Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
консультация

Замахина Юлия Вячеславовна

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitiefonematicheskogovospriyatiyaudoshk.docx215.89 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического восприятия у детей

старшего дошкольного возраста.

Все родители хотят, чтобы ребёнок хорошо учился в школе и при этом не испытывал трудности при обучении письму. Но если у ребёнка нарушен или недостаточно сформированы фонематический слух, фонематическое восприятие - это может помешать овладению процессами чтения и письма. Так что же это такое фонематический слух, фонематическое восприятие? Почему он так важен для овладения успешным чтением и письмом? Давайте разберемся.

Фонематический слух - это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (гласных, согласных). Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово«коза - коса»«дом - ком»«крыса - крыша»«бочка - почка». Знакомые ошибки? Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут в письменную. Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись.

Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?». Оно формируется в период от одного до 4,5 - 5 лет. Поэтому в этом возрасте ребёнок должен различать все звуки, фонематическое восприятие должно быть сформировано.

Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с проблемным фонематическим восприятием страдает звукопроизношение, понимание речи, так как они не могут различить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемамидля них звучат одинаково (почка-бочка, коса-коза, и само собой написание этих слов.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четкое представление о звуковом составе слова, научить умению анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков. Вот почему так важна роль фонематического слуха.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, установление их количества и последовательности.

Это сложный процесс для всех детей. Дети могут испытывать трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Родители могут помочь своему ребенку закрепить знания и умения, полученные в детском саду в выполнении звукового анализа слов.

Прежде чем говорить о выполнении звукового анализа, давайте вспомним, чему нас учили в школе.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Букву мы пишем и читаем. Буква – это значок, который обозначает звук.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды (язык, губы, зубы).

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

- Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

-Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос «спит», а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко).

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые согласные звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?

Сначала обучаем ребёнка выполнять простые формы звукового анализа, то есть выделять первый, последний звук в слове и звук, стоящий в середине слова. Посмотрите на «схему слова».

   

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Если звук стоит в начале слова – поместите фишку в первом окошке. Если звук стоит на конце слова – поместите фишку в последнее окошко. Все остальные звуки находятся в середине слова – поместите фишку в среднем квадрате.

Перед тем, как использовать «схему слова», желательно, объяснить ребёнку, например, с помощью изображения птички, что у слова, как и у птички есть начало, середина, конец и только после этого переходите к использованию схематического изображения слова.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-379231-1494283879.jpg

Далее обучаем ребёнка выполнять сложные формы звукового анализа, а именно последовательно выделять голосом звуки в слове и давать их характеристику, составлять звуковую схему слова.

Звуковая схема слова или «круговое письмо» – это последовательность кружочков или квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

Звуковой анализ выполняется следующим образом:

Сделаем звуковой анализ слова ДОМ.

1. Выделим голосом первый звук: ддд-ом – первый звук Д – он согласный, твердый – обозначим его синим квадратиком или кружочком.

2. Выделим голосом второй звук: д – ооо – м - второй звук О – он гласный – обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук: до –ммм - третий звук М – он согласный, твердый – обозначим его синим квадратиком (кружочком).

В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный. Согласные звуки Д и М. Гласный звук О.

Назовем звуки по порядку: Д О М.

Напечатаем (напишем) слово буквами: ДОМ

При выполнении звукового анализа слова необходимо учитывать:

1. Чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.                                                                                                                                     2. Для детей дошкольного возраста используем только слова, которые как слышатся, так и пишутся.

Дидактические игры для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста:

             "Немые звуки"

Цель - упражнять в правильной артикуляции гласного звука.                                                                            Ход: педагог показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.

            "Фотография звука":

Цель - умение узнавать гласный звук по артикуляционной схеме.                                                           Ход: педагог произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот.

           "Припоминание слов на заданный звук"

Цель - активизировать в речи слова, которые начинаются с гласного звука (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл).

             «Поймай звук»

Цель – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Ход: Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р»: л,р,м,р,ч,р,л;  ла-ра-ша-ка-ра; нос, рот, корка, шутка, собака, мотор.

          «Где живёт звук?»                                                                                                                                    Цель – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Ход: Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ж. Например, картинки: пижама, мышь, банка, тапки, жук, живот и т. д.

         «Придумай имя»

Цель – учить подбирать слова на заданный звук.                                                                                                    Ход: Придумайте имя на заданный звук, например, звук М – Маша, Марина, Миша.                         Звук С – Слава, София, Алиса.

       

«Назови первый звук в слове»

Цель – учить выделять первый звук в слове.                                                                                                               Ход: Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове.                                      Например, ТОК –Т, ПШЕНО –П.              

        «Назови последний звук»

Цель – учить выделять последний звук в слове.                                                                                                   Ход: Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом –М, стук –К, балкон-Н, хвост-Т.

        «Определи место звука в слове»

Цель – развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Ход: Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах: камыш (в конце, шипы (в начале, мешок (в середине).

         «Прохлопай слово»

 Цель– учить делить слова на слоги.                                                                                                                    Ход: Прохлопайте слова и назовите количество частей (слогов) в слове.                                             Например, ма-ши-на (3 слога).                                                        

       «Подбери похожее слово, подходящее по рифме».

Сначала нужно объяснить ребёнку, что такое рифма, как складываются (рифмуются) слова в стихотворении. А потом можно поиграть в слова по типу

«пышка – мышка»«Маша – Даша»«кошка – ложка» и т. д.

         «Найди в слове новое слово».

Например, в слове «парашют» есть слово «пар»«самолет» - «сам»«собака» - «бак» и др.

На первых порах стоит работать вместе, проговаривая слова, незаметно помогая ребёнку их вспомнить. Через несколько занятий ребёнок полностью освоит игру в слова и будет сам просить поиграть с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

    Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...

Опыт работы на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня".

Выявление и устранение недоразвития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня. Работа включает в себя сравнительный анализ развития фонематического восприятия в старшей и подготовите...

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Презентация на тему:"Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"....

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

В статье описаны игры, задания и упражнения для развития фонематического восприятия дошкольников....

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

К.Д. Ушинский писал, что сознательно писать и читать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова....