Статья. "Развитие речи детей 6-7 лет"
статья (подготовительная группа)

Черноситова Джерен Аннабердыевна

 Статья " Развитие речи детей 6-7 лет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие речи ребенка 6-7 лет.»

Автор: Черноситова Джерен Аннабердыевна

Воспитатель ГБДОУ №7

Московского р-она СПб.

2020г.

Сила речи состоит в умении

 выразить многое в немногих словах

( Плутарх)

Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций.  Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи.

 

Важным  фактором в развитии речи ребенка является общение с родителями. Именно Вы , родители,  для детей – языковой и речевой образец. Ребенок говорит так , как говорят его домашние ( интонации, тон, речевые и грамматические ошибки.

Не «сюсюкайтесь» с ребенком, который вышел из младенческого возраста.

Не растягивайте слова, говорите с ним спокойно.

Поощряйте  его стремление задавать вопросы.

Поощряйте любопытство ребенка и воображение.

Старайтесь находить время, чтобы выслушать его.

В наше прогрессивное время родителям нужно всего лишь уделить немного времени ребенку по дороге в детский сад, во время прогулки, во время приготовления ужина.

Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире.

Основным фактором развития мышления у ребенка, являются речевые игры. Для этого не требуется никакого оборудования и пособия. Только ваша готовность с удовольствием и пользой провести время с вашим ребенком.

Общение – залог понимания. Ведь очень важно научиться понимать друг друга! Речевые игры развивают мышление, гибкость ума, внимание, память, воображение, языковое чутье, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром, дают бесценный опыт в общении со взрослым.

Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс.

 1. Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.

2. Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.

 3. Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко-буквенной структуры слова.

4. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Словоизмения: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

5. Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного.

 6. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений. В психологическом развитии речь играет огромную роль. Плохая, невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на уроках и в общественной жизни школа и класса. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде: ϖ хорошее физическое развитие ребенка; ϖ развитый физический слух; ϖ развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика; ϖ нормальное функционирование ЦНС; ϖ владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции); ϖ произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя; ϖ познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность; ϖ коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопощи.

Вот некоторые игры, которые вы можете провести с ребенком, не отрываясь от своих дел.

Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [с]. 2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей. 3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч], а затем [р]. 4. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с]. 5. Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы. 6. Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки…, пять ложек. 6. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с красными цветами. По вечерам……. 7. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она….

«Вспомни случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

«Бюро путешествий»

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениЯМИ.

Всегда под рукой»

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. А ещё развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим  ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие речи детей раннего возраста посредством нетрадиционных логопедических технологий."

   Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее значение. У новорождённого кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони...

Статья. Развитие речи детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в логопедическом детском саду.

Музыка, музыкаьлное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр положительно развиваются психиеск...

Статья «Развитие речи детей-логопатов через игру»

Статья «Развитие речи детей-логопатов через игру»Одно из самых закоренелых итруднопреодолимых представленийо педагогическом процессе заключаетсякак раз в убеждении, что процесс этотдолжен протек...

Статья: «Развитие речи детей раннего возраста»

Статья:  «Развитие речи детей раннего возраста»...

Статья «Развитие речи детей с ОНР во время прогулки»

При подготовке к прогулке и во время прогулки воспитатель проводит экскурсии на темы "Осень", "Растения", "Насекомые", "Транспорт", "Почта, "Школа". Во время прогулки дети вместе с воспитателем играют...

Статья Развитие речи детей с общим недоразвитием речи посредством использования экспонатов мини-музея Народных промыслов

В статье представлен опыт работы по использованию игр и игровых упражнений на развитие лексико-грамматических категогий в условиях мини-музея ДОУ. Данные игры и игровые упражнения успешно могут быть и...

Статья " "Развитие речи детей с общим нарушением речи в театрализованной деятельности"

Развитие речи детей с общим нарушением речи в театрализованной деятельностиТеатрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написан...