СТАТЬЯ "Работа с бумагой, как средство развития мелкой моторики у детей"
статья (старшая группа)
Работа с бумагой, как средство развития мелкой моторики у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_bumagoy1.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с бумагой,
как средство развития мелкой моторики рук
у детей с общим недоразвитием речи.
Проблемы здоровья детей, создание равных стартовых возможностей для их различных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, определены в качестве важных и актуальных направлений развития образовательной системы РФ. В рамках федерального государственного стандарта дошкольного образования создается предметно-пространственная развивающая среда для всех детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Мои воспитанники относятся к категории детей с общим недоразвитием речи. Они страдают моторной неловкость, неустойчивой координацией движений, не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Им требуется длительная коррекционная работа по развитию мелкой моторики рук. Движения бывают несогласованными, дети не в состоянии действовать двумя руками сразу, что ведет к несформированности ручных умений. У них часто не выделяется ведущая рука.
Одним из средств по преодолению недостатков развития является конструктивная деятельность с бумагой способом «Оригами», которая дает и лечебный и развивающий эффект. Занятия создают основу для полноценного общения детей между собой и с взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное настроение и положительные эмоции. А бумага является замечательным доступным материалом для детского творчества, детей легко заинтересовать экспериментами с ней.
Кроме развивающих и обучающих задач эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой. Дети становятся более открытыми, добрыми, отзывчивыми, учатся общаться, дружить, работать в коллективе. Сопровождение работы спокойной музыкой создает эмоциональный настрой и снижает утомляемость.
Занимаясь с бумагой, дети развивают память, внимание, воображение, конструктивное мышление, расширяют игровой опыт, обогащают словарный запас, и самое главное – руки ребенка становятся более ловкими, согласованными. Однако это происходит не само по себе, а при многократном и систематическом повторении.
Большую роль в усвоении программных задач оказывают родители. В семьях воспитанников у детей имеется материал для занятий ручным трудом. Родители заинтересовались «Оригами», с удовольствием занимаются ею с детьми, устраивают конкурсы, выставки, принимают участие в оформлении группы.
В процессе своей работы я еще больше утвердилась в понимании того, что ручной труд, работа с бумагой оказывает большое значение для развития ребенка в целом: формирования трудовых умений и навыков, развития мелкой моторики, всех психических процессов – внимания, мышления, воображения, восприятия. Создание поделок из бумаги дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами создателя, а не потребителя, что является очень важным для детей с общим недоразвитием речи. И пусть поделки не всегда совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение. А самое главное, у детей появилась уверенность в своих силах, они верят в успех, им нравится заниматься и играть с бумагой.
Кроме того, процесс поделок способом «Оригами» - увлекательное занятие для детей, оно служит познанию мира, развитию творческого воображения, конструктивного мышления, художественного вкуса (дети самостоятельно раскрашивают поделки). Это приносит им чувство радости, восторга.
Прежде чем приступить к изготовлению поделок я знакомлю детей со свойствами и видами бумаги.
Поддерживать интерес к занятию помогают:
- Игры на знакомство с бумагой и ее свойствами: «Угадай-ка на ощупь», «Тонет - не тонет», «Веселые полоски», «Что шуршит?»;
- Игры-упражнения на знакомство с основными приемами работы с бумагой (складывается, рвется, мнется, сгибается, склеивается, режется ножницами);
- Опыты, закрепляющие знания детей о бумаге (бумага мнется, рвется, режется, намокает, впитывает масло, издает звук, летает, горит).
Успех обучения возможен лишь при условии создания предметно-пространственной развивающей среды. Поэтому в группе оборудован центр экспериментирования: дети после работы с воспитателем, по его заданию самостоятельно убеждаются в том, о чем говорил воспитатель, делают выводы, зарисовки в альбомах. В группе имеется центр ручного труда, где много цветной бумаги разной по фактуре, геометрические фигуры, обводки, дидактические игры «Угадай-ка!, Что не так?», «Чего не хватает?», таблицы, модели, схемы.
В основу планирования работы с бумагой (конструирование из бумаги) положены лексические темы, учтены принципы доступности, индивидуальности, систематичности, прочности знаний (многократное повторение и закрепление).
Тематика поделок:
- домашние животные (котик, щенок, поросенок, лошадь, овечка, теленок);
- птицы (снегирь, воробей, ворона, ласточка, ворон);
- рыбы (золотая рыбка);
- домашние птицы (курица, петух, гусь);
- игрушки (пирамидка);
- зима (снеговик, снегурочка, снежинка);
- дикие животные (волк, слоненок, тигренок, бельчонок, лисенок, обезьяна, еж, белка);
- транспорт (автомобиль, самолет, кораблик, машина);
- грибы (белый гриб, лисичка, мухомор);
- мебель (диван, стол, кровать).
Работа с бумагой «Оригами» включается как в тематику, в содержании НОД, так и в совместную деятельность воспитателя с детьми, в свободное от занятий время. В ходе работы большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми из-за затруднений детей.
При организации занятий с детьми можно выделить такие условия:
- поделка должна быть интересной, применяемой в жизни ребенка (в игре);
- обязательная положительная оценка работы;
- игрушка, сделанная руками ребенка – его собственность;
- разделение радости от сделанной работы с родителями (выставка).
В качестве развития интереса к изготовлению поделок использую следующие методы и приемы:
- организация наблюдений за работой воспитателя и детей;
- совместное творчество ребенка и взрослого, ребенка с ребенком;
- многократное повторение новых слов в сочетании со знакомыми;
- показ – поэтапное выполнение действий и их проговаривание;
- делай то, что делаю я;
- образец;
- словесная инструкция.
Все это позволяет индивидуализировать процесс обучения, сделать работу менее утомительной и продуктивной.
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ручной труд из бумаги как средство развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ »
Одним из средств по преодолению недостатков развития, является ручной труд из бумаги, оптимально сочетающий в себе лечебный и развивающий эффект. Занятия ручным трудом создают основу для п...
Работа с бумагой, как средство развития мелкой моторики у детей.
Работа с бумагой - оригами....
Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития мелкой моторики старших дошкольников
Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет...
Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития мелкой моторики старших дошкольников
Важность развития мелкой моторики не оговаривается, эти навыки необходимы человеку не только в детстве, но и в течение всей жизни. Современным детям быстро надоедают однотипные занятия. Их жизнь разно...
Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
(Ctrl/Cmd+V)...
Конструирование из бумаги как средство развития мелкой моторики в младшей группе
Данная работа является консультацией для педагогов и родителей и отражает значение такого вида совместной деятельности с детьми младшего возраста, как конструирование для развития мелкой моторики паль...
Мастер – класс для родителей: «Работа с бумагой в технике «оригами» как эффективное средство развития мелкой моторики у детей»
Познакомить родителей с техникой оригами, сформировать у них специальные знания в вопросах развития мелкой моторики рук и как следствие развитие речи и мышления. ...