Выученная беспомощность
консультация
Статья для родителей, педагогов, психологов и других специалистов, которым интересен феномен "Выученной беспомощности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyuchennaya_bespomoshchnost.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выученная беспомощность или «Я ничего не умею, не знаю, не могу».
Как часто педагоги встречаются с детьми, которые говорят «Я не знаю как это делать, не умею, не могу». Казалось бы, самое простое задание, уже так много раз объяснили, а результат один «Я не умею и не могу». Родители и педагоги, пытаются помочь, одни делают почти все задания за детей, другие начинают сердиться на таких «не знашек», другие настойчиво проводят беседы про то, что называется «Ну ты ведь еще не попробовал?». Как же быть? Как помочь и почему так бывает?
Рассмотрим истоки этого феномена и многое становится ясным в поведении таких детей.
Еще в 1960х годах, американский психолог описал синдром «выученной беспомощности». В основе этого синдрома лежит страх, который и блокирует мыслительный процесс на поиск выхода из сложившейся ситуации, надежды на позитивный результат нет.
Исследователь выдвинул гипотезу, что это не что иное, как условный рефлекс (та ответная реакция организма, которая закрепилась в результате научения). Если ребенок длительно пребывает в неблагоприятных условиях-- унижение, сравнение с кем-то, травле, подвержен завышенным требованиям, насилию, бойкоту и другим ситуациям, которые вызывают чувство вины, то это и служит основой для формирования «выученной беспомощности».
Однако, интересен тот факт, что насилие над такими детьми и взрослыми, происходит от их бессилия. Своим бессилием он вызывает злость и раздражение. Внутреннее послание такого ребенка «Я хуже всех!»
Когда же исследователи подробнее стали рассматривать, как же формируется этот процесс у детей, то выявили, что семья
которая, формирует оптимизм в ребенке, с таким феноменом не сталкивается. Получается, что мета послания семьи, оказывают значительный вклад в формировании пессимизма и оптимизма у ребенка.
Как же точно понять если ли у ребенка «выученная беспомощность»?
Фразы, которые произносит человек с выученной беспомощностью:
1. «Не могу» (рисовать, завязать шнурки, попросить у другого игрушку, выучить стихотворение, решить задачу и т.д.).
2. «Не хочу» (играть на фортепиано, одеваться и идти на прогулку). «Не хочу» является производным от «Не могу». Осознание ребенком того, что он не может чего-то сделать (или ему кажется, что он не может) демонстрирует его переживание того, что он «плохой», «неудачник», у которого все равно ничего не получится. Тогда формулировка «Не хочу» помогает избавиться от дискомфорта, связанного с «Не могу». «Не хочу» — это защита, отрицание «Не могу» под маской «Не хочу».
3. «Всегда» (я всегда неловкий, всегда падаю с велосипеда, всегда все порчу, всегда плачу, всегда некрасиво рисую).
4. «Никогда» (никогда не научусь читать, никогда не смогу научиться кататься на коньках).
5. «Все бесполезно» («ничего у меня не получится», «сколько ни старайся, все бестолку»).
6. «В нашей семье все такие» (семейные послания могут демонстрировать разные стороны реальности, но в целом отражают идею предопределенности судьбы и невозможности избежать участи, которая предназначена всем членам семьи: «в нашей семье у всех плохой слух», «в нашей семье все гуманитарии, ни у кого не было выше тройки по математике и физике», «в нашей семье у всех плохое зрение», «в нашей семье у всех слабое здоровье»).
Итак, выученная беспомощность проявляется в отсутствии инициативы, нежелании что-либо делать, изменять ситуацию.
Таким образом, получается, для того чтобы справиться с выученной беспомощностью, лучше проводить профилактику, а это- формировать оптимистичный настрой к жизни с самого рождения.
Рекомендации педагогам и родителя по преодолению выученной беспомощности и формированию оптимистичного жизненного настроя
1. Давать детям возможность заниматься различными видами деятельности, интересующими ребенка, не зависимо от его пола.
2. Нецелесообразно использовать гендерно-стереотипные фразы, способствующие формированию выученной беспомощности: «мальчики обычно (всегда) забивают гвозди лучше девочек», «все девочки хорошо вышивают», «мальчику труднее научиться мыть посуду, чем девочке».
3. Важно делать акцент на индивидуальных особенностях ребенка, а не на его биологическом поле. Не стоит говорить: «Валя отлично вяжет и не умеет забивать гвозди, потому что она девочка». Лучше сказать: «Вале больше нравится вязать и у нее отлично получается, а забивать гвозди ей не очень интересно. Возможно, позже она захочет и этому научиться».
4. Расширять жизненный опыт ребенка за счет наблюдения за окружающей действительностью. Если в реальной жизни затруднительно найти примеры, можно использовать художественные произведения, в которых мужчины и женщины заняты гендерно-нестереотипной деятельностью.
5. Не оставлять без внимания гендерно-стереотипные высказывания детей («ты девочка, ты не сможешь отпилить, лучше дай я отпилю» и пр.). Чаще подчеркивать возможность каждого ребенка, независимо от биологического пола, научиться различным видам деятельности.
6. Развивать чувство юмора, и чаще обращаться к нему самим родителям и педагогам, и не путать с сарказмом.
7. Поддерживать, сравнивая с самим ребенком «Когда-то, ты не мог ходить и бегать а, теперь, ты мастер, я в тебя верю»
8. Чаще замечайте реальные достижения ребенка.
9. Избегаем фраз «У тебя хорошо получилось, я бы так не смог», заменяя на фразу «Мне это очень понравилось, это интересно»
10. Стараться не делать, работу за ребенка, оставляя ему зону ответственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие в страну не выученных уроков» Конспект итогового интегрированного занятия По Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста
Конспект итогового интегрированного занятия по Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект игрового занятия "Путешествие в Страну выученных правил"
Ежегодно на дорогах происходит множество дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних детей. Большинство из них происходит по вине самих детей - участников дорожного движения по при...
Выученная беспомощность
В статье приводится описание механизма выученной беспомощности, ее причин, форм проявления и представлены психологические приемы ее преодоления. Адресована родителям и педагогам...
Консультация для педагогов " Проблемы в поведении детей. Детская беспомощность."
Как определить наличие/отсутствие выученной беспомощности у детей и взрослых? Петербургский психолог Н.В. Солнцева полагает, что наличие выученной беспомощности определяется с помощью слов, кото...
Выученная беспомощность у детей дошкольного возраста
laquo;Я — в реке», — сообразил Ёжик и похолодел от страха. «Пусть река саманесёт меня», — немного погодя решил он. И его понесло вниз по течению…«Выуч...
Консультация родителей на тему: "Профилактика синдрома выученной беспомощности у детей"
Чтобы ребенок был целеустремленным и счастливым, важно не только дарить ему свою любовь, но и способствовать формированию у него здоровых убеждений. Вновь и вновь сталкиваясь с беспомощностью ребенок ...
Консультация для родителей "Как воспитать беспомощного ребенка?"
В данной консультации представлены рекомендации родителям о том, как НЕ нужно воспитывать детей, чтобы они не стали беспомощными....