КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЗНАКОМИМ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛИТЕРАТУРОЙ"
консультация (средняя группа) на тему

Деревянченко (Зверева)  Светлана Анатольевна

Уважаемые родители!

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, развивает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Знакомясь с художественной литературой, дети знакомятся с такими понятиями, как добро, справедливость, долг, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширение кругозора детей, формирование у них основ мировоззрения и нравственных представлений.

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи. Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц. Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений _ былины, сказки, легенды, песни, предания. Правильно воспринимая эти произведения, ребенок развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, у него расширяются знания об окружающей действительности.

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

Уважаемые родители!

В соответствии с возрастом ваших детей, предлагаем вам следующие литературные произведения для чтения и рассказывания:

Потешки, песенки:

"Я по лесу, по зеленому бреду…", "Ножки, ножки, где вы были?"..., "Стучит, бренчит по улице…", "Зайчишка-трусишка", "Иди, весна, иди, красна!...", "Барашек", "Ласточка".

Считалки, загадки, скороговорки, сказки:

"Привередница" (Обработка В.Даля); "Жихарка" (Обр. И.Карнауховой); "Лисичка со скалочкой (Обр. М.Булатова); "Три поросенка (английская, перевод С.Маршака); Ш.Перро. "Красная шапочка", "Знаменитый утенок Тим (пер. с англ.Э.Паперной); "Лисичка-сестричка и волк" (обр.М.Булатова); "Зимовье" (обр.Соколова-Микитова); "Лиса и козел (обр.О.Капицы); "Как собака друга искала (мордовская, обр.С.Фетисова); Е.Благинина "Красавица какая"; М.Горький. "Про Иванушку-дурачка"; К.Чуковский "Телефон"; Т.Александрова "Светофорчик",  "Небывальщина (рус.нар., обр. И.Колпаковой); К.Чуковский. "Федорино горе", Бр.Гримм. "Бременские музыканты", А.Милн. "Вини-Пух и все-все-все"; Х.-К.Андерсен "Стойкий оловянный солдатик".

Стихи:

И.Бунин. "Листопад (отрывок); "Осенние листья по ветру кружат…"; .Ю.Тувим "Овощи"; С.Михалков "Дядя Степа"; Д.Хармс "Игра", А.Фет. "Мама, глянь-ка из окошка…"; И.Суриков "Зима", Н.Некрасов "Мороз-воевода" (Не ветер бушует над бором…)"; С.Маршак "Багаж", Л.Квитко "Бабушкины руки", Э.Успенский . "Разгром"; С.Вангели "Подснежники"; С.Маршак "Вот какой рассеянный".

Повести, рассказы, басни:К.Ушинский "Бодливая корова"; А.Введенский "О девочке Маше, о собаке, петушке и кошке Ниточке"; М.Пришвин "Журка"; Н.Носов "Заплатка"; "Лисята";  Е.Чарушин "Что за зверь?", Л.Берг "Рыбка"; Л.Н.толстой "Мальчик стерег овец…"; В.Бианки "Первая охота"; Е.Чарушин "Воробей"; В.Драгунский "Тайное становится явным",  М.Пришвин "Ребята и утята".

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с литературой сибирского региона

Основная задача образовательной области «Чтение художественной литературы»: это познакомить детей с литературным богатством Сибирского края, привить любовь к «малой» родине, уважение к своей...

Дошкольник и литература

Статья о роли литературы в развитии дошкольника, о важности семейного чтения...

"Методика приобщения дошкольников к литературе как к виду искусства".

В данном материале изложены методы и приемы приобщения дошкольников к восприятию художественной литературы....

«Методическая разработка проекта по воспитанию юного читателя, приобщения дошкольников к литературе».

Название проекта: «Книги читать - ум и сердце развивать». по приобщению дошкольников к книжной культуре  Тип проекта: познавательный По количеству участников: групповой  (дети старших групп)...

Знакомим дошкольников с литературой

Статья посвящена советам по ознакомлению дошкольников с литературой...

Статья для методического объединения. Круг чтения дошкольников. Художественная литература в рамках нравственного воспитания дошкольников

Круг чтения дошкольников. Художественная литература в рамках нравственного воспитания дошкольников...