Статья на тему : «Литературное развитие дошкольников при изучении кумулятивных сказок»
статья

Ханина Анастасия Владимировна

Литературное развитие дошкольников при изучении кумулятивных сказок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Литературное развитие дошкольников при изучении кумулятивных сказок»                                                         

Развитие ребенка, его знакомство с миром происходит через сказку. Через сказку, в доступной форме, дети получают понимание о добре и зле, отваге и трусости, дружбе и предательстве… Через сказку проходит процесс литературного развития и формируется культура речи детей.

Одной из основных задач литературного развития дошкольников является развитие в ребенке желания и умения творчески мыслить и анализировать, а для решения этого вопроса необходимо после каждого прочтения ставить ряд заданий, способствующих формированию умения детей задумываться о содержании, смысле, правильности, справедливости поступков героев, ведь именно обсуждения, задания и вопросы к сказкам побуждают дошкольников размышлять, тем самым направляют их литературное развитие.

Первые сказки, которые обычно предлагаются детям раннего возраста - цепочные сказки. Филологи, изучающие сказочный материал, используют для них название «кумулятивные сказки».

Кумулятивные сказки – это не очень широкий вид сказок, они имеют специфические композиционные и стилевые особенности, которые определяют их в отдельный ряд.

Основной художественный прием, отличающий кумулятивную сказку от других сказочных жанров, состоит в многократном повторении элементов или одних и тех же действий, выстраиваемых в цепочку - любое новое звено или блок исследуется и связывается с предыдущим звеном или блоком до тех пор, пока созданная таким образом цепь не расплетается в обратном убывающем порядке или не обрывается.

В кумулятивных сказках почти нет описания - сюжет, как таковой,  отсутствует вообще, все события незначительны, но важны, именно по этой причине создается комический контраст с неумеренным их нарастанием или неожиданной концовкой. Часто речь идет о каком-то нагромождении, в котором и состоит весь интерес этих сказок и все их содержание.

Кумулятивная сказка является самым доступным и простым наглядным материалом для основы формирования культуры и развития речи детей - она представляет собой чистый вымысел, словесную игру в нанизывание, нагромождение событий и персонажей в соответствии с избранной словесной формулой или первоначальной причиной, поэтому кумулятивный жанр содержит в себе богатые возможности для развития творческих, интеллектуально-познавательных способностей, а так же литературного развития детей.

Список литературы

  1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. – М.: Альфа-книга, 2008.
  2. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. – 2005. - №10.
  3. Зуева Т. В. Волшебная сказка. - М.: Прометей, 2008.
  4. Пивнюк Н. Что может сказать сказка // Литература. – 2006. - №17.
  5. Пропп В.Я. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2008.
  6. Третьякова Ш. К вопросу об исторических корнях кумулятивных сказок // Гуманитарные науки в Сибири. – 2005. - № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Речевое и литературное развитие дошкольников»

Актуальность темы статьи обусловлена увеличением количества детей, имеющих нарушения речи. По данным ведущего невропатолога России, доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70% нов...

Статья на тему: "Творческое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности"

Статья на тему: "Творческое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности"...

статья по теме "Валеологическое развитие дошкольников посредством проектной деятельности"

статья по теме "Валеологическое  развитие дошкольников посредством проектной деятельности"...

Статья на тему: "Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС"

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение ро...

Статья на тему: «Познавательное развитие дошкольников в условиях ФГОС

Статья на тему: «Познавательное развитие дошкольников в условиях ФГОС»        На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольног...

Статья на тему "Речевое развитие дошкольника"

Предлагаемый материал подскажет как продуктивно заниматься с ребенком, как обогатить словарь, совершенствовать грамматический строй речи, в какие речевые игры поиграть на досуге....

статья на тему "КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЯ"

Аннотация: в статье проанализирована проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста, рассмотрены возможности конструктора LEGO DUPLO как средства развития речи детей младшего...