Как помочь ребенку в общении со сверстниками?
статья

Эта информация для родителей, которые желают помочь своему ребенку почувствовать себя уверенно и раскрепощенно в среде сверстников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку в общении со сверстниками?

        Отношения с другими людьми зарождаются и активно развиваются в дошкольном возрасте. Начальный опыт таких отношений является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит дальнейшее его личностное и социальное развития. Когда эти отношения складываются благополучно, когда ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в будущем будет нормально чувствовать себя среди людей. Популярность ребенка среди сверстников определяется   нравственными качествами, такими как - доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность и пр. В основе этих качеств лежит особое отношение к сверстнику, такое как причастность к другому.  Этот другой является прямым продолжением собственного Я» ребенка, которое открыто для других и внутренне связано с ним. Поэтому дети легко уступают и помогают сверстникам, делятся с ними. Такое отношение к сверстникам  делает ребенка популярным, предпочитаемым в детской среде, успешным в сфере общения.

Игры, помогающие ребенку наладить отношения со сверстниками (преодолеть отчужденность, страх, агрессию).

«Комплименты»

Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.

«Царевна-Несмеяна»

Взрослый рассказывает сказку про Царевну-Несмеяну и предлагает детям поиграть в такую же игру. кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к не и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать у нее улыбку или смех.

«Добрые волшебники»

Дети садятся в круг и взрослый начинает рассказывать им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети?». Многие дети с удовольствием берут на себя роли «заколдованных». Взрослый выбирает из них непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?». Дети охотно берут на себя роль добрых волшебников. По очереди подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.

Игры, помогающие научить детей правильно воспринимать сверстников – их движения, действия, слова.

«Зеркало»

Перед началом игры проводится «разминка». Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он показывает не сложные упражнения, а дети их воспроизводят. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди «выступает» перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие, а другой старается точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями «правильности» зеркала является точность и одновременность движений. Если зеркало искажает или опаздывает, детям предлагается потренироваться и «починить» испорченное зеркало. Показав 2-3 движения, пара садится на место, а следующая показывает свою «зеральность».

«Волны»

Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду… «Но лучше всего купаться в море, потому что в море волны так приятно и ласково гладят и омывают тебя. Волны такие добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковыми и веселыми. После такой «тренировки» взрослый предлагает всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все волны «погладят купальщика», он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий.

Игры, стимулирующие такие чувства как взаимопомощь и забота о других.

«Салочки-выручалочки»

        В игру играют на улице, либо в большом просторном помещении. С начало нужно очертить пространство игры  и объяснить детям, что играть можно только внутри площадки и забегать за черту нельзя. Если кто-то убежит, выбывает из игры. После этого приступаем к объяснению игры: «Я буду «салочкой», а вы будете от меня убегать. До кого я дотронусь, должен остановиться, пока кто-нибудь из ребят его не выручит. Чтобы выручить товарища, нужно дотронуться до плеча. Как только до него дотронулись, он может снова бегать». Игра начинается со слов, которые взрослый произносит вместе с детьми: «Салочка» нас не догонит, «салочке» нас не поймать, мы умеем быстро бегать и друг друга выручать! С последними словами дети разбегаются в разных направлениях, а водящий начинает их ловить. После первой игры роль салочки можно поручить кому- то из детей. Важно, чтобы дети замечали, кто их «спас» и кому они сами смогли помочь. После игры можно спросить их об этом и отметить, кто из детей чаще всего помогал другим.

Игры, направленные на развитие умения согласовывать свои действия и договариваться с другими.

        Совместную деятельность лучше сначала организовывать в парах. Каждая пара создает свое произведение самостоятельно. Такая организация способствует объединению, побуждает детей договариваться, согласовывать свои усилия. При этом деятельность должна быть не соревновательного, а продуктивного характера.

«Рукавички»

Для занятия нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным не закрашенным узором. Количество их пар должно соответствовать количеству пар участников. Каждому ребенку дается одна рукавичка, и детям предлагается найти свою пару, рукавичку точно с таким узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, дети должны кК можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре дается три карандаша разного цвета.

«Мозаика в парах»

Пара детей получает мозаику, детали делятся между ними поровну. Задача заключается в том, чтобы сложить общую картину. Для этого нужно придумать сюжет, распределить усилия, учитывать и продолжать действия партнера и пр. После завершения работы, каждое «произведение» показывается всем остальным, которые пытаются догадаться, что изобразили авторы.

Таким образом, приведенные выше игры, способствуют налаживанию нормальных отношений со сверстниками, и готовит «трудных» детей к сотрудничеству, в котором дети делают одно общее дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребёнку в общении со сверстниками.

Помочь детям почувствовать себя уверенно в среде сверстников....

Как помочь ребенку с нарушениями в общении

Консультация дя родителей детей компенсирующей направленности на тему: "Как помочь ребенку с нарушениями в общении"....

Как помочь ребенку в общении со сверстниками

В статье даны рекомендации родителям как развить навыки общения у детей...