"Семья на пороге школьной жизни"
консультация (подготовительная группа)

Фалецкая Оксана Евгеньевна

Практикум для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Цель: Оказать психолого-педагогическую поддержку родителям, чьи дети идут в первый класс.

Задачи:

1. Создать благоприятный микроклимат в группе, настроить на продуктивное общение.

2. Повысить компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка к школе.

3. Расширить возможности понимания своего ребенка.

4. Наметить совместные пути решения проблемы

План

1. Разминка «Найди себе пару».

2. Выбор факторов успешной подготовки и адаптации к школе. Диспут.

3. Памятка «Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу!»

4. Игры. «Дела домашние, или обучение в естественных условиях»

5. Тест. «Готовы ли вы отдать своего ребенка к школе?»

6. Анализ стереотипов родительского поведения. Игры. «Школьные страхи и неврозы: возможные причины и игровые способы их устранения»

7. Практические рекомендации родителям будущих первоклассников «Домашнее задание».

8. Подведение итогов. Принятие решения.

Воспитатель.    Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Современная школа предъявляет к ребёнку повышенные требования: придя в первый класс, ребёнок должен уметь читать, считать, решать простые задачи, писать графический диктант. Как определить, готов ли ваш ребёнок к школе интеллектуально и эмоционально? Мы – педагоги, Вы – родители заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора.

     Что же называется школьной готовностью.

Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения  ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения. Готовность к школе следует рассматривать как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от условий в конкретной школе, от качеств ребенка и от профессиональной квалификации работающих в школе учителей.

Воспитатель. Ясно, что готовность к школе нельзя свести к каким-то двум-трем показателям, изолированным друг от друга. Например, если ребенок умеет уже читать и считать, значит, он готов к школе и т.п. Готовность к школе характеризуется большим числом признаков, которые тесно между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены.

        Готовность к школе — это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребенка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в семье и других социальных группах. Она развивается не путем специальных занятий, а непрямым образом — через «участие в жизни».

 Более подробно останавливается на психологической готовности, которая включает:

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНУЮ ГОТОВНОСТЬ

МОТИВАЦИОННУЮ ГОТОВНОСТЬ

ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВУЮ ГОТОВНОСТЬ

КОММУНИКАТИВЕАЯ ГОТОВНОСТЬ

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНУЮ ГОТОВНОСТЬ предполагает развитие внимание, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. (Например: морковь – огород, грибы – лес и т.д.)

К 6-7 годам ребёнок должен знать:

                 свой адрес и название города, в котором он живет;

                 название страны и ее столицы;

                 имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

                 времена года, их последовательность и основные признаки;

                 названия месяцев, дней недели;

                 основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

МОТИВАЦИОННУЮ ГОТОВНОСТЬ… 

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

        ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ предполагает наличие у ребенка:

        способностей ставить перед собой цель,

         принять решение о начале деятельности,

                 наметить план действий,

                 выполнить его, проявив определенные усилия,

                 оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять                 не          очень привлекательную работу.

        Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

        Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Например, игра «Зеркало», «Запрещённое число», «Да и нет».

        Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.

        Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.

        Не исказите веру ребёнка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегчённых ожиданий.

        Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.

КОММУНИКАТИВЕАЯ ГОТОВНОСТЬ - Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

«Портрет» первоклассника, не готового к школе:

  • чрезмерная игривость;
  • недостаточная самостоятельность;
  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
  • неумение общаться со сверстниками;
  • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание         контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
  • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-        моторных координации (неумение выполнять различные графические         задания, манипулировать мелкими предметами);
  • недостаточное развитие произвольной памяти;
  • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Как помочь ребенку подготовиться к школе?

Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:

  • беременность и роды протекали с осложнениями;
  • ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;
  • ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна;
  • ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;
  • вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.

На что надо обратить внимание…

1. Выбор школы.

Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником — посоветуйтесь с психологом, какой класс для обучения выбрать, нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.

2.Самостоятельность.
Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.

Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.

Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.

III. Этап социологического исследования

              На данном этапе собрания обсуждаются полученные результаты, выявленные в ходе анкетирования родителей.        


Анкета для родителей «Определение готовности ребёнка к школе» 

    Ответьте, пожалуйста, на следующие   вопросы нашей анкеты:

        1.Способен ли ребёнок следовать инструкции, полученной от взрослого? (Да, нет, иногда.)

        2. Способен ли ребёнок сконцентрировать внимание на выполнении задания на 15-20 мин? (Да, нет, иногда).

        3. Способен ли ребёнок познакомиться и общаться с другими детьми?  (Да, нет, иногда.)

        4. Способен ли он уступать, избегать конфликта? (Да, нет, иногда.)

        5. Способен ли ребёнок к самоконтролю, умеет ли исправлять допущенные ошибки? (Да, нет, иногда.)

        6. Умеет ли ребёнок читать? (Да, нет.)

        7. Умеет ли писать? (Да, нет.)

        8. Умеет ли решать простые задачи? (Да, нет.)

        9. Может ли составить рассказ по картинке? (Да, нет.)

        10. Может ли пересказать услышанный рассказ, сказку? (Да, нет.)

        

Воспитатель. Если на все вопросы ответы утвердительные, можно сделать вывод, что ребёнок к школе готов. В детском саду, в рамках занятий по подготовке к школе, мы учим детей читать, считать, развиваем мелкую моторику, решаем логические задачи, предлагаем упражнения для развития памяти, внимания, мышления. Мы моделируем и разыгрываем ситуации, которые могут произойти с ребёнком в школе:

  • ребёнок не может справиться с полученным заданием;
  • поссорился с товарищем;
  • ребёнку стало плохо (заболела голова, живот, тошнит);
  • хочет спросить о чём-то учителя, но стесняется и т.д.

        Далее педагог представляет родителям результаты опроса детей предшкольного возраста «Хочу ли я в школу? И результаты интервьюирования «Чего хочет ребёнок от родителей и учителей, готовясь стать первоклассникам?


Опросник для беседы с детьми седьмого года жизни 

        

                1. Хочется ли тебе идти в школу? Почему хочется или не хочется?

                2. Как, по-твоему, для чего нужно учиться в школе?

                3. Чем ты больше всего любишь заниматься дома, в детском саду?

                4. Какие правила, по-твоему, тебе нужно выполнить, чтобы стать потом хорошим учеником?

                5. Нравится тебе или не нравится, когда приходится выполнять какое-нибудь трудное задание (например, мастерить новую игрушку, рисовать, решать трудную задачку)?

                6. Почему нравится или не нравится?

                7. Как ты думаешь, какого первоклассника можно назвать хорошим учеником?


Напутственное слово

        Помните, что Ваше отношение к школе и учёбе вашего ребёнка формирует и отношение вашего ребёнка к этим явлениям. Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой - всё это создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку. И, как бы не продвигались объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не перегружайте его занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и конструктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый любимый! Поддержите своих детей.


Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе

  • Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.
  • Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.
  • Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.
  • Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.
  • Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.
  • Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
  • Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.
  • Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
  • Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ. 

  • 1. Своё имя, отчество и фамилию.
  • 2. Свой возраст (желательно дату рождения).
  • 3. Свой домашний адрес.
  • 4. Свой город, его главные достопримечательности.
  • 5. Страну, в которой живёт.
  • 6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
  • 7. Времена года(последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
  • 8. Домашних животных и их детёнышей.
  • 9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
  • 10.Транспорт наземный, водный, воздушный.
  • 11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
  • 12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
  • 13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
  • 14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая -левая сторона, верх- низ и т.д.)
  • 15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
  • 16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
  • 17.Различать гласные и согласные звуки.
  • 18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
  • 19.Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,
  • прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
  • 20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
  • 21.Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
  • 22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
  • 23.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»

1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

2.Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?

3.Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собирать конструктор?

4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?

5.Умеет ли он составлять рассказ по картинке не короче, чем из пяти предложений?

6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7.Умеет ли он изменять существительные по числам? (единственное и множественное число)

8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целым словам?

9.Умеет ли он считать до 10 и обратно?

10.Может ли ваш ребенок решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы?

11.Верно ли, что ваш ребенок имеет «твердую руку» (при использовании пишущих предметов)?

12.Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки?

13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем?

14.Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?

15.Знает ли ваш ребенок названия диких или домашних животных?

16.Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук?

17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?


 «Ребёнок на пороге школьной жизни»

СОДЕРЖАНИЕ

        Введение…………………………………………………3

  1. Психолого-педагогические советы родителям будущих первоклассников
  • Скоро в школу мы пойдем …………………… 5
  1. Психологическая готовность к школьному обучению………………………………………………...
  • Личностная готовность к школьному обучению.8
  • Интеллектуальная готовность к школьному обучению ………………………………………... 9
  • Волевая готовность к школьному обучению ... 11
  • Физическая готовность к обучению в школе… 12
  1. Такие разные мальчики и девочки …………………... 13
  2. Готовим руку ребенка к письму
  • Игры со счетными палочками …………………15
  • Выкладывание букв из различных материалов 18
  • Игры с пластилином ……………………………19
  1. Поиграйте вместе с детьми
  • «Воздушные шарики»………………………… 20
  • «Солнышко-ладошка»…………………………21
  • «Обними и покачай»……………………………22
  1. Анкеты, опросники, памятки для родителей………..23

Психолого-педагогические советы родителям будущих первоклассников

СКОРО В ШКОЛУ МЫ ПОЙДЕМ…

Поступление в первый класс — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Изменяется привычный стереотип поведения, условия жизни и деятельности ребенка, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Именно поэтому очень важен процесс АДАПТАЦИИ ребенка к систематическому организованному школьному обучению, который идет через перестройку познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

  • Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам.
  • Адаптация к новым социальным отношениям и связям относится в большей степени к пространственно-временным отношениям (режим дня, особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, подготовка уроков, уравнивание ребенка в правах со старшими братьями, сестрами, признание его «взрослости», предоставление самостоятельности и др.); личностно-смысловым отношениям (отношение к ребенку в классе, общение со сверстниками и взрослыми, отношение к школе, к самому себе как учащемуся); к характеристике деятельности и общения ребенка (отношение к ребенку в семье, стиль поведения родителей и учителей, особенности семейного микроклимата, социальная компетентность ребенка и др.).
  • Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от актуальности образовательного уровня ребенка (знаний, умений, навыков), полученного в дошкольном учреждении или в домашних условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной деятельности, любознательности как основы познавательной активности; от сформированного творческого воображения; коммуникативных способностей (умение общаться со взрослыми, сверстниками).

Готовность ребенка к обучению в школе стоит на трех огромных и очень важных китах:

  • Мотивационная готовность (хочет ли дошкольник учиться).
  • Эмоционально-волевая готовность (умеет ли ребенок удерживать внимание, концентрировать его, может ли выслушать и понять суть задания и еще много чего совершенно необходимого во время уроков).
  • Интеллектуальная готовность (достаточно ли развит ребенок интеллектуально, как у него работают основные мыслительные процессы – анализ, синтез, сравнение).

Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

  1. Личностная готовность к школьному обучению (мотивационная готовность)

Мотивационная готовность – отношение дошкольника к будущему учению.

Мотивационная готовность характеризуется:

  • Наличием соответствующих мотивов обучения: отношением к обучению как к важному общественно значимому делу, желанию научиться.
  • Стремлением к получению знаний, интересом к школьным предметам.
  • Получением статуса современного школьника: появлением новых прав и обязанностей.

Советы по развитию мотивационной готовности:

  • рассказывайте детям о школе;
  • не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.
  1. Интеллектуальная готовность к школьному обучению
  • Развитие мыслительных процессов.
  • Умение обобщать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы.
  • Наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний.
  • Положительное отношение к учению, саморегуляция поведения, проявление усилий для выполнения поставленных задач.

Работа взрослых должна быть направлена на усвоение детьми обобщенных, систематизированных знаний:

  • овладение простейшими формами мышления ( понятиями, суждениями, умозаключениями) и мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением);
  • развитие умственных качеств личности (любознательности, пытливости, инициативы, самостоятельности, логичности мышления);
  • формирование навыков и умений учебной деятельности (выделять учебную задачу, выбирать действия для достижения эффективного результата, планировать свою деятельность, работать в определенном темпе и т.д.).

Советы по развитию интеллектуальной готовности:

  • развивайте память, внимание, речь через разучивание стихов, развивающие игры, книги-раскраски;
  • формируйте логическое мышление – решайте простейшие логические задачи;
  • учите ориентироваться во времени и пространстве (знание правил дорожного движения).
  1. Волевая готовность к школьному обучению

Серьезного внимания требует формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него будет требовать учитель, школьный режим, программа.

Советы по развитию волевой готовности:

  • познакомьтесь с режимом и распорядком дня первоклассника, строго придерживайтесь его;
  • разучите правила поведения учащихся;
  • воспитывайте дисциплинированность;
  • при выполнении задания (поручения) нацеливайте на достижение только положительного результата.

Поддерживайте своего ребенка, воспитывайте уверенность в себе: «У тебя все обязательно получится!», учите верить в свои возможности, преодолевать трудности.

  1. Физическая готовность к обучению в школе

Советы по развитию физической готовности:

  • посещайте с детьми танцевальные студии, спортивные секции;
  • ходите с детьми в туристические походы;
  • играйте в спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол, теннис, бадминтон);
  • больше времени проводите на свежем воздухе.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ…

  • Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
  • Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.
  • Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
  • Старайтесь, давая задания мальчикам включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
  • С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

ГОТОВИМ РУКУ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ

  1. Игры со счетными палочками

Подготовительными упражнениями для овладения навыками письма, для развития внимания, воображения детей 5 – 6 лет, для их знакомства с геометрическими фигурами и понятием о симметрии могут стать хорошими помощниками обыкновенные счетные палочки, карандаши или веточки (если игра происходит на улице).

Мы предлагаем варианты рисунков, которые ребе- нок может выложить из тех же палочек на ровной поверхности. Начинать советуем с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить кораблик из треугольника и прямоугольника, ежика – из полукруга и т.п.

Попробуйте придумать свои фигуры вместе с ребенком.

Желаю успеха!

Дом

Строим дом,

Дом большой

И с крылечком

и с трубой!

hello_html_51b8cf5.jpg

Ежик

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

Кто это?

hello_html_m307628ee.jpg

Грибок

Грибы растут в лесной глуши,

Пришел искать их – не спеши.

Вот подосиновики в ряд,

Краснея шляпками стоят.

hello_html_3060ded9.jpg

Кораблик

Разрезая носом воды,

Ходят в море пароходы,

Дуют ветры яростные,

Гонят лодки парусные.

В. Маяковский

hello_html_m6ae46240.jpg

Зонтик

Погода начала сердиться

-Весь день льет дождик за окном.

И, чтобы мне не

простудиться.

Гулять я буду под зонтом.

hello_html_193d2d99.jpg

Цветы

А я цветов нарвала
В лесу на бережку,
Березка мне кивала,
Кукушка куковала:
-Ку-ку!
П. Тычина

hello_html_1eb0f866.jpg

  1. Выкладывание букв из различных материалов

Полезное занятие, развивающее у детей усидчивость и терпение, умение доводить начатое дело до конца и овладение способом выполнять действия по заданному образцу – выкладывание букв из различных материалов: мозаики, счетных палочек, спичек, макаронинок, веревочек, деталей металлического конструктора, теста. Занятие можно разбить на несколько этапов.

Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем предложите ребенку самому выложить букву из предложенного материала. Следующий этап - с помощью взрослого ребенок выкладывает простые слова, учится их читать.

Предложите ребенку самому отыскать материал для выполнения подобных заданий.

ВНИМАНИЕ! Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.


  1. Игры с пластилином

Игра-пособие «Пластилиновые буквы» изготовляется совместно с детьми в процессе знакомства с буквами алфавита. Основная ее цель — сформировать у ребенка четкий образ каждой печатной буквы. Игра позволяет сформировать навык слитного чтения, дает возможность «оживить» буквы и использовать их в сюжетных играх. Можно использовать пластилиновые буквы как наглядный материал для выполнения самых разных заданий с буквами и словами.

Вовремя игры с пластилином вы можете читать стихи о каждой букве.

Помните! Самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке.

Удачи!

ПОИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ

«Воздушные шарики»

Цель: сотрудничество взрослого и ребенка, улучшение детско-родительских отношений, создание положительного микроклимата в семье.

Ход игры: 

Надуйте воздушные шарики – по одному для мамы и ребенка. Положите их на пол. Станьте на колени, каждый возле своего шарика. Начинайте дуть на него, пока он не долетит до другого конца комнаты.

Возможны варианты – можно провести соревнование между взрослым и ребенком. Можно надуть несколько воздушных шариков и перенести их в другой конец комнаты с помощью пластмассовой тарелки. Кто больше? Малыш или мама?

«Солнышко – ладошка»

Цель: способствовать формированию умения любить друг друга.

Ход игры: 

На большом листе ватмана или обоев родители заранее рисуют красками солнце. Затем по очереди все члены семьи кладут на бумагу свои ладони так, что бы пальцы были словно лучики. Затем ребенок обводит ладонь взрослого, а взрослый ребенка. После этого, разрисовывают ладони, что бы они получились красивыми. Когда коллективный рисунок готов, начинают рассуждать что может быть хорошего в этих «лучиках», наполненных солнцем. Это может быть дружба, любовь, смех, радость, счастье.

«Обними и покачай»

Цель: Осознание чувства целостности между ребенком и взрослым; налаживание позитивных отношений, ощущения необходимости друг другу.

Ход игры:

Ребенок садится на пол. Мама садится за ним обнимает, прижимает ребенка к себе. После этого она начинает легонько покачивать ребенка. Если при упражнении присутствует и мать и отец ребенка, то ребенок сидит между родителями, будто в лодочке. Во время покачивания попробуйте передать ребенку всю свою любовь, чувство защищенности, нужности и успокоить его.

Дорогие родители!

Помните, что все мы – ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе – комплекс способностей, поддающихся упражнению.

Ваш ребёнок готовится к школе?

Тогда наша информация и рекомендации могут быть Вам полезны.

Готовность ребенка к школе – это широкое понятие, которое включает в себя ряд компонентов: физическая, психологическая, социальная готовность, школьная зрелость и т.д.

Определить, готов ли Ваш ребенок к школе могут специалисты – педиатры, психологи, педагоги.

Предлагаю анкеты, опросники которые помогут Вам сориентироваться в этом вопросе и определить, необходима ли консультация специалиста

Анкета для родителей

Беседа о школе

(автор Т. Нежнова)

Эту беседу Вы можете провести с ребенком сами, когда вместе играете или гуляете.

Главное, чтобы настроение ребенка было хорошим, а Ваше с ним общение непринужденным.

Вопросы беседы

Варианты ответов

1

Ты хочешь идти в школу?

А – очень хочу (2 балла)

Б – так себе, не знаю (1 балл)

В – не хочу (0 баллов)

2

Почему ты хочешь идти в школу? 

А – интерес к учебе, занятиям: хочу научиться писать, читать, хочу быть грамотным и умным, хочу много знать, узнавать новое (2 балла)

Б – интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, портфель, книжки (1 балл)

В – внешкольные интересы: надоело в саду, в школе не спят днем, там весело, все дети идут в школу (0 баллов)

3

Готовишься ли ты к школе?

Как ты готовишься к школе?

А – освоение определенных навыков письма, чтения, счета: мы с мамой учили буквы, считали, решали задачки (2 балла)

Б – приобретение школьной формы, школьных принадлежностей (1 балл)

В – занятия, не касающиеся школы (0 баллов)

4

Хочется ли тебе быть школьником ?

А – Да (2 балла)

Б – Нет (1 балл)

В – Незнаю (0 баллов).

5

Если бы тебе не нужно было ходить в школу и детсад, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день?

А – занятия учебного типа: писал бы буквы, читал (2 балла)

Б – дошкольные занятия: рисование, конструирование (1 балл)

В – занятия, не имеющие отношение к школе: игры, помощь по хозяйству, уход за животными и т.п. (0 баллов)

Результаты

Уровень формирования внутренней позиции школьника

Характеристика

Результат

Достаточный

Школьно-учебная ориентация ребенка и позитивное отношение к школе (внутренняя позиция школьника сформирована достаточно)

10-9 баллов

Начальный

Интерес ребенка в основном к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника)

8-5 баллов

Низкий

Ребенок не проявляет интерес к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована)

4-0 баллов


Анкета для родителей

Ваше мнение: готов ли ребенок к школе?

1. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?

2.Может ли он самостоятельно заниматься каким-то делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор, пазлы)?

3.Стесняется ли Ваш ребенок в присутствии посторонних.

4.Умеет ли посчитать до 10 и обратно?

5.Может ли решать простые задачи на сложение и вычитание?

6.Любит ли Ваш ребенок рисовать и раскрашивать рисунки?

7.Умеет ли ребенок пользоваться ножницами и клеем?

8.Может ли ребенок собрать пазлы?

9.Знает ли ребенок названия домашних животных?

10.Может ли обобщать понятия (назвать одним словом или использует табличку - помидоры, морковь, лук)?

11.Любит ли ребенок самостоятельно работать – рисовать, собирать мозаику и т.п.?

12.Может ли ребенок понять Вашу инструкцию? (словесную использование естественных или специальных жестов, табличек).

Ответы «нет» могут указывать на возможные трудности Ваши и Вашего ребенка с началом обучения в школе.


Анкета для родителей

1. В последнее время (полгода – год) мой сын (дочка) очень сильно изменился, стал совершенно другим.

2. Часто грубит, старается «переговорить» взрослого.

3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.

4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с неохотой.

5. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.

6. Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами.

7. Стал упрямым, во всём отстаивает своё мнение.

8. Кривляется, паясничает.

9. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу.

10. Стремиться подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности.

Пояснение: на вопросы анкеты отвечать да ( 2 балла ), нет( 1 балл ), не знаю (0 баллов) .

0–5 баллов – для этого возраста ребёнок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательнее, может быть он отстаёт от сверстников в совеем развитии.

6–10 баллов – негативные реакции являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/ или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса.

11–20 баллов – скорее всего, трудности в воспитании ребёнка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть своё отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера

Анкета для родителей дошкольников

Если Вы можете высказать уверенно мнение о ребенке, значит, Вы его знаете.

1. Что больше всего любит делать ваш ребёнок?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2. В какие игры и с кем он больше всего любит играть?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

3. Что может вызвать у него наибольшую радость?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4. Что ему нравится?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5. Какие поручения ребенок затрудняется выполнять ?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

6. Что вызывает обиду, гнев, слёзы?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

7. Часто ли капризничает ваш ребёнок? По какой причине? Как вы реагируете на его капризы?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

8. Что беспокоит Вас в Вашем ребенке?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Анкета для родителей.

Изучение особенностей личностного развития ребёнка.

1. Сформированы ли у вашего ребёнка основные навыки самообслуживания (соблюдение личной гигиены, самостоятельное одевание, приём пищи)?

Да

Нет

2. Убирает ли ребёнок свои игрушки и личные вещи после игры или в конце дня самостоятельно, без вашего напоминания?

Да

Нет

3. Способен ли ребёнок выполнить поручение?

Да

Нет

4. Если, выполняя задание взрослого, ребёнок не может сам справиться с чем – либо, обратиться ли он за помощью?

Да

Нет

5. Считаете ли вы, что ваш ребёнок общителен?

Да

Нет

6. Может ли он заниматься каким – либо делом самостоятельно?

Да

Нет

7 Может ли он справится с гневом и раздражением, когда его чем - то обидели?

Да

Нет

8.. Готов ли ребёнок делиться своими игрушками в процессе игры с другими детьми?

Да

Нет

9. Есть ли у вашего ребёнка друзья?

Да

Нет

10. Может ли ребёнок помириться после ссоры с другими детьми?

Да

Нет

11. Пытается ли ребёнок справиться с трудностью самостоятельно, прежде чем обратиться за помощью?

Да

Нет

12. Адекватно ли ребёнок воспринимает замечание в свой адрес?

Да

Нет

13. Может ли ребёнок выступить в роли организатора игры или какого-либо дела в процессе общения со сверстниками?

Да

Нет

За каждый положительный ответ начисляется 1 балл

10-13 баллов– достаточный (хороший - высокий) уровень личностной готовности к школе.

6-7 баллов – средний уровень личностной готовности к обучению.

0-5 баллов – низкий уровень личностной готовности к школе.


Опросник для родителей

Ответы на вопросы помогут Вам увидеть картину взаимоотношений в семье.

1.Рождение вашего ребенка было желанным?

2.Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

3. Вы с ним каждый вечер разговариваете « по душам» и обсуждаете прожитый им день?

4. Раз в неделю Вы организуете с ним семейный досуг ( кино, концерт, театр, посещение родственников, поход и т.д.)

5. Вы обсуждаете с ним его внешний вид?

6. Вы знаете его друзей ( чем они занимаются, где живут)?

7. Вы в курсе его симпатий?

8.Вы знаете о его недругах, недоброжелателях?

9. Вы знаете, что он любит больше всего?

10. Вы первыми идете на примирение с ребенком, разговор?

11. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка (действиями, словом)?

Если на все вопросы вы ответили « Да», значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку.

А если у вас большинство «Нет», то необходимо менять стиль общения, повернуться лицом к своему ребенку, услышать его, пока не случилось беда!


Опросник для родителей

Уважаемые родители!

Попробуйте сами проверить, какие навыки сформированы у Вашего малыша к школе
К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:


 мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), прогулок и посещения туалета, перед едой;
 умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
 причёсываться (своей расчёской);
 мыть ноги перед сном тёплой водой;
 утром и вечером чистить зубы;
 при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не отвлекаться, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;
 пользоваться носовым платком;
 быстро одеться, раздеться, убрать постель;
 содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
 содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ;
 при входе в помещение вытирать обувь;
 переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
 при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.


Памятка для родителей

Хотите, чтобы ваш ребенок был успешным?

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других и сравнивать с другими детьми.

— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

— Будьте искренни в оценках своих чувств к ребенку.

— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

— Признавайте права ребенка на ошибки.

— Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

— И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Памятка для родителей

Скоро Вам вместе с Вашим ребенком предстоит начать новую жизнь. Чтобы он вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:

- Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу;

- Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении;

-Будьте терпеливы;

- Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены;

- Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми;

- Когда ребенок с Вами общается, слушайте внимательно.

Детей учит то, что их окружает.

Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать

Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться

Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким

Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым

Если к ребёнку часто бывают, снисходительны – он учится быть терпимым

Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе

Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать

Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости

Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить

Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь

Памятка родителям будущих первоклассников

1. По утрам будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали;

2.Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка;

3.Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака;

4.Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день;

5.Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени;

6.Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам;

7.Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами;

8.Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва;

9.Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи;

10.Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей;

11.Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка;

12.Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.

Эту беседу Вы можете провести с ребенком сами, когда вместе играете или гуляете.

Главное, чтобы настроение ребенка было хорошим, а Ваше с ним общение непринужденным.

Вопросы беседы

Варианты ответов

1

Ты хочешь идти в школу?

А – очень хочу (2 балла)

Б – так себе, не знаю (1 балл)

В – не хочу (0 баллов)

2

Почему ты хочешь идти в школу? 

А – интерес к учебе, занятиям: хочу научиться писать, читать, хочу быть грамотным и умным, хочу много знать, узнавать новое (2 балла)

Б – интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, портфель, книжки (1 балл)

В – внешкольные интересы: надоело в саду, в школе не спят днем, там весело, все дети идут в школу (0 баллов)

3

Готовишься ли ты к школе?

Как ты готовишься к школе?

А – освоение определенных навыков письма, чтения, счета: мы с мамой учили буквы, считали, решали задачки (2 балла)

Б – приобретение школьной формы, школьных принадлежностей (1 балл)

В – занятия, не касающиеся школы (0 баллов)

4

Хочется ли тебе быть школьником ?

А – Да (2 балла)

Б – Нет (1 балл)

В – Незнаю (0 баллов).

5

Если бы тебе не нужно было ходить в школу и детсад, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день?

А – занятия учебного типа: писал бы буквы, читал (2 балла)

Б – дошкольные занятия: рисование, конструирование (1 балл)

В – занятия, не имеющие отношение к школе: игры, помощь по хозяйству, уход за животными и т.п. (0 баллов)

Результаты

Уровень формирования внутренней позиции школьника

Достаточный

Школьно-учебная ориентация ребенка и позитивное отношение к школе (внутренняя позиция школьника сформирована достаточно)

10-9 баллов

Начальный

Интерес ребенка в основном к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника)

8-5 баллов

Низкий

Ребенок не проявляет интерес к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована)

4-0 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений. ...

"Семья на пороге школьной жизни"

В настоящее время, к сожалению, многие родители считают, что основное при подготовке к школе - научить ребенка читать, писать и считать. Желая создать основу для школьных успехов, они водят ребенка в ...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

Звучит спокойная музыка. Садятся за столы, пьют чай. Воспитатель: Добрый вечер мамы и папы, наши гости. Мы очень рады встрече с нашими уважаемыми учителями. Сегодня мы постараемся совместны...

Семинар - практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни"

Семинар - практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни" направлен на активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, повышение педагогической компетентности родителей при...

Родительское собрание "Семья на пороге школьной жизни"

Родительское собрание в подготовительной группе "Семья на пороге школьной жизни"...

Семья на пороге школьной жизни

Готовимся к обучению в школе...