Опыты с природным материалом дома (песок, глина, камни, вода)
консультация (старшая, подготовительная группа)
Консультация раскрывает методику проведения опытов с природным материалом (песк, глина, камни, вода). Содержит конкретные рекомендации для родителей по организации опытов с дошкольниками в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_provesti_opyty_s_peskom.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ БГО Детский сад № 12 общеразвивающего вида
Консультация для родителей:
«Опыты с природным материалом дома
(песок, глина, камни, вода)»
Выполнила:
Маслова А.В.
г. Борисоглебск, 2020 г.
Необходимое оборудование: стол, различные ёмкости, воронки, лупы, пластиковые бутылочки и др.
Организуя совместную работу с детьми, необходимо придерживаться следующей структуры детского экспериментирования:
1.Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.
2.Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы).
3.Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
4.Проверка гипотез (сбор данных, экспериментирование, реализация в действиях).
5.Анализ полученных результатов (подтвердились ли гипотезы).
6.Формулирование выводов.
Опыты с песком
1. Песочные струйки.
Цель: Знакомить со свойствами сухого песка – сыплется.
Материалы: пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.
Надо взять бутылочку с отверстием в крышке, насыпать через воронку песок (показывает). Видите, как песок сыплется через воронку, как вода струйкой течёт. Сухой песок – сыпучий. Теперь, когда моя бутылка наполнилась песком, я закрою её крышкой, в которой есть отверстие, переверну бутылочку. Ой, песочек высыпается струйкой. Им можно рисовать, например, солнышко, домик (показывает). А теперь вы попробуйте.
2.Чудесные фигурки.
Цель: Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок лепится.
Материалы: песок, вода; совочки, ведёрки, формочки.
Приходит грустный Хрюша.
Хрюша, ты почему такой грустный?
Хрюша. Никто меня не обижал. Просто я хотел сделать для ребят сюрприз – забавные песочные фигурки, но ничего не получилось, песок весь рассыпается. Почему это происходит, ребята?
Дети. Из сухого песка фигурки не лепятся, а только из мокрого.
Да, Хрюша, из сухого песка фигурки не сделаешь. Дети, как помочь Хрюше? Что нужно сделать, чтобы песок стал мокрым?
Дети. Налить воды в песок и перемешать лопакой.
Дети смачивают водой песок, зачем делают песочные пирожки, используя формочки.
Мы в песочнице вдвоём
Пирожки с тобой печем,
Шаньги лепим, куличи,
И румяны калачи,
Угостим своих друзей,
И прохожих и гостей...
Хрюша. Почему же мокрый песок не сыплется?
Это происходит потому. Что вода склеила между собой частички песка. А у сухого песка все частички – отдельно друг от друга.
Дети делают пирожки из мокрого песка с помощью формочек.
3.Сыпучий песок
Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Рассмотрите через лупу форму песчинок. Она может быть разной, в пустыне она имеет форму ромба. Возьмите песок в руки, он сыпучий.
4.Песок может двигаться
Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.
5.Свойства мокрого песка
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
Опыты с глиной
1. Узнаем, какая глина.
Цель: Знакомить со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся.
Материалы: куски глины; ведёрко; вода.
Воспитатель. Ребята. Посмотрите, что у меня в руках. (показывает комок глины)
Дети. Камень.
Взрослый роняет комок на пол. Что с ним стало?
Дети. Он разбился.
Значит, это не камень. А если опустить кусочек в ведро с водой?
Дети собирают кусочки глины и опускают их в ведро с водой. Постепенно глина размокает.
Куда делись комочки? Они размокли. Потому что это не камень, а комок глины. Давайте закроем ведро крышкой и оставим его так до завтра.
2. Глиняные шарики.
Цель: Учить определять качества глины: мягкая, пластичная.
Материалы: глиняные предметы; глина; миска с водой; подставки; салфеточки.
Показывает поделки из глины: уточка, чашечка, мячик, палочки.
Хрюша. Ой, что это ребята? (Рассматривают) Интересно, из чего они сделаны?
Воспитатель. Всё это сделано из глины. А вы хотите сделать такие палочки и шарики? Вот так (показывает)
Дети берут глину из ведёрка, стараются скатать шарики, палочки.
Какие замечательные поделки можно сделать из глины!
Хрюша. А всё потому, что глина мягкая, пластичная.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина)
А ещё она хрупкая. («Нечаянно» роняет свою глиняную палочку). Кусочек глины разбился, его надо положить в воду, он размокнет, и из него можно будет снова слепить поделку.
Дети играют своими поделками.
3.Песок и глина
Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплется - песок или глина? Песок. Поэтому и говорят, что песок «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Первый вывод: песок - рыхлый, в отличие от глины.
Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее поместить трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок - рыхлый.
Опыты с камнями
1. Лёгкий – тяжёлый.
Цель: Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов.
Материалы: Ведёрки с пёрышками и камешками; пластиковые бутылки с водой, песком.
В гости к детям приходят Хрюша и медвежонок Винни-Пух.
Хрюша. Здравствуйте, ребята! Сегодня я к вам пришёл вместе с Винни. Ему так хочется поиграть с вами. Можно взять эти игрушки?
Воспитатель. Пожалуйста, выбирайте! (Предлагает пластиковые бутылочки с водой разного размера).
Хрюша берёт маленькую бутылочку, а Винни – большую.
Ребята, Давайте, определим, одинаковые ли бутылочки.
Дети. У Хрюши – маленькая и лёгкая. А у Винни – большая и тяжёлая.
Хрюша и Винни, возьмите вот эти бутылочки. (Одна с песком, а другая набита ватой).
Дети определяют вес бутылочек, с песком – тяжёлая, а с ватой – лёгкая.
Ребята, давайте угостим Хрюшу и Винни.
Предлагает выбрать «угощение» в ведёрках, в одном лежат камешки, а в другом – перышки.
Дети определяют, что ведёрко с камешками тяжёлое. А с пёрышками – лёгкое.
Дети «угощают» Хрюшу и Винни, при этом проговаривая «Кушай тяжёлый камешек», «Кушай лёгкое пёрышко».
2.Горный рельеф.
Накрыть платком ладонь. Платок – это земная кора. Пошевелить пальцами, согнуть их – “земная кора” приходит в движение и т.д.
3.Рассматривание через лупу камней с различными рисунками. Описать “кто что видит” (кристаллики, трещинки, узоры и т.д.)
Опыты с водой
1.Прозрачность воды
Перед ребенком стоят два прозрачных стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить ложечки или палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком – нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.
2.Лед – это твердая вода
Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную емкость, чтобы каждый ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.
Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.
Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Вывод: лед, снег - это тоже вода.
3.Вода – жидкая, течет
Дайте детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
4.Вода не имеет формы
Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?
Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается жидкость и растекается по поверхности блюдца.
5.У воды нет вкуса
Предложите детям попробовать через соломинку воду.
Вопрос: есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется свой действующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкус не чувствует.
А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
6.Пар – это вода
Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно еще доказать, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.
Если под рукой нет термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.
7.Капельки
Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капельницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.
7.Иней
Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.
8. Делаем облако.
Наливаем в банку горячей воды 3см на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по теме недели "Природные материалы" (песок, глина, камни)
Информирование родителей по теме недели. Рекомендовать родителям поиграть, провести опыты с детьми....
«Природный материал-песок, глина, камни»-конспект НОД по ознакомлению с природой, старшая группа
Конспект НОД для старшей группы, ознакомление с природой...
Сценарий ООД по познавательному развитию в старшей группе «Природный материал – песок, глина, камни»
Сценарий занятия по ознакомлению с природой в старшей группе с применением квест-технологий....
Опыты с природным материалом дома (воздух, ветер, температура, свет)
Даны рекомендаци для родтелей по проведению опыто с дошкольниками дома. Объекты исследования: воздух, ветер, температура, свет)....
Конспект организованной образовательной деятельности "Природный материал - песок, глина, камни".
Углублять представления о существенных характеристиках свойств и качеств природных материалов....
Природный материал - песок, глина, камни.
Задачи:Образовательные:Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень &nda...