Методические рекомендации для родителей по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
консультация (старшая группа)
В данной консультации родители могут найти методические рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики; упражнения с описанием, которые будет способствовать развитию мышц органов артикуляционного аппарата для постановки звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 340.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Важная роль артикуляционной гимнастики
в развитии речи детей»
Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Оказывается, язык - главная мышца органов речи.
Недостатки звукопроизношения мешают дошкольнику развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
При нарушении звукопроизношения важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики.
Эту работу осуществляют по двум направлениям:
- формирование кинестетической основы движения: ощущение положения органов артикуляции;
- формирование кинетической основы движения: сами движения языка и артикуляционных органов.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребёнок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребёнком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
4. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Виды упражнений
Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:
Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:
Статичные упражнения
1. «Улыбка» («Заборчик»)
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны
передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
2. «Лопаточка»
Описание: широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 сек.
3. «Чашечка»
Описание: рот широко раскрыть. Широкий язык поднять к верху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 сек.
3. «Иголочка»
Описание: рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 сек.
4. «Горка»
Описание: рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.
5. «Трубочка»
Описание: высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 раз.
Динамические упражнения
1. «Часики»
Описание: высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счёт логопеда. Проделать 15 раз.
2. «Лошадка»
Описание: присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку, проделать 10 раз.
3. «Грибок»
Описание: раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.
4. «Качели»
Описание: высунуть узкий язык. Тянуть языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводиться под счёт логопеда 10-15 раз.
5. «Вкусное варенье»
Описание: высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.
6. «Змейка»
Описание: рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
7. «Маляр»
Описание: высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.
8. «Катушка»
Описание: кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывать вперед и убирать вглубь рта. Проделать 15 раз.
Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 5 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать».
Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:
На начальном этапе в ходе выполнения артикуляционной гимнастики будет наблюдаться напряжённость движений органов артикуляционного аппарата. Но постепенно напряжение исчезнет, движения станут координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребёнка, проводить лучше в игровой форме.
Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики с детьми, имеющие нарушение звукопроизношения как с логопедом, воспитателями группы компенсирующей направленности, так и с родителями способствует развитию мышц лицевой и артикуляционной моторики, продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии – усвоению слов сложной слоговой конструкции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики в детском саду
Чтобы занятия артикуляционной гимнастикой были эффективными, необходимо соблюдать определенные правила. Грамотный подход к выполнению артикуляционных упражнений – залог скорейшего преодоления речевых ...
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
Рекомендации по проведению упражнений дыхательной и артикуляционной гимнастики...
Методические рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает ...
Рекомендации родителям по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
Рекомендации родителям по проведению упражнений артикуляционной гимнастики...
Рекомендации для родителей по проведению упражнений по артикуляционной гимнастике
Рекомендации для родителей по проведению упражнений, по артикуляционной гимнастике...
Рекомендации для родителей по проведению упражнений, по артикуляционной гимнастике
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают...
Консультация для родителей "Рекомендации при проведении упражнений артикуляционной гимнастики"
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения....