Консультация учителя-дефектолога для родителей на тему: "Где же лево, а где же право?"
консультация (старшая группа)

Гафарова Лариса Платоновна

В консультации учитель-дефектолог затрагивает тему ориентировки ребенка в пространстве: когда он путает понятие, не может определить какая у него рука и т.д. Так же представлены некоторые приемы и игры, которые помогут в усвоении понятий"лево-право".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levo-pravo.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Где же лево, а где же право?

(консультация для родителей)

Очень многие малыши испытывают трудности в освоении этих понятий. Как же облегчить процесс обучения?

Мы воспринимаем пространство вокруг нас благодаря комплексу взаимодействия зрения, слуха и осязания. Новорожденный в силу незрелости мозговых структур пока не владеет этим взаимодействием. Даже интересуясь подвешенными погремушками, малыш пока не в состоянии попасть рукой по ним. Это станет возможным только через несколько месяцев. А уже в 6 месяцев ползущие к маме карапузы видят препятствие на пути и пытаются его обойти (не форсировать!). Манипуляции с предметами проводятся пока двумя руками (левая и правая неразделимы), однако пространство по мере взросления ( ползание, потом ходьба) все расширяется – появляются верх-низ, лево-право, вперед-назад.

В чем проблема

  Примерно с 2 лет начинается период, когда уже можно формировать у малыша представление о левой и правой стороне тела. И только потом начнется осознание окружающего пространства. Завершается этот процесс лишь к 6-7 годам, то есть к началу обучения в школе. В противном случае ребенка ожидают большие трудности. Самые явные – проблемы с обучением грамоте и письму. Ведь в их основу положен графический анализ написания буквы и синтез ее по инструкциям учителя. Даже то, с чего начинается жизнь 1-го класса, - организационный момент ходить по парам, поднимать правую руку, следовать инструкции учителя «отступите слева две клеточки» - все это требует четко сформированного навыка определения в пространстве. Потому малыш, не обладая этими простейшими умениями, становится неуверенным в себе, тревожным, затрачивает больше времени на выполнение заданий, не успевает. Так как все это приходится на период адаптации к школе, когда даже подготовленные дети испытывают тяжелый стресс, ситуация становится совсем плачевной. Вам кажется, что такого не бывает? Что уж в этом возрасте дети точно все знают? Уверяю вас, из 25 первоклашек в ответ на просьбу поднять правую руку ошибутся как минимум трое. А уж если надо повернуться направо, тут не справятся 5-7 человек. Дело в том, что это уже двухкомпонентное действие: чтобы сориентироваться, необходимо сначала найти свою правую руку, потом повернутся в ту же сторону. Так что – работать, работать и еще раз работать!

                Раннее начало

  • С самыми маленькими просто: все, что вы им говорите, это и есть «учебный материал, так что просто называйте вещи своими именами! Любой маме столько раз приходится всовывать сопротивляющиеся пальчики в рукава распашонки, что чего только не случалось рассказывать…. Так что, когда половина работы сделана, уместно выдохнуть с удовлетворением: «Вот правую руку одели!» Сколько раз на дню приходится надевать и снимать распашоночки, кофточки, варежки? В общем, не сомневайтесь в соответствии с законами диалектики количество, перейдет в качество, и вчерашний несмышлёный малыш протянет вам правую, а потом и левую руку.
  • На 2-м году жизни ребенок начинает открывать для себя радость манипуляции предметами: пользоваться выключателями света, нажимать на кнопочки, крутить ручки – в общем, нещадно эксплуатировать все, до чего можно дотянуться. Посмотрите вокруг – наверняка хотя бы одно из доступных малышу удовольствий находится в таком месте, что действовать можно только одной рукой. Например, выключатель в углу можно достать лишь правой – акцентируйте его внимание на этом. Все вышеперечисленное можно отнести к пропедевтике, подготовительной работе, хотя здесь мы рассчитываем не только на память. Обучение работает на рефлекторном уровне, выстраивая цепочку «слово-рука"

Что делать?

Самое лучшее время для того, чтоб малыш  что-то усвоил, время, когда обучение максимально эффективно (так называемый сенситивный период) с 2,5 лет. Здесь уже можно рассчитывать на зачатки сознательности, ценные минуты произвольного внимания.

Однако необходимо помнить, что дети сначала начинают различать собственные руки, ноги, уши, а уже потом станут дифференцировать предметы вокруг себя по этому признаку. Это обусловлено тем, что мышление у ребятишек 2-4 лет конкретное, предметно-действенное

Итак, исходим из того, что у большинства жителей  планеты Земля обычно две руки и одна из них - правая, а другая - левая.

Запоминать детям легче, и естественнее что-то одно, чаще – правую руку. А дальше будем руководствоваться остаточным принципом: если та правая, значит, этой руке делать нечего, будет левой.

Самый банальный, но и проверенный способ – апеллировать к ложке: «Какой рукой держишь ложку, та рука – правая». Только не растеряйтесь, когда находящееся в кризисе 3 лет дитя в приступе негативизма быстренько переложит ложку в другую руку.

Часы тоже лучше не использовать: они есть почти у всех, и носят на разных руках и как постоянный признак не годится.

Гораздо удобнее взять браслетик для ребенка. Только акцентируйте внимание на то, что это персональный браслетик (или ленточка с написанным на ней именем). Наденьте его на правую ручку со словами:

Браслетик, прочно надетый мамой,

       Укажет точно, где ручка правая.

Также неплох альтернативный вариант – наклейки, столь любимые детворой. Но используйте татушки и наклейки только на одну руку, не нужно украшать правую звездочкой, а левую цветочком – это внесет лишнюю путаницу.

Теперь, разобравшись с руками, расширяем границы:

  • Правая рука легла на бок (какой?) правый;
  • Взялась за коленку (какую?) правую;
  • Схватились за ухо (какое?) правое.

Вывод: все, что находится со стороны правой руки, - правое; со стороны левой – будет левым.

Делаете с ребенком динамическую зарядку – командуйте: левой – правой.

Тренировать понятие «лево-право» можно и на прогулке. Предлагайте разнообразные забавные стишки:

Ручка правая проснулась, встрепенулась, потянулась,

Ушко правое потерла и легла на правый бок.

Ручка левая проснулась, встрепенулась, потянулась,

Ушко левое потерла и легла на левый бок.

Ножкой правой: топ-топ-топ.

Ножкой левой: топ-топ-топ.

И двумя руками: хлоп!

Тут есть очень важный момент – показывая малышу физические упражнения, да и любые движения в принципе, делать это нужно, встав спиной к нему! В противном случае  возникнет эффект зеркального отражения – вы скажете «поднимаем правую руку», покажите движение правой рукой, а ребенок  сделает это левой, будучи уверенным в своей правоте (невольный каламбур). Эту особенность следует учитывать еще долгое время (даже в начальной школе все движения учитель показывает, повернувшись спиной к ученикам). Порадует малыша и такой прием – косметическим карандашом проведите на его лице посередине вертикальную линию и обсудите, что справа от нее, а что слева. Обратите внимание на нос – не справа, не слева, он посередине, а вот ноздри разделились.

Так же и рот – посередине, а зубы можно назвать справа и слева. Кстати если линию сделать из варенья, будет еще веселее!

Мир так изменчив…

Разобравшись с собственным телом, можно приступать к окружающему миру. Самый простой и работающий вариант: на что удобно показывать правой рукой, то находится справа, и наоборот соответственно. Сначала отработайте эти понятия, не изменяя позиции малыша.

  • Например, ребенок сидит на диване и называет все, что находится справа от него, а потом – все, что слева. Теперь вы просите его встать, и повернутся лицом к дивану. Какие вещи сейчас находятся по правую руку, а какие по левую?
  • Потребуется достаточно много времени, чтобы перестать путаться в таких непостоянных вещах.
  • Пусть малыш попробует сформулировать ответ на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы стол, стоящий справа, оказался слева?»
  • Обращаем внимание на то, что про место положения предмета, можно сказать и «справа», и «слева».
  • Имеет значение относительно чего.
  • Посадите в ряд игрушки, мишка будет справа от зайца, но слева от обезьянки.
  • Походите вместе с ребёнком по квартире, тренироваться можно буквально на всём: стол справа от холодильника, но слева от плиты и т.п.
  • Возьмите игрушечную машинку, и пусть малыш провезёт её по заданному вами маршруту (не стоит давать подряд несколько инструкций, излагайте их постепенно). Дальше можно усложнить, спросив: « Куда попадёт машинка, если повернёт направо, потом ещё раз направо, затем налево?»
  • На улице множество предметов, в том числе и движущихся; рассматривать их – одно удовольствие: автобус был слева, теперь справа. Предлагайте ребёнку описывать ваши передвижения.
  • С 4 лет можно предлагать малышу графические диктанты, сначала упрощённые. На листе бумаги в крупную клетку заштрихуйте в центре клеточку и дайте малышу. Предложите ему закрасить красным карандашом клеточку справа от вашей, потом синим карандашом клеточку слева. Позже можно пробовать отсчитывать 2-3 клеточки и менять направление, поучая забавные рисунки. Обращаем внимание, что значит «справа налево» и «слева направо». Хорошо будет порисовать стрелочки по тем направлениям, которые задаёт мама.

А если с нами левша?

       И, конечно, особое внимание на детей с ведущей левой рукой. Ведущая роль одной руки уже заложена с рождения ребёнка. Тенденции вы можете наблюдать, но ни в коем случае нельзя переучивать левшу. Это приведёт к пагубным последствиям: нарушится отлаженная связь между полушариями головного мозга. Даже если вам кажется, что в вашем доме растёт левша, помните, что окончательно об этом можно говорить в 5-6 лет, сейчас же предлагайте карандаши в обе руки. Не настаивайте, чтобы малыш взял именно в правую; пуст сам определится. Конечно, левшам сложнее научиться ориентироваться в пространстве, но «нет ничего невозможного».

        Итак, тема при кажущейся элементарности довольно непроста. Особую сложность создаёт то, что правое может стать левым, и наоборот. Но ваша настойчивость и терпение, внимательность и креативность помогут малышу освоить эту науку. И не забывайте, что залог успеха – постоянные упражнения, тогда у вашего ребёнка чётко сформируется навык, и через несколько лет у него не будет проблем ни в школе, ни дома. Удачи!

Из статьи Е. Вахминцевой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-дефектолога для родителей Рекомендации родителям детей с ЗПР по созданию условий для дистанционной формы бучения ребенка

Рекомендации родителям детей с ЗПР по созданию условий для дистанционной формы бучения ребенка...

Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"

Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"...

Консультация учителя-дефектолога для родителей на тему: «Мелкая моторика-это интересно»

Консультация учителя-дефектолога для родителейна тему: «Мелкая моторика-это интересно»...

Консультация учителя-дефектолога для родителей "Рекомендации родителям детей с РАС"

Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложныйкомплекс методов и способов взаимодействия с ребѐнком. На успешностьотношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, пониманиеответственн...

Консультация учителя дефектолога для родителей: «Памятка для родителей детей с ОВЗ»

Консультация учителя дефектолога для родителей:«Памятка для родителей детей с ОВЗ»...