Подготовка дошкольников к обучению в школе. Практические советы родителям.
консультация (подготовительная группа)

Чермакова Елена Петровна

Вы с нетерпением ждёте, когда Ваш ребёнок переступит порог школы. Это важный этап в жизни каждого ребёнка и его родителей. Новые обязанности, которые появятся и у Вас, и у Вашего ребёнка; новые требования, которые «предъявит» школа, - всё это потребует от ребёнка непривычного для него напряжения физических и умственных сил. Вот почему важно заблаговременно позаботиться о подготовке ребёнка к обучению в школе, позаботиться о его психологическом настрое на предстоящую учебную деятельность, чтобы он легче освоился с занятиями, быстрее привык к новому коллективу.

         В каком возрасте начинать подготовку к школе? Как заниматься с ребёнком до школы? Стоит ли учить читать и писать? Эти и многие другие вопросы беспокоят мам и пап, бабушек и дедушек. Безусловно, с дошкольником нужно заниматься, многому нужно научить, но главное – знать, чему можно, а чему не стоит учить. Важно правильно организовать занятия, учитывая возраст ребёнка, его индивидуальные особенности и уровень развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.p.chermakova_vk.docx552.87 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка дошкольников к обучению в школе.

Практические советы родителям.

        Вы с нетерпением ждёте, когда Ваш ребёнок переступит порог школы. Это важный этап в жизни каждого ребёнка и его родителей. Новые обязанности, которые появятся и у Вас, и у Вашего ребёнка; новые требования, которые «предъявит» школа, - всё это потребует от ребёнка непривычного для него напряжения физических и умственных сил. Вот почему важно заблаговременно позаботиться о подготовке ребёнка к обучению в школе, позаботиться о его психологическом настрое на предстоящую учебную деятельность, чтобы он легче освоился с занятиями, быстрее привык к новому коллективу.

        В каком возрасте начинать подготовку к школе? Как заниматься с ребёнком до школы? Стоит ли учить читать и писать? Эти и многие другие вопросы беспокоят мам и пап, бабушек и дедушек. Безусловно, с дошкольником нужно заниматься, многому нужно научить, но главное – знать, чему можно, а чему не стоит учить. Важно правильно организовать занятия, учитывая возраст ребёнка, его индивидуальные особенности и уровень развития.

        Понятие «готовность ребёнка к школе» включает физиологическую, психологическую и социальную готовность ребёнка к обучению в школе. Эти компоненты неразрывно связаны друг с другом и развитие одного влияет на развитие другого.

        Физиологическое развитие ребёнка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе. Прежде всего необходимо соблюдать режим дня. Режим приучит его к организованности, дисциплинированности и аккуратности. Также важны ежедневные прогулки. Ребёнку этого возраста нужно находиться на свежем воздухе не менее 2,5 - 3 часов в день.

        Главное условие роста и развития организма ребёнка – движение. У подвижного ребёнка ровное и весёлое настроение и крепкий сон. Поэтому необходимо создавать условия для полноценного физического развития и обеспечивать необходимую для этого двигательную активность. Также родителям следует помнить о здоровье нервной системы своего ребёнка. Эмоциональное напряжение сопровождается мышечным, и наоборот, расслабление мышц приводит в снижению нервного возбуждения. Нервное напряжение, излишнюю тревожность и раздражительность хорошо снимают подвижные коллективные игры.

        Перед поступлением ребёнка в школу важно подготовить руку к письму. Для этого следует проводить пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мелкой моторики рук. Смысл пальчиковых игр заключается в том, чтобы с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать предметы и животных. Данную гимнастику лучше сопровождать стихотворениями. Также детям нравятся теневые игры. Они сопровождаются короткими диалогами и сценками. Исполнители располагаются так, чтобы на экране была видна только тень от кистей рук.

Задания и упражнения на рисование эффективно влияют на подготовку руки к письму. Вначале следует давать задания на рисование прямых линий без ограничений на всей плоскости листа, затем предлагать задания, в которых определена точка начала движения и указано направление. После этого переходите к штриховке. Здесь главное – качество заштрихованных фигур: чёткость, ровность и параллельность штрихов. Следующим этапом может стать копирование фигур, цифр и букв. Для этих упражнений используйте тетрадь в клеточку.

Нарисуй, как падают листья.                                         Обведи по точкам.

«Опыты» ребёнка в рисовании развивают зрительное восприятие и зрительную память – функции, которые во многом определяют успешность обучения грамоте.

        Социальная готовность к обучению в школе представляет собой готовность к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и к самому себе. Важным условием, определяющим развитие самосознания в детском возрасте, является опыт общения со сверстниками и взрослыми. Необходимо уделять внимание коллективным играм, в которых существуют определённые правила, учить соблюдать эти правила и взаимодействовать со сверстниками. Для развития адекватной самооценки у ребёнка окружающим его взрослым следует проявлять доброжелательность, заинтересованность в делах ребёнка и разумную требовательность.

        Психологическая готовность ребёнка к школе предполагает готовность к усвоению определённой части культуры, включенной в содержание образования в форме учебной деятельности.

        К моменту поступления в школу общее развитие ребёнка должно достичь определённого уровня. В данном аспекте рассмотрим развитие памяти, внимания, мышления и речи.

Внимание – необходимое условие любого вида деятельности. К началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно формируется по мере развития его отдельных свойств: объём, концентрация, распределение, переключение и устойчивость. Ребёнку необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием. Внимания требует любая игра. Для того, чтобы развить внимание, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребёнка и взрослого.

Вставь нужные символыC:\Users\compic\Desktop\сохранил 6.10.15\М-П-В\Р-е ВН\FKYLFnGA7ro.jpg

в фигуры по образцу:

Найди отличия.                         Какую маску выбрала Маша для карнавала?C:\Users\compic\Desktop\сохранил 6.10.15\М-П-В\Найди отличия\eswL4IhyS8E.jpg

C:\Users\compic\Desktop\сохранил 6.10.15\М-П-В\Путаница\yE3FuUirTz4.jpg

Память развивается под влиянием общения и совместной деятельности ребёнка со взрослым. Важнейшим условием развития памяти являются специальные усилия – запомнить что-то для того, чтобы потом припомнить. Для этого необходимо дать ребёнку те средства и рациональные приёмы, которые помогут удержать необходимую информацию и воспроизвести её в нужные моменты.

Варианты упражнений:

  1. «Что исчезло?» Ребёнок запоминает предметы и отворачивается, взрослый прячет один предмет, ребёнок поворачивается и называет то, что исчезло.
  2. «Цепочка» Ребёнку предъявляется ряд инструкций, которые необходимо выполнить последовательно.
  3. «Всё помню» Определяется тема, на которую необходимо подобрать слова. Взрослый называет первое слово, ребёнок повторяет его и добавляет своё.

Мышление и речь неразрывно связаны друг с другом. Эти психические процессы активно участвуют практически на любом учебном или развивающем занятии. Большую роль в развитии мышления играет умение выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи и отношения и передавать их посредством связной речи.

К моменту поступления в школу ребёнок должен уметь определять положение предметов в плоскости, знать и правильно употреблять слова, обозначающие их местоположение. Кроме этого он должен знать и различать простейшие геометрические фигуры, сравнивать и различать предметы и объекты по величине.

Для этого ребёнку совсем не обязательно посещать специальные занятия; их можно вести по ходу обыденной жизни. Например, положите игрушку на стол, спрячьте под стол, положите перед лампой, между книгами и попросите сказать, где она находится. Если ребёнок что-то путает, спокойно объясните и почаще повторяйте такие игры. Ещё дети любят помогать маме на кухне. Вот и повод обсудить что такое посуда, какая она бывает и чем отличается. Обсудите с ребёнком, почему сахарница, солонка или вешалка так называются. Поговорите о фруктах, овощах, продуктах; попросите ребёнка посчитать их, назвать какого они цвета, какие на вкус и т.п. Вариантов таких заданий множество, «включайте» свою фантазию и обязательно следите за правильным произношением и употреблением слов.

Найди лишнее.                         Найди у каждой девочки признак,

которым она отличается от остальных.

Одним из показателей речевого развития является умение узнавать и различать звуки речи на слух. Как определить, владеет ли ребёнок данным умением? Поиграйте в звуки! Сначала подготовьте материал – книжки или карточки с изображением различных предметов и объектов. Например, собака, зонт, колесо, ананас. Затем предложите выбрать те, в названии которых есть заданный звук (звук с). Проследите за тем, понял ли ребёнок задание, если необходимо – повторите задание, не торопите его и не останавливайте по ходу работы. Далее проверьте правильность выполнения задания, выделяя голосом нужный звук. Ещё можно «играть» в слова: «разбирать» на звуки и «собирать» из звуков, подбирать с заданным звуком («Найди 5 предметов на кухне со звуком Л»). Потом предложите выполнить задания посложнее: «Назови первый звук в слове, последний звук, звуки в середине слова».  

Речь ребёнка, поступающего в школу, становится более точной, достаточно развернутой, логически последовательной. Он строит различные типы высказываний, соблюдая их структуру и разнообразные типы связей между предложениями. Ребенок способен пересказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки или рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины и некоторые явления окружающей действительности. Также важно научить ребёнка составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Данная работа может проводиться по следующему алгоритму:

  1. Ответы на наводящие вопросы. Обсуждение поможет ребёнку выделить главное на каждой картинке и определить последовательность действий или ситуаций.
  2. Выделение ключевых слов или словосочетаний в описании каждой картинки.
  3. Описание ситуации или события по каждой картинке.
  4. Раскладывание картинок в последовательности изложения.
  5. Придумывание начала рассказа (здесь возможна помощь взрослого).
  6. Составление связного рассказа.

Задания данного вида развивают у ребёнка не только связную речь, но и зрительное внимание, слуховую память и логическое мышление.

Занятия с ребёнком-дошкольником – это не 20 минут объяснения чего-то нового и выполнение определённых заданий, а ежедневное общение в самых различных ситуациях. Вариантов и тем для общения может быть много. Пофантазируйте – и обязательно найдётся то, что интересно и увлекательно для Вашего ребёнка!

Подготовила учитель-логопед Е.П.Чермакова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые рекомендации по подготовке дошкольника к обучению в школе

Уважаемые родители, данная консультация не даст Вам информацию о том, как подготовить ребенка к поступлению в гимназию, лицей или какое-то иное особенное учебное учреждение. Она поможет Вам настроить ...

Перспективный план работы с родителями на учебный год по включению семьи в процесс подготовки дошкольников к обучению в школе

Перспективный план работы с родителями на учебный год по включению семьи в процесс подготовки дошкольников к обучению в школе...

Учебно-методическое пособие «Психологический тренинг подготовки дошкольников к обучению в школе»

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...

Подготовка дошкольников к обучению в школе в условиях ДОУ

Доклад к выступлению на круглом столе в ГБОУ СШ №402, посвященному портрету нынешнего первоклассника и его проблемам...

Программа по развитию речи и подготовки дошкольников к обучению грамоте: «Школа азбуки»

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо  раньше. Этому дню предшествуют ...

Лето перед школой - практические советы родителям и будущим первоклассникам

Чего не стоит делать родителям будущих первоклассников. Советы будущим первоклассникам. Игры на лето для будущих первоклассников....