Сотрудничество в работе с детьми учителя-логопеда и родителей
консультация (подготовительная группа)
Одним из важнейших направлений в коррекционно–воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_logopeda_i_roditeley.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 12 «Звездочка»
г. Ртищево Саратовской области
«Сотрудничество в работе с детьми
учителя-логопеда и родителей
учителm-логопед МДОУ №12 «Звёздочка» Андрианова Л.М.
Ртищево
2020г
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Дефицит родительского общения возникает и в, казалось бы, благополучных семьях, родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, поэтому в настоящее время наблюдается острая потребность работы с семьей. Воспитатель, психолог, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей. Прежде всего, усилия педагогов направлены на понимание взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, начинается развитие его личности.
Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с недостатками речевого развития. От взаимоотношения ребенка с родителями зависит адекватность отношения ребенка с социальной средой. В семье, где растет ребенок с теми или иными недостатками развития речи создается специфическая ситуация, так как внутрисемейные отношения часто зависят от вида и тяжести речевого дефекта ребенка. В большинстве случаев, родители, имеющие детей с недостатками развития речи, чувствуют себя неудовлетворенными, подавленными и задают себе вопрос: «Почему именно мой ребенок такой?».
Одним из важнейших направлений в коррекционно–воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Родители в известной мере привыкают к речи детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. В связи с этим, в ходе работы ставятся цели:
- помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
- разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
- подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: проведение родительских дней, оформление стендов и уголков в помощь родителям, проведение открытых логопедических занятий, консультации, беседы, чтение лекций, проведение семинаров, обучение родителей игровым занятиям и др.
Индивидуальное консультирование родителей проводится один раз в месяц на протяжении учебного года. Индивидуальные консультации строятся с учетом дефекта ребенка и его индивидуальных возможностей. В ходе индивидуального консультирования логопед:
- Сообщает о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны;
- Обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения;
- Показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки;
- Подчеркивая успехи и трудности ребенка, логопед показывает, на что нужно обратить внимание дома.
Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
не ругать ребенка за неправильную речь;
ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи.
Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной.
жизни.
Методические рекомендации для родителей .
Общие методические рекомендации:
— покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК);
— систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;
— занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;
- не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;
- не давайте на одном занятии более 2—3 упражнений;
- соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;
- не предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному;
- вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;
- постепенно усложняйте требования к речи ребенка;
- учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;
- совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;
- согласовывайте с педагогом всю работу по воспитанию своего ребёнка;
- помните, что сроки преодоления речевых и психических нарушений зависят от степени сложности, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе;
- верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправлении нарушений.
Варианты специфических рекомендаций учителям-логопедам в работе с родителями:
— родителей, недооценивающих серьезность положения, следует убедить в важности логопедической работы, показав например, тетради с выраженной дисграфией; объяснить, что нарушения произношения могут явиться причиной неуспеваемости в школе по русскому языку и чтению;
— родителям с гиперрефлексией на дефект важно объяснить, что прогноз коррекции может быть весьма благоприятным, если ребенок почувствует себя спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть, поначалу, небольших успехов; ребенок переживает свой дефект и это сказывается на особенностях его личности и поведения;
— не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям;
— не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его;
— работу с логопедом не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка, является для него личностно-значимой (игры по дороге в детское учреждение, в магазин; занятия на прогулке, на кухне и т.д.);
— подробно рассказывать, каким образом дефектное произношение может зависеть от аномалий в строении артикуляционного аппарата, какую роль может играть наследственность в формировании правильной речи;
— родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.
Результаты совместной работы родителей и ребенка выражаются в наличии следующих умений:
- отличать правильное произношение от дефектного;
- осуществлять слуховой контроль за собственным произношением;
- оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
- узнавать и различать звуки.
У детей должны быть сформированы речедвигательные навыки для правильного звукопроизношения, а также психологическая база речи (достаточно развитые восприятие, ощущение, внимание, память, мышление и другие психические процессы), способствующая формированию готовности к успешному освоению учебной деятельностью в школе.
Обобщив выше сказанное можно сделать вывод, что совместная работа логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми – большой вклад в работу по формированию правильной и красивой речи, залог будущего успешного обучения вашего ребенка в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "
В своей публикации хочу затронуть важную часть логопедической работы – это взаимодействие учителя –логопеда с родителями.Родители - главные помощн...
Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей»
Взаимодействие логопеда и семьи, является одной из приоритетных задач, и осуществляется с использованием структурно-функциональной модели, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитичес...
Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя с родителями в коррекционной работе с детьми, как эффективность успешности обучения
В статье раскрываются формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и родителей....
Организационные формы сотрудничества учителя – логопеда ДОУ и родителей
Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы учителя - логопеда и родителей. Они должны стать не только участниками образовател...
Совместная работа с детьми учителя-логопеда и родителей
Контроль за поставленными звуками...
«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»
laquo;Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»...
Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи
Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...