Опыты с природным материалом дома (воздух, ветер, температура, свет)
консультация (старшая, подготовительная группа)

Маслова Анжела Викторовна

Даны рекомендаци для родтелей по проведению опыто с дошкольниками дома. Объекты исследования: воздух, ветер, температура, свет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ БГО Детский сад № 12 общеразвивающего вида

Консультация для родителей:

«Опыты с природным материалом дома

(воздух, ветер, температура, светом)»

Выполнила:

Маслова А.В.

г. Борисоглебск, 2014г.

Опыты с воздухом

1. Игра с соломинкой.

Цель: Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

Материалы: трубочки для коктейля; стаканчики с водой.

Хрюша . Ребята, я так скучал без вас, я принёс вам подарки.

Раздаёт всем детям трубочки для коктейля.

Хрюша. Попробуйте подуть в трубочку, а теперь поставьте ладошку перед трубочкой и снова подуйте. Почувствовали, как откуда-то появился ветерок? (Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули).

Воздух нам нужен для дыхания. Он попадает внутрь человека через нос или рот, и при выдохе его можно не только почувствовать (как вы почувствовали ветерок из трубочки), но и увидеть.

Хрюша. А я не верю!

Мы с ребятами тебе это докажем. Для этого надо опустить конец трубочки в воду и подуть (наливает детям воду в стаканчики, они дуют). Вы видите? Откуда появляются пузырьки и куда исчезают?

Дети: Из трубочки.

Хрюша. Пузырьки вышли из трубочки, а так как воздух лёгкий, пузырьки поднимаются через водичку вверх.

Ребятки, а какой воздух нужен нам для дыхания?

Дети: Чистый и прозрачный.

2. Выдувание мыльных пузырей.

Цель: Научить выдувать мыльные пузыри; познакомить с тем, при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Материалы: тарелка (поднос); стеклянная воронка; соломинки и раствор для мыльных пузырей.

(обращает внимание детей на поднос) Какой большой поднос! На него можно много яблок положить, помидоров, можно поставить бокалы с соком. А что бы вы положили на него?Ответы детей.

Я сегодня налью на этот поднос воду, только не простую, а мыльную. А на середину прямо в воду положу вот такую красивую пуговицу. Теперь накрою её прозрачной воронкой. Пуговка спряталась под воронкой как под прозрачным колпаком. А я сейчас сделаю для нашей пуговки ещё один колпачок: возьму соломинку, опущу в воронку и подую в соломинку вот так.

Над воронкой надувается мыльный пузырь ( над пуговицей)

Вот получился ещё один колпачок – мыльный пузырь, внутри него находится воздух. А как он туда попал? (Ответы детей) Правильно, я его выдохнула его из себя. Хотите сами попробовать надуть мыльные пузыри?

Подарили мне игрушку

Не машинку, не хлопушку.

Просто тюбик. А внутри

Притаились пузыри.

Я лопаточку с «окошком»

Окуну в раствор немножко.

Дуну раз, и два, и три,

Разлетятся пузыри.

Пузыри легко взлетают,

Цветом радуги сверкают.

-Мама, мама, посмотри

Как сияют пузыри!»

Я поймать рукой старался,

Осторожно подбирался.

Лишь коснутся о ладонь-

Хлоп! И нету! Мол, не тронь!

Я ловил, они летели

И садиться не хотели

Целый день я так провёл.

Весь раствор уже извёл.

Я ещё бы поиграл,

Жаль, что тюбик очень мал.

Взрослый показывает, как можно надуть мыльный пузырь (используется игрушка «Мыльные пузыри). Дети сами выдувают мыльные пузыри, играют с ними. Воспитатель обращает внимание детей на то, что одни пузыри большие – значит, в них больше воздуха вдохнули, другие меньше размером – это потому что в них мало воздуха.

3.Воздух имеет вес

Положите на чаши весов надутый и ненадутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит.

4.Воздух невидим

Воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

5.В воде появляются пузырьки воздуха

Рассмотрите губку. Что видите? (Дырочки, отверстия.) Что в этих дырочках? (Воздух.) Что случится, если губку погрузить в воду? В воде появятся пузырьки - воздух из дырочек будет выходить в воду.

Опыты с ветром

1.Как появляется ветер.

Приоткрываем дверь на улицу, зажгли свечи, первая свеча снизу, вторая на верху. Дети определяют куда направляется пламя свечей (нижнее во внутрь помещения, верхнее наружу).

Почему так происходит? У нас в комнате теплый воздух. Он может летать, путешествовать. В комнате такой воздух поднимается вверх. Ему хочется поскорее вырваться и полететь. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замерз и хочет погреться. Он тяжелый, неповоротливый, поэтому остается у земли. Откуда он будет входить к нам сверху или снизу. Получается, что один воздух теплый движется вверху, а на встречу ему, внизу ползет другой холодный. Там где двигаются и встречаются, теплый и холодный воздух - появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.

2. Волны и ветер

На столах миски с водой для каждого ребенка. В каждой миске свое "море"- красное, черное, желтое. Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны, чем сильнее дуть, тем больше волны, если подуть сильнее море разбушуется.

Художественное слово: А. Орлов.

Ветер пастушок.

 Ходили в море

 Ветер - пастушок

 Дует ветер

 В маленький рожок

 А вокруг него бегут барашки

 У барашков белые кудряшки.

3. Парусные кораблики

Опустите парусные кораблики в поддон с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру.

Что произойдет с кораблем, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря и корабль может потерпеть настоящее крушение. (фото)

Художественное слово. А.С. Пушкин.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах,

Ветер весело шумит, судно весело бежит

Мимо острова Буяна, к царству славного Салтана:

4.Определение силы ветра

Выходим на улицу, для определения силы ветра при помощи флюгера.

В. Ребята наш флюгер не кружится, стоит на месте, что это означает?

Д. Нет ветра.

В. Совершенно верно.

Воспитатель подводит итог занятия.

Домашнее задание. Объяснить родителям, как получается ветер.

Опыты с температурой (теплотой)

1.Горячо – холодно.

Цель: Научить определять  на ощупь температуру воды, предметов.

Материалы: пластиковые бутылки с холодной и тёплой водой, тазик.

В гости к детям приходит чумазая кукла Настя.

Настя. Девочки, возьмите меня на ручки, покачайте, спойте песенку.

Настенька, посмотри на себя: ручки грязные, ножки тоже. Лицо чумазое. Сначала тебя надо умыть.

Ребята, какой водой умываться лучше:  тёплой или холодной?

Дети. Тёплой.

Правильно, тёплой.

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

                                                       А кто не умывается,

Никак не называется.

Вот две бутылочки с водой, в одной тёплая вода, а в другой – холодная.

Дети определяют на ощупь, где тёплая вода, а где – холодная, наливают в тазик тёплую воду и моют куклу Настю.

                                                         Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С тебя худоба!

Вода к низу,

А дитя к верх. 

Девочки вытирают куклу и укладывают её спать.

. Дети самостоятельно моют игрушки в тёплой воде.

2. Чудесный мешочек.

Цель: Продолжать учить определять температуру твёрдых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее).

Материалы: мелкие предметы из дерева, металла (кубики, шарики и др.)

Хрюша приносит в коробке предметы: деревянные кубики и шарики, металлические палочки и колечки. Дети рассматривают их, называют, определяют из чего они сделаны. Затем складывают предметы в чудесный мешочек.

Ребята, давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек». Вы будете доставать из мешочка по одному предмету, говорить, какой он: холодный или тёплый.

Дети достают из мешочка предметы и складывают холодные и тёплые предметы отдельно. Холодные предметы из металла, а тёплые – из дерева.

Вывод: Металлические предметы – холодные, а деревянные – тёплые.

Дети самостоятельно играют в игру « Чудесный мешочек».

Опыты со светом

1.Солнечный зайчик

Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем.

Материал: маленькие зеркала, солнечный свет

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать.… Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.

3.Радуга

Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово «paдуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом. И если бы люди сначала увидели радугу сверху, то они, может быть, назвали ее «радуга»

4.Гром и молния

Предложите ребятам познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводить в темной комнате. Понадобятся два надутых продолговатых воздушных шарика. Шарики натрите чем-нибудь шерстяным, например, варежкой или шарфиком. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры - как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание, как гром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простые опыты с ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Для дошкольников

Исследование свойств природных материаловИсследование свойств почвыЭкологический проект...

Простые опыты с природными материалами для дошкольников

Экспериментирование играет большую роль в развитии ребёнка - дошкольника. Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной...

Картотека: "Простые опыты с природным материалом"

Познакомить детей со свойствами природных материалов почва, песок, глина...

Опыты с природными материалами

Описание опытов с природными материалами...

Опыты с природным материалом дома (песок, глина, камни, вода)

Консультация раскрывает методику проведения опытов с природным материалом (песк, глина, камни, вода). Содержит конкретные рекомендации для родителей по организации опытов с дошкольниками в домашних ус...