Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС
статья
В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения должны перестраивать свою работу в соответствии с новыми требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fayl.odt | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Мишева М.Ю., воспитатель
ГБОУ ОДОД гимназии № 66 Приморского района
Санкт-Петербурга
Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС
В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения должны перестраивать свою работу в соответствии с новыми требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и практике ДOУ, а также педагогических технологиях. Следовательно, педагогический процесс в ДOУ должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что, в свою очередь, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая осуществляется в стенах детского сада.
Целевые ориентиры ФГОС ДО выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Согласно ФГОС целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка, а социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка. Таким образом, для успешного обучения в начальной школе выпускник детского сада должен быть: социально отзывчивым; физически развитым; активным и любознательным; общительным и уметь взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками; контролировать свое поведение и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, владеть универсальными предпосылками учебной деятельности; решать задачи интеллектуального и личностного характера; иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
В дошкольном учреждении ребенку помогают приобрести все эти качества и умения разные виды деятельности. Игра является ведущим видом деятельности и главным педагогическим средством в детском саду. В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходит мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет, постройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры.
Игровая деятельность несет следующие развивающие функции:
- коммуникативная;
- познавательная;
- развивающая;
- коррекционная;
- диагностическая.
Основные признаки игры:
1. Организованное начало игры (выбор участников, распределение ролей и действий, планирование сюжета).
2. Воображаемая ситуация (умение принять роль, превратиться в кого-то, имитировать действия персонажа и суметь ответить на 2 вопроса: Кто ты? Что ты делаешь?).
3. Обозначение пространства игры (игрушки, средообразующие предметы (ширмы, заборчики и т.д.), предметы-заместители).
4. Изменение внешнего облика (элементы костюмов, костюмы, атрибуты).
5. Организованное завершение игры: (поощрение в форме хвалебных слов, подарков, сюрпризов, аплодисментов).
Классификация игры:
- Игры с правилами (дидактические, развивающие, подвижные, игры-эксперименты).
- Творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные, имитационные, режиссерские с игрушками, музыкальные, хороводные, игры-забавы).
Игра в дошкольном учреждении используется:
- как самостоятельная деятельность детей;
- как совместная деятельность детей и взрослых;
- как часть занятия;
- как самостоятельное занятие;
- как средство коррекции;
- как средство диагностики.
Полученные в игре положительные эмоции вызывают у детей хорошее настроение, укрепляют их нервную систему, сохраняют психическое здоровье детей, способствуют позитивному отношению ребенка к детскому саду и образовательному процессу. Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и познавательной. Поэтому игра является основным средством достижения целевых ориентиров ФГОС ДО.
Игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить. В.А. Сухомлинский писал: "Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС
Структура игры, виды игр , роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования....
Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС
Игра -это не только развлечение времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, но и ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша....
Статья: Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.
Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС. Целевые ориентиры дошкольного образования,определенных ФГОС-это социально-нормативные возрастные...
Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.
Существует меткая народная поговорка: «Бюрократ в жизни, не доиграл в детстве». Да, если дошкольник не наиграется вволю – значит, многое мы ему недодадим, многого ему будет не хватат...
«Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС»
Роль игры у детей дошкольного возраста, определенных ФГОС...
СТАТЬЯ: Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС
Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень»...
Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живи...