики, сад, человечки, животные, транспорт. Затем для жёлтой, голубой и других красок. Придумайте с детьми интересную сказку, «оживите» этих героев.
4 вариант. По такому же принципу выкладывается «Королевство тёплых красок» из фигурок жёлтого, красного, оранжевого цвета и их оттенков, а также «Королевство холодных красок» из фигурок синего, фиолетового, голубого цвета и их оттенков.
5 вариант. Выложить из геометрических форм разного цвета и оттенков орнамент по образцу.
6 вариант. Тот же вариант игры, но по замыслу и желанию ребёнка: узор на полоске – шарфик, ковёр, дорожка; узор на круге – тарелочка, поднос; узор на одежде, на мебели, на игрушках и др. Например: «Украсим лошадку», «Нарядное платье», «Красивый платочек».
7 вариант. Выложить из геометрических форм цветочки на поле (1/2 часть листа ватмана). Получится чудесная цветочная полянка. Усложнить задание – «Цветочная полянка в солнечный денёк» или «Цветочная полянка в пасмурный день». В чём их различие?
8 вариант. Выложить из разноцветных геометрических форм «Радугу», чётко соблюдая последовательность размещения цветов, используя напоминалку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
9 вариант. Поиграйте в игру «Четыре художника». У каждого времени года своя палитра, вырежем её из бумаги белого цвета, а дети наложат на них геометрические формы соответствующих цветов и оттенков. Чем они отличаются?
Вы можете придумать свои варианты этой игры, а также использовать и другие игры с цветом.
Так, ненавязчиво, любуясь вместе с детьми естественными красками природы, смешивая различные цвета на палитре, играя в настольные игры, мы раскроем им мир во всей своей сложности, многозначности и многоцветности. И тогда мы увидим в детских рисунках не просто изображения, а выразительные художественные образы. А дети испытают радость от самовыражения в рисунке!
Литература:
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова и др.
- Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет.
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.
- Ремезова, Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 3 – 4 лет.
- Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. (Диагностика, планирование, конспекты занятий) / авт-сост. С.В. Лесина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Знакомим детей с цветом"
Знакомим детей с цветом – как и когда нужно начинать?...
Презентация "Знакомим дошкольников с цветом и формами"
Наглядное пособие,позволяющее познакомить детей с основными цветами и формами....
Консультация для педагогов «Знакомим дошкольников со сказками А. С. Пушкина»
Информация о сказках А.С. Пушкина, знакомство дошкольников со сказками....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЗНАКОМИМ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛИТЕРАТУРОЙ"
Уважаемые родители![[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"11337896","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 180px; height: 180px; float: left;"}}]]Художественная лит...
Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников с государственной символикой страны и округа»
Наиболее целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом России....
Консультация для родителей "Знакомим дошкольников с цифрами"
В консультации представлены практические упражнения для запоминания цифр....
Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - актуальные задачи дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встречее с возможными трудностями, формировать...