консультация для родителей. Дети после кохлеарной имплантации.
консультация (подготовительная группа)

Ходзицкая Галина Владимировна

Важность речевого развития и влияние его на обучении в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей!!

Условия при которых происходит максимальная реабилитация детей с КИ

- КИ хорошо работает и ребенок постоянно его носит;

- КИ правильно настроен;

- созданы хорошие условия для восприятия звуков, поскольку дети с КИ испытывают трудности при обучении слушать в шумных помещениях;

- есть возможность слушать разные неречевые и речевые звуки;

- созданы условия для развития соответствующих коммуникативных навыков в различных ситуациях общения (взрослый/ребенок, ребенок/ребенок, взрослый/дети);

- у ребенка появляется положительный опыт в развитии навыков слушать и общаться:

- в процесс реабилитации вовлечены все люди, заботящиеся о ребенке: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники, учителя и др.

Слуховое развитие ребенка после кохлеарной имплантации происходит в 2-х ситуациях:

- в естественных условиях, дома, на улице, в. гостях и пр. В этих ситуациях слуховое развитие происходит естественно, непроизвольно, интегрально. Здесь ведущая роль принадлежит родителям и то, как активно они будут участвовать в этом процессе, определяет значительную долю успеха имплантации.

- во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом и родителями. Эти занятия позволяют быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в естественных ситуациях.

Условия при которых происходит максимальная реабилитация детей с КИ

- КИ хорошо работает и ребенок постоянно его носит;

- КИ правильно настроен;

- созданы хорошие условия для восприятия звуков, поскольку дети с КИ испытывают трудности при обучении слушать в шумных помещениях;

- есть возможность слушать разные неречевые и речевые звуки;

- созданы условия для развития соответствующих коммуникативных навыков в различных ситуациях общения (взрослый/ребенок, ребенок/ребенок, взрослый/дети);

- у ребенка появляется положительный опыт в развитии навыков слушать и общаться:

- в процесс реабилитации вовлечены все люди, заботящиеся о ребенке: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники, учителя и др.

Слуховое развитие ребенка после кохлеарной имплантации происходит в 2-х ситуациях:

- в естественных условиях, дома, на улице, в. гостях и пр. В этих ситуациях слуховое развитие происходит естественно, непроизвольно, интегрально. Здесь ведущая роль принадлежит родителям и то, как активно они будут участвовать в этом процессе, определяет значительную долю успеха имплантации.

- во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом и родителями. Эти занятия позволяют быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в естественных ситуациях.

Условия при которых происходит максимальная реабилитация детей с КИ

- КИ хорошо работает и ребенок постоянно его носит;

- КИ правильно настроен;

- созданы хорошие условия для восприятия звуков, поскольку дети с КИ испытывают трудности при обучении слушать в шумных помещениях;

- есть возможность слушать разные неречевые и речевые звуки;

- созданы условия для развития соответствующих коммуникативных навыков в различных ситуациях общения (взрослый/ребенок, ребенок/ребенок, взрослый/дети);

- у ребенка появляется положительный опыт в развитии навыков слушать и общаться:

- в процесс реабилитации вовлечены все люди, заботящиеся о ребенке: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники, учителя и др.

Слуховое развитие ребенка после кохлеарной имплантации происходит в 2-х ситуациях:

- в естественных условиях, дома, на улице, в. гостях и пр. В этих ситуациях слуховое развитие происходит естественно, непроизвольно, интегрально. Здесь ведущая роль принадлежит родителям и то, как активно они будут участвовать в этом процессе, определяет значительную долю успеха имплантации.

- во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом и родителями. Эти занятия позволяют быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в естественных ситуациях.

Условия при которых происходит максимальная реабилитация детей с КИ

- КИ хорошо работает и ребенок постоянно его носит;

- КИ правильно настроен;

- созданы хорошие условия для восприятия звуков, поскольку дети с КИ испытывают трудности при обучении слушать в шумных помещениях;

- есть возможность слушать разные неречевые и речевые звуки;

- созданы условия для развития соответствующих коммуникативных навыков в различных ситуациях общения (взрослый/ребенок, ребенок/ребенок, взрослый/дети);

- у ребенка появляется положительный опыт в развитии навыков слушать и общаться:

- в процесс реабилитации вовлечены все люди, заботящиеся о ребенке: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники, учителя и др.

Слуховое развитие ребенка после кохлеарной имплантации происходит в 2-х ситуациях:

- в естественных условиях, дома, на улице, в. гостях и пр. В этих ситуациях слуховое развитие происходит естественно, непроизвольно, интегрально. Здесь ведущая роль принадлежит родителям и то, как активно они будут участвовать в этом процессе, определяет значительную долю успеха имплантации.

- во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом и родителями. Эти занятия позволяют быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в естественных ситуациях.

Концентрирование на слухе.

При общении с взрослым и восприятии окружающего мира, ребенок с нарушенным слухом опирается на зрение, чтобы понять, что происходит вокруг.

Важно, чтобы он сконцентрировался на слухе. А не пытался прочесть по губам, что мы говорим. Поэтому во время упражнений необходимо закрывать лицо тканевым экраном, пропускающим звук голоса. Сидеть рядом с ребенком со стороны КИ

Родители – первые учителя

Уже во время первых бесед родителей с сурдопедагогом важно обсудить наиболее приемлемые формы оказания коррекционно-педагогической помощи их ребенку.

Обеспечивать ребенка с кохлеарным имплантом «предметно-звучащей» окружающей средой. Использовать разнообразные звучания и звучащие предметы для развития у малыша слухового сосредоточения, внимания и формирования интереса к звуку.

♦ Общаться с ребенком в спокойной обстановке, естественной, интонационно-окрашенной речью в нормальном темпе, не утрируя артикуляцию.

♦ Использовать все моменты общения взрослого с ребенком во время ухода за ним, кормления, прогулки, игры, и т.д. для формирования и развития его речи. Обращать особое внимание на режимные моменты, в которых многократно повторяются одни и те же ситуации, один и тот же речевой материал. Называть предметы тогда, когда ребенок в них особо заинтересован, а действия или движения – когда они выполняются. Взрослый должен постоянно комментировать все действия, выполняемые им и ребенком, стимулировать малыша к повторению за ним. Это способствует формированию речи (ее пониманию и воспроизведению).

♦ Использовать любимые ребенком игрушки и предметы для развития его речи (прежде всего понимания), предлагая сначала простые речевые инструкции, а затем постепенно усложняя их: «Где мяч?», «Покажи мяч». «Кати мяч». «Лови мяч». «Отдай мяч папе». «Дай красный мяч». «Возьми мячик на улицу». «Открой коробку и достань мяч». «Принеси мяч и машинку из другой комнаты». «Мячик закатился под кровать, достань его и принеси мне» и т.д. Создавать ситуации, побуждающие ребенка выполнять предлагаемые действия.

♦ Поддерживать у ребенка потребность в вокализациях, лепетной речи, развивать способность подражать звукам и словам, произносимым взрослым, побуждать ребенка все чаще произносить: слова («облегченные» и полные), простые и распространенные фразы в процессе общения.

♦ Создавать условия для общения ребенка с окружающими взрослыми (дома, во время прогулок, в детском саду, в магазине и т.д.) и детьми, например, организовывать совместные игры со сверстниками на детской площадке и т.п.

♦ Творчески использовать в процессе занятий советы специалистов.

При условии выполнения данных рекомендаций, и происходит так называемое спонтанное научение имплантированного ребенка устной речи.

Помимо этого родителям необходимо осуществлять и целенаправленное обучение ребенка дома, т.е. проводить специальные занятия-игры по развитию слухового восприятия и формированию и развитию речи, в том числе и за столом. Как правило, для этого используется первая половина дня до прогулки (время после завтрака). Организуя занятия, важно учитывать индивидуальные возможности ребенка, т.е. стараться не превышать длительность и количество занятий, допустимые в данном возрасте, менять виды деятельности, проводить физминутки и зрительные зарядки. Занятия должны проводиться обязательно. Пусть на первых порах они будут кратковременными, более «легкими», но непременно интересными. Постепенно ребенок привыкнет к занятиям и будет воспринимать их как неотъемлемую часть своей повседневной жизни.

Сурдопедагог учит родителей внимательно наблюдать и фиксировать слухоречевые реакции малыша, обучает их работе по развитию слухового восприятия неречевых и речевых звучаний, формированию и развитию устной речи - ее восприятию и воспроизведению. Он обсуждает методику работы, предлагает первичное содержание работы с ребенком дома, демонстрирует родителям различные приемы и способы работы для налаживания эмоционального контакта с малышом, для развития совместной деятельности с ним, а главное - для формирования у него потребности в общении.

При этом родители должны принимать самое активное участие в воспитании и обучении своего ребенка, тщательно выполняя рекомендации специалистов.

Помимо обучения родители должны стремиться к созданию условий для всестороннего развития своего ребенка, тем самым способствуя обогащению его личного опыта, развитию любознательности, потребности в общении. Следует поощрять интерес к наблюдениям в окружающем мире, экспериментированию, художественному творчеству, занятиям музыкой, танцами, спортом. При этом в отношении дошкольников следует действовать, взяв за основу программу развития и воспитания детей в детском саду

Самыми важными движениями, для развития речи, являются движения артикуляционного аппарата: языка, губ и т. д. Причем, тренировка мышц речевого аппарата ребенка происходит не только, когда он гулит или лепечет, но и когда дышит, дует, глотает, сосет и жуёт.. Кроме этого, конечно же, есть специальные упражнения для развития речевого аппарата.

Тренировать губы и язычок ребенка совсем не трудно: гудите, тарахтите, войте, мычите, каркайте и т. д. Давайте ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки. Смазывайте его губы каким-то лакомством, чтобы он их облизывал. Перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы. Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу. Учите его сплевывать ниточку, бумажку, крупинку.

Как уже упоминалось, очень полезно дуть - тут можно использовать и мыльные пузыри, и вертушки и т. д. Предлагайте игры на сдувание различных легких предметов: кусочков бумаги, ваты, бумажных фигурок (кораблики и т. п.). Например, если малыш уже видел снег на улице, возьмите несколько рыхлых кусочков ваты, покажите ребенку и скажите: "Смотри, вот падает снежок. Я подула на снежинку, и она полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?". Следите за тем, чтобы выдох был ртом, плавный и нешумный, а вдох производился через нос.

Помимо упражнений на голосовое подражание, по развитию речевого аппарата и стимуляции мелкой моторики рук, в развитии речи важное место занимают занятия по развитию внимания, слухового восприятия, памяти ребенка.

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие - они необходимы для развития умения сосредоточиваться на звуке - без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь.

- «Узнай что звучало?»

Возьмите различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (бумага, ложка, барабан, звонок, дудка и т. д.).Начинать игру нужно с двух предметов, постепенно увеличивая их количество Познакомьте ребенка с их названиями и привлеките его внимание к различным звукам, издаваемым этими предметами, дайте ему самому попробовать произвести эти звуки. Затем уберите эти предметы за ширму, и пошумите одним из предметов. Затем вместе с ним определите, какой предмет звучал.

В осознании ребенком звуков и накопления им слухового опыта поможет альбом, где вы вместе с ним будете рисовать предметы, которые издают различные звуки (или наклеивать картинки, фотографии), и подписывать их короткими предложениями. Там должны быть странички с картинками и фотографиями: «Моя семья», «Домашние животные», «Одежда», и т.д. Вы используете этот альбом на занятиях, называя эти предметы, звуки, действия вы помогаете ребенку их запоминать.

Очень важно, чтобы при занятиях по развитию речи с детьми, игровой элемент не был поглощен "образовательным", а эмоции ребенка не подавлялись. Если в процессе общения вы сделаете речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угаснет. Поэтому, используя игры и занятия по развитию речи, вы должны чутко следить за настроением малыша, а также учитывать его речевые возможности.

В заключение напомним общие для всех правила:

  • говорите с ребенком чуть медленно и внятно, достаточно короткими фразами, повторяйте сказанное не менее 3 раз;
  • игра - основная деятельность ребенка, поэтому все занятия с детьми возможно проводить только в игровой форме.
  • не переходите на "детский язык" (не "сюсюкайте") сами и просите не делать этого других взрослых. Помните, что ваша речь - образец для подражания.
  • каждый день читайте ребенку короткие потешкистихи, сказки, обсуждайте картинки; не отказывайте, если ребенок попросит вас в N-ый раз прочитать его любимую сказку.
  • Будьте терпеливы и настойчивы и результат обрадует вас.
  • Таким образом, для успешной реабилитации имплантированного ребенка особое значение имеет деятельная, активная позиция родителей, проявляющаяся в стремлении понять особенности нарушенного развития ребенка и желании овладеть необходимыми знаниями и умениями для оказания ему коррекционно-развивающей помощи.

Марка импланта?

Как давно проверяли настройки внешнего процессора?

Есть ли  слуховой аппарат на 2 ое ухо?

Пользуетесь ли пультом?

Регулярно ли посещаете сурдопедагога? На каком этапе коррекции?

Какие жалобы по слуху есть? Когда  проверяли с сурдопедагогом? Результат проб? На каком расстоянии от уха работаете?

Общается ли с вами ребенок ? как? (жесты, мимика, слова, предложения);отвечает ли на вопросы, выполняет ли словесную инструкцию?; обращается с просьбами?

Какие слова  есть в обиходе, Быту?

Условия при которых происходит максимальная реабилитация детей с КИ

- КИ хорошо работает и ребенок постоянно его носит;

- КИ правильно настроен;

- созданы хорошие условия для восприятия звуков, поскольку дети с КИ испытывают трудности при обучении слушать в шумных помещениях;

- есть возможность слушать разные неречевые и речевые звуки;

- созданы условия для развития соответствующих коммуникативных навыков в различных ситуациях общения (взрослый/ребенок, ребенок/ребенок, взрослый/дети);

- у ребенка появляется положительный опыт в развитии навыков слушать и общаться:

- в процесс реабилитации вовлечены все люди, заботящиеся о ребенке: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники, учителя и др.

Слуховое развитие ребенка после кохлеарной имплантации происходит в 2-х ситуациях:

- в естественных условиях, дома, на улице, в. гостях и пр. В этих ситуациях слуховое развитие происходит естественно, непроизвольно, интегрально. Здесь ведущая роль принадлежит родителям и то, как активно они будут участвовать в этом процессе, определяет значительную долю успеха имплантации.

- во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом и родителями. Эти занятия позволяют быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в естественных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада

В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имп...

Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации

В презентации показаны основные направления педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации....

План по самообразованию педагога «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ С СЕМЬЕЙ»

 Очень важна роль семьи в воспитании ребенка, особенно для ребенка с особыми потребностями в обучении. Наличие у родителей опыта систематических самостоятельных занятий является одним из важных услови...

"Развитие речевой активности у детей после кохлеарной имплантации в условиях логопедической группы"

В статье представлен опыт работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе ДОУ....

Консультация для педагогов и родителей " «Как заниматься с детьми дошкольного возраста после кохлеарной имплантации».

Консультация для педагогов и родителей "Как заниматься с детьми дошкольного возраста после кохлеарной имплантации"...

Консультация для педагогов «Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации»

В консультации для педагогов раскрыты особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации. ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ»

Одним из наиболее эффективных способов дать ребенку с серьезными нарушениями слуха возможность научиться слышать и впоследствии успешно интегрироваться в общество является кохлеарная имплантация (КИ)....