«АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОУ» родительское собрание во второй младшей группе
материал (младшая группа)
Цель: установить контакт между родителями и педагогами; познакомить с трудностями адаптации ребенка к ДОУ; показать возможность доверительного отношения друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit.sobranie_po_adaptatsii_gr.11.docx | 34.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №6 «Аленушка» г.Строитель Яковлевского округа Белгородской области» родительское собрание во второй младшей группе, воспитатели Рыбенко О.В., Кириллова Л.А..
ноябрь 2019 год.
«АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОУ»
родительское собрание во второй младшей группе
Дата проведения: 12 ноября 2019 год
Место проведения: группа
Участники: воспитатели и родители
Ответственные: воспитатели группы
Цель: установить контакт между родителями и педагогами; познакомить с трудностями адаптации ребенка к ДОУ; показать возможность доверительного отношения друг к другу.
Оборудование: проектор, клубочек, листочки и карандаши цветные, кружочки зеленого, желтого и красного цвета, цветок.
Задачи:
1. Познакомиться педагогам с родителями.
2. Познакомить родителей с правилами в группе.
3. Развивать у родителей умение работать в группе сообща.
Повестка дня:
1. Познакомиться с родителями воспитанников.
2. Правила нашей группы.
3. Рассказать родителям об адаптации детей к детскому саду.
4. Выбор родительского комитета.
5. Разное (заключительная часть).
Ход собрания:
Воспитатель:
Что может быть прекраснее счастливых детских глаз?
Пускай детишки разные, все умиляют нас.
Со щечками, с веснушками, с прическою и без,
Кто с мамиными ушками, кто копия – отец.
Смеются, улыбаются, лепечут кто о чем,
Машинками играются и прыгают с мячом.
Такие они разные все наши малыши,
Но самые прекрасные, ведь я права? Скажи…
Воспитатель:
Добрый вечер! Мы рады видеть Вас на нашей встрече. Сегодня замечательное событие - первое родительское собрание в Вашей жизни.
В детском саду Вам и Вашим детям предстоит прожить долгих 4 года. Станут ли эти годы для вашего ребёнка, а значит и для Вас счастливыми это во многом зависит от Вас, от вашего участия в жизни группы. И сейчас возникает очень много вопросов. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать и принять наши требования и помогать нам и вашим детям? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.
Итак, Вы привели своих детей в детский сад. И у нас с Вами общая цель - сделать пребывание наших малышей здесь более комфортным, безопасным, интересным, познавательным, увлекательным и т. д.
Скоро у ваших детей все будет по-новому. Очень важно чтобы вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами – один общий коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться – это значить учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся и их мамы и папы, бабушки и дедушки.
Для начала давайте познакомимся.
Знакомство при помощи клубочка! (воспитатель даёт пример)
Ведущий: Обмотайте вокруг пальчика ниточку, представьтесь, назовите, чья вы мама и скажите о своем ребенке одним словом (какой он?) и передайте клубочек следующему!
Посмотрите, пожалуйста, каждый из нас соединен ниточкой, не просто ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении 4 лет. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья наших детей! Думаю, вы со мной согласитесь! Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Воспитатель – это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) воспитатель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило: Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании детей.
Возьмите, нарисуйте свой цветок. А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Можно найти два совершенно одинаковых цветка? Мы - взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному. Отсюда второе наше правило. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим!
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.
Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. А какие ассоциации вызывает у Вас слово «адаптация»?
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Исследования педагогов, медиков: Н.М. Аксариной, Н.П. Жуковой и др. показывают, что характер адаптации зависит от возраста детей и от индивидуальных особенностей их нервной системы.
Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:
- Тревога, связанная со сменой обстановки. Маленький ребёнок ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей.
- Режим – ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же, личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.
- Дети 3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в детском саду. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к саду. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
- Отсутствие навыков самообслуживания сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.
- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомится и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы.
Легкая адаптация - почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок практически не болеет.
Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.
Средняя адаптации - в эту группу попадают дети без нервных расстройств - они в детском саду «всего лишь» начинают часто болеть. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш ваш будет часто болеет.
Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и нередко во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений.
Тяжелая адаптации - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Может возникнуть регресс (обратное развитие), бывают сложные психические реакции организма, истерики. Это наиболее неблагоприятный вариант.
Бывают случаи навязчивого поведения. Так малыш может все время ходить за взрослыми группы, постоянно спрашивая с плачем: «Мама придет?». и это во многом зависит от обстановки дома и правильного поведения родителей.
Игра с родителями «Светофор». Сейчас вы самостоятельно попробуете определить степень адаптации вашего малыша к условиям дошкольного учреждения. У каждого из вас есть 3 кружочка. Зеленый будет означать легкую степень, желтый – среднюю, красный – тяжелую степень адаптации. Пожалуйста, выберите кружок нужного цвета и покажите нам.
С лёгкой адаптацией в группе 9 детей, среди них Дима А., Миша К., Дима Клеп., Владислав Л., Рома Р., Катя Р., Тимофей Ш., Саша Р., Дима К. Со средней адаптацией 16 детей, детей с тяжёлой формой адаптации не выявлено. На данный момент в нашу группу поступило 28 детей: 21 мальчиков и 7 девочек. 3 ребёнок адаптацию не прошли. Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Для нас с вами, людей взрослых, перемена обстановки, встречи с новыми лицами – дело привычное, часто привлекательное. Иное дело – ребёнок первых лет жизни. Его жизненные опыт невелик и приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями, так как любое приспособление к новым условиям, требует разрушение некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. В младшем возрасте это особенно сложная задача.
На эти перемены в жизни малыши отвечают, как говорил И.П.Павлов, реакцией осторожности или протеста: ребёнок становятся робким, замкнутым, вялым, плаксивым, капризным, упрямым, беспокойным. Часто он упорно не хотят покидать дом, а у дверей детского сада в страхе прижимается к родителям.
Важную роль в облегчении адаптации играет предметно-развивающая среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние.
В организацию адаптационного периода мы включали элементы театрализованной деятельности:
- показ настольных театров «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»;
- драматизация сказки «Как собака друга искала»;
- инсценирование потешек «Курочка Рябушечка», «Котя, котинька, коток», «Петя, Петя, Петушок»;
- игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп».
На протяжении всего адаптационного периода проводили игровые занятия, основными задачами которых являются: преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такие как: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки».
Использовали в работе приемы, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции малышей:
- игры с песком и водой: «Ловись, рыбка», «Дождик как-кап-кап», «Плыви кораблик», «Печем пирожки», «Вымоем машину»;
- монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур), прищипывание прищепок;
- сжимание кистей рук (малышу предлагали резиновую игрушку-пищалку).
- рисование фломастером, красками;
- слушание спокойной музыки: «Утро» (А. Григ), «Мелодия» (Глюк).
Гимнастика для пальчиков помогает ребенку расслабиться, способствует снятию напряжения, переключает внимание (если ребеночек плачет), способствует развитию мелкой моторики, координации движений, облегчая процесс рисования, лепки, конструирования и бытовой деятельности, развивает речь.
Пальчиковая игра с родителями «Жили-были пальчики».
Жили-были пальчики,
Пальчики, пальчики!
Девочки и мальчики,
Девочки, мальчики!
Этот пальчик — Тонечка,
Этот пальчик — Сонечка,
Посерёдочке — Сергей,
Рядом с братом— Алексей,
А вот это — Гришка,
Пятый шалунишка!
Ать-два! Ать-два!
Было пять, осталось — два!
Ну-ка, ну-ка! Посмотри:
Было пять, осталось — три!
Посчитаем? Снова пять!
Помоги мне их назвать!
(Здесь темп игры немного замедляется, вы обращаете внимание ребенка
на произношение «имен» ваших пальчиков.)
Этот пальчик — Тонечка,
Этот пальчик — Сонечка,
Посерёдочке — Сергей,
Рядом с братом — Алексей,
А вот это — Гришка,
Пятый шалунишка!
С помощью игр быстро переключали внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топание ногами, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой.
В течение дня использовали потешки, колыбельные песенки, детские песенки. С помощью них малыши приобретали необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостные восприятия окружающего мира.
Уважаемые родители, помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу. Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны.
Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, интересуйтесь с кем дружит ребёнок, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям.
А теперь коротко расскажем, чему ваши дети уже успели научиться. А научились мы многому. У нас проводятся такие занятия как рисование, лепка, музыкальная и двигательная деятельность, познавательная деятельность, развитие речи. Все занятия проходят в игровой форме. Кроме всего мы каждый день играем в пальчиковые игры, читаем потешки, стихи и скороговорки, сказки. Хотя у некоторых детей есть проблемы с речью, все же видно, что им интересно слушать. С ними мы стараемся работать индивидуально.
Наверняка дети с особым интересом рассказывают, что они узнали нового за день.
За время адаптации дети стали более общительны, начинают учиться играть вместе, делиться игрушками, все дети знают, где находятся их шкафчики, кровать, где сидят, знают, что после мытья рук с мылом нужно сушить руки индивидуальным полотенцем. Все дети едят самостоятельно. Научились выполнять элементарные поручения, убирать игрушки. Дайте детям больше возможности быть самостоятельными. Разумеется в пределах разумного. Понимаем, что на это уходит много времени, но результат вас приятно удивит.
Желание ребенка посещать детский сад во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. А мы приложим все силы, чтобы ваши дети стали жизнерадостными, как можно меньше болели, с удовольствием посещали детский сад, а вы нам в этом поможет.
Я хочу сказать, что дети – это цветы жизни.
И вот это наш цветок.
Он – чья-то дочка иль сынок.
Так что же сделать мы должны,
Чтоб дети были счастливы!
И сейчас, передавая по кругу этот цветок, у каждого из вас появится возможность сказать свое слово. (Ответы родителей)
Предлагаем вашему вниманию презентацию «Как мы в садике живём!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «Как приучить ребенка к самостоятельности и ответственности во второй младшей группе», как средство повышения педагогической культуры родителей
Цель: Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно-гигиенических навыков, как средство повышения педагогической культуры родителей. Заинтересовать проб...
Адаптация ребенка к условиям детского сада во второй младшей группе.
Рекомендации родителям, дети которых пошли в детский сад. Средства быстрой адаптации ребенка к условиям детского сада....
Педагогические условия развития игры во второй младшей группе.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая др...
Карты содержания развивающей предметно-пространственной среды и соблюдения требований и условий ее организации во второй младшей группе.
Центры во второй младшей группе...
Родительское собрание. Вторая младшая группа. Возрастные особенности детей. Самообслуживание в жизни ребенка.
Родительское собрание. Возрастные особенности детей. Самообслуживание в жизни ребенка....
Аналитическая справка по итогам адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения в младшей группе «Колокольчики» за период с июля по декабрь 2021 г.
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЧЕХОВ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТРОИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. С.Н. ВОРОНИНА (МБОУ ТРОИЦКАЯ СОШ)____________________...
Консультация для родителей «Адаптация детей при переходе из яслей во вторую младшую группу»
Адаптация детей при переходе из яслей во вторую младшую группу...