"Как работать с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья"
консультация

Агапова Ольга Владимировна

Главная цель   в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать  ее возможности .    Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. 

Именно от работы педагога и его профессионализма зависит, насколько семья с особенным ребенком понимает политику дошкольного учреждения, проводимую по отношению к воспитанию и обучению детей с ОВЗ.

Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, дети с ОВЗ необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kak_rabotat_s_roditelyami_rebenka_s_ovz.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Как работать с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается.    Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние.

Кроме этого, родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и реабилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и реабилитации.

При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов, детей с ОВЗ и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.

Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, дети с ОВЗ необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.

 «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье.»   (В. А. Сухомлинский) .

Старый педагогический афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Главная цель   в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать  ее возможности .    Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.  

Именно от работы педагога и его профессионализма зависит, насколько семья с особенным ребенком понимает политику дошкольного учреждения, проводимую по отношению к воспитанию и обучению детей с ОВЗ.

При работе педагога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья он руководствуется следующими принципами:

  • принять ребенка с ОВЗ наравне с другими детьми;
  • включить ребенка с ОВЗ в одинаковые виды деятельности, разница заключается только в постановке других задач;
  • вовлечь дошкольника в групповое решение задач и коллективные формы обучения;
  • применять разнообразные формы коллективного участия: разнообразные игры, конкурсы, совместные проекты и др.

К основным формам взаимодействия с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья относится групповая, индивидуальная и коллективная работа.

В первую очередь педагоги проводят изучение семейной микросреды ребенка с ограниченными возможностями здоровья, для чего осуществляется диагностико-аналитическая работа.

Для быстрого получения подробных и достоверных сведений проводится анкетирование родителей. При его помощи удается выявить общий план семьи, уровень образования и возраст родителей, характер их взаимоотношений с ребенком.

Посещение семьи - лучший способ максимально близко познакомиться с ребенком и его семьей в привычной для него обстановке. В разговоре с родителями педагогу надо постараться собрать как можно больше информации об интересах ребенка, его привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности.

Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог свободно себя почувствовать в группе со здоровыми детьми, требуется проведение бесед со всеми родителями. Цель таких бесед – привитие толерантного отношения к особенным детям, так как далеко не каждый взрослый человек готов принять факт нахождения рядом с ним или его ребенком человека с ограниченными возможностями здоровья.

Беседы проводятся и для того, чтобы исключить беспокойство родителей о безопасности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Во время общения с родителями от педагога требуется проявление максимума тактичности. Разговор должен вестись с позиции того, что перед родителями и педагогом стоит общая задача и им необходимо совместно ее решать.

Проведение открытых занятий, в ходе которых осуществляется погружение родителей в учебный процесс. Во время проведения «Дней открытых дверей» родители могут оценить успехи и неудачи своего ребенка.

Демонстрация родителям фото- и видеоматериалов с праздников, досугов в детском саду, с индивидуальных коррекционных занятий с целью более подробного разбора определенных моментов воспитания и обучения ребенка.

Родительские семинары-практикумы, тренинги, которые предполагают выработку у родителей разнообразных педагогических умений по воспитанию детей и решению различных педагогических ситуаций. Темы для проведения практикумов могут быть самыми разнообразными.

Обмен опытом между родителями, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья, обычно проводится в форме круглого стола.

Универсальной формой взаимодействия детского сада с родителями дошкольников с ОВЗ, являются родительские собрания. Они позволяют повысить компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей. Благодаря тому, что на собрания приглашаются и родители детей с ограниченными возможностями здоровья, то они могут почувствовать себя равноправными членами коллектива и при желании вступить в родительский комитет.

Проведение совместных досуговых мероприятий, праздников, разнообразных развлечений, театральных постановок  направлено на повышение родительской активности на собраниях с участием воспитанников. В зависимости от заболевания ребенка для него выбирается задание, с которым он однозначно справится.

Даже если это будет несложное задание, но ребенок будет участвовать вместе с другими воспитанниками, это даст положительный эффект от мероприятия. Так, родители смогут с другой стороны посмотреть на своего ребенка и получат эстетическое удовольствие, другие родители также смогут по-новому взглянуть на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При этом сам ребенок тоже получит возможность проявить себя с лучшей стороны и получить ценный опыт социального общения..

Организовывая совместное участие детей и их родителей в разнообразных творческих и спортивных конкурсах, совместных проектах, необходимо учитывать, что социализация детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется не только в ходе совместного обучения со здоровыми детьми. Так, дети с ОВЗ могут проявить себя, участвуя в различных олимпиадах и конкурсах, которые проводятся как очно, так и дистанционно

 В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в стране педагогам приходится искать новые удобные и безопасные формы работы с воспитанниками и их родителями. В связи с тем, что на данном этапе нет возможности использовать традиционные методы работы с родителями, необходимо активно использовать дистанционные формы и методы взаимодействия, с помощью которых есть возможность общения с детьми и их родителями, не выходя из дома. К таким формам можно отнести:

взаимодействие с помощью электронной почты может осуществляться по двум сценариям: Первый – это организация общения педагога с семьей воспитанника, где участники ведут переписку друг с другом. Второй – единая электронная почта, которая заводится на группу и призвана служить каналом связи между специалистами и родителями. Пароль и логин доступны каждому родителю и специалисту группы. На связанный с электронной почтой диск, каждую неделю вносятся ряд образовательных контентов, содержащих информацию рекомендательного характера для родителей. Кроме того, там же содержатся рекомендации специалистов. Ряд общих педагогических рекомендаций, памятки для родителей и т. д. так же размещаются на сетевом диске и доступны для просмотра и скачивания. Так же это удобно, так как работает обратная связь, любой родитель или представитель ребенка имеет возможность задать вопрос в письменной форме специалисту, получить онлайн-рекомендацию, уточнить информацию по любому интересующему их вопросу, назначить время консультации в случае, если это необходимо.

 Другой формой дистанционного взаимодействия родителей и специалистов является сайт детского сада. На нем отражена вся административная и правовая информация сада (устав, лицензия, правила приема, список сотрудников, расписание работы, объявления по текущим вопросам, фотоотчеты о жизни сада и т. д.).

Кроме того, сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Обновляемая информация на сайте привлекает к саду повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей. Родители могут проследить ту работу, которая проводится в саду, «видят» на сколько каждый ребенок с его индивидуальными особенностями включен в работу и жизнь сообщества сада. Эта формы работы с родителями так же помогает строить доверительные и партнерские отношения в системе «педагог-родитель», расширяет возможности семьи на получение качественного образования. Особенностями применения дистанционного обучения в ДОО является использования данной формы обучения только для родителей/законных представителей ребенка.

Переписка с родителями педагога  через созданные группы в социальных сетях, позволяет оповещать родителей о предстоящей совместной деятельности в детском саду, поздравлять с праздниками, дать советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Применение разнообразных современных технологий работы с родителями воспитанников с ОВЗ позволяет поднять на новый уровень взаимодействие между детским садом и семьёй и тем самым существенно повысить эффективность всего процесса воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

Во многих ситуациях родителям нужна поддержка. Задача педагогов детского сада проводить разъяснительную работу и оказывать консультативную помощь семьям своих воспитанников. Успех коррекционного обуче...

Сообщение к Педагогическому совету Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

   Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.     Работе с родителями детей с О...

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

В своей статье я хотела бы раскрать термин инклюзивное образование и исходя из этого предложить  формы работы с родителями с детьми ОВЗ....

Профилактическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Профилактическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ....

Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья...