«Возраст – я сам»
консультация (младшая группа)
Безусловно, каждый ребенок – это индивидуальность, которая имеет свои особенности. Но в процессе взросления малыши нередко проходят похожие фазы. Одним из этапов развития, с которым сталкивается каждый родитель, является, так называемый, возраст «Я сам» или кризис 3-х лет у ребенка.
Особенности периода «Я сам».
Чем же данный этап развития так важен и примечателен? В возрасте 1,5 – 3-х лет ребенок понимает, что он личность и индивидуальность, а не просто продолжение мамы и папы. Если раньше малыш просил помощи, то теперь не позволяет родителям принимать участие. Он пытается все сделать сам, зачастую совершая ошибки. Нередко ребенок говорит о себе в третьем лице, подчеркивая свою значимость.
Любимым словом малыша становится «нет», когда родители предлагают помощь, пытаются что-то сделать за ребенка, он нередко использует именно это слово.
Малыш активно рассматривает себя в зеркале, изучает свою внешность и черты лица, начинает узнавать себя на фотографиях.
Данный период в жизни ребенка нередко сравнивают с переходным возрастом в 13 – 16 лет. Жизнь малыша меняется, его мысли полны противоречий, т.к., с одной стороны, он хочет самостоятельности, а с другой, чувствует полную зависимость от родителей. Все это приводит к сильному всплеску эмоций, постоянным волнениям, нередко ребенок становится более агрессивным, пытаясь освободиться от авторитета родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrast_ya_sam.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Возраст – я сам»
Безусловно, каждый ребенок – это индивидуальность, которая имеет свои особенности. Но в процессе взросления малыши нередко проходят похожие фазы. Одним из этапов развития, с которым сталкивается каждый родитель, является, так называемый, возраст «Я сам» или кризис 3-х лет у ребенка.
Особенности периода «Я сам».
Чем же данный этап развития так важен и примечателен? В возрасте 1,5 – 3-х лет ребенок понимает, что он личность и индивидуальность, а не просто продолжение мамы и папы. Если раньше малыш просил помощи, то теперь не позволяет родителям принимать участие. Он пытается все сделать сам, зачастую совершая ошибки. Нередко ребенок говорит о себе в третьем лице, подчеркивая свою значимость.
Любимым словом малыша становится «нет», когда родители предлагают помощь, пытаются что-то сделать за ребенка, он нередко использует именно это слово.
Малыш активно рассматривает себя в зеркале, изучает свою внешность и черты лица, начинает узнавать себя на фотографиях.
Данный период в жизни ребенка нередко сравнивают с переходным возрастом в 13 – 16 лет. Жизнь малыша меняется, его мысли полны противоречий, т.к., с одной стороны, он хочет самостоятельности, а с другой, чувствует полную зависимость от родителей. Все это приводит к сильному всплеску эмоций, постоянным волнениям, нередко ребенок становится более агрессивным, пытаясь освободиться от авторитета родителей.
Кризис 3 лет – хорошо или плохо?
Ответ на данный вопрос однозначный: хорошо! Данный этап необходим для ребенка, если его нет, то это признак того, что малыш развивается неправильно, и нужно обращаться к специалистам. Дошкольное воспитание играет огромную роль в жизни ребенка, он должен учиться самостоятельность, важно, чтобы малыш понял, что он отдельный человек, который обязан сам в будущем принимать решения.
Что делать родителям?
Период «я сам», безусловно, является тяжелым испытанием для родителей. Важно, чтобы мамы и папы относились к ситуации спокойно, не кричали на ребенка и не ругали. Правильное поведение родителей позволит ребенку пройти данный этап, в противном случае малыш может стать безынициативным, пассивным и несамостоятельным.
Не нужно торопить ребенка. Малыш будет пытаться сам одеться и обуться, наверняка, он будет делать все медленно, что-то не получится, тогда он начнет сначала. Бывают ситуации, особенно когда вы торопитесь, что хочется взять и сделать все самим. Но не нужно так поступать. Такое отношение приведет к негативным последствиям, малыш начнет капризничать и откажется идти, в результате вы потратите еще больше времени на сборы. Если его торопить, то эффект будет аналогичным.
Если ребенок хочет вам в чем-то помочь или проявляет другую инициативу, поощряйте его. Дайте какое-нибудь простое задание, таким образом, малыш и себя проявит, и вам поможет. Если же отталкивать его, то потом будет гораздо сложнее приучить ребенка к той же уборке.
Но нужно знать меру, нельзя давать полную свободу ребенку, т.к. он почувствует себя одиноким и никому не нужным. К примеру, если малыш попытается починить розетку или полку, то сразу же нужно запретить ему это, объяснить, что для такой работы нужны специальные знания, которых пока у него нет.
С трех лет желание малыша быть самостоятельным растет буквально по часам. Он специально отказывается от Вашей помощи и наставлений, чтобы попробовать свои силы в том числе и одевании, и раздевании, ваша задача не мешать ему в этом.
Ребенок 3-м годам умеет:
- снимать носки, тапочки, колготки, шапку, шарф;
- надевать ботинки на липучки или тапочки;
- застегивать крупные пуговицы;
- подать Вам шапку, шарф, платок;
- просунуть руки в рукава рубашки, куртки, пальто;
- убрать в шкаф вещи;
- сложить одежду (не будьте слишком строги).
Чтобы малыш со всем этим справился, одежда должна соответствовать возрасту, быть удобной и свободной. А также необходимо оборудовать место для одежды. Это может быть стульчик, детский шкаф или крючок для одежды, прибитый в соответствии роста малыша.
Помните о том, что любой, даже самый незначительный труд должен приносить малышу удовольствие. Поэтому необходимо прививать ему навыки самообслуживания с учетом его возрастных особенностей.
Хочу обратить внимание, что все навыки формируются постепенно, причем лучше заниматься с ребенком в игровой форме. Но не нужно излишне заигрывать с непоседой во время одевания, не нужно затягивать эти процессы.
Лучший пример для подражания - это родители, не зря говорят: «Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому», поэтому не забывайте показывать правильный пример.
Стоит избегать необоснованного одергивания и поторапливания - пусть малыш сначала освоит новый навык. Не осуждайте малыша публично за неумение справляться с чем-либо - это нанесет серьезный удар по его самооценке и по желанию продолжать осваивать уроки самостоятельности.
Также не нужно излишне заигрывать с непоседой во время одевания, не нужно затягивать эти процессы.
Обучение способам действий идет последовательно:
Этап первый. Показ взрослого (демонстрация и объяснение малышу способа действия).
Этап второй. Совместные действия с ребенком. Взрослый действует вместе с малышом (иногда направляя руки ребенка, держа их в своих ладонях), напоминает, повторно показывает-демонстрирует. Как только мы видим, что малыш понял, как действовать, и у него начало получаться, ребенок начинает выполнять действие самостоятельно. А взрослый приходит на помощь, только если есть трудности, предоставляя малышу возможность делать самому. Мы обязательно хвалим малыша за его попытки сделать самостоятельно и за все, даже мелкие, успехи.
Этап третий. Малыш выполняет действие полностью самостоятельно. Помощь взрослого не нужна. А значит, пришла пора переходить к освоению нового действия. «Старое» действие освоено и скоро будет выполняться правильно автоматически, без усилий.
Первое. Одежда, которую малыш одевает сам и которую мы покупаем ребенку, должна быть удобной и простого покроя. На ней не должно быть пряжек, застежек на спине, тонких ленточек — завязочек, слишком узких дырочек для шнурков и других элементов, сложных для малышей.
Например, самым маленьким очень удобно надевать свободные брюки на резинке, но очень трудно надеть на себя узкие джинсы.
Для маленьких детей желательна одежда с застежкой — липучкой или молнией, с очень крупными пуговицами, для более старших — можно и даже нужно использовать любые виды застежек, в том числе с мелкими элементами. Но в любом случае на детской одежде не должно быть неудобных застежек – например, слишком тугих отверстий для пуговиц, через которые их очень трудно просунуть, или застежек на спине, которые невозможно самому застегнуть. Нужно всегда заботиться не только о моде, но и об удобстве малыша и о его возможности самостоятельно надеть свою вещь на себя.
Также обратите внимание на ворот платья, футболки, джемпера или свитера. Очень часто на детских изделиях ворот слишком тугой, малыш «застревает» в вороте, пугается. И конечно же, потом не хочет сам одеваться.
Второе – очень важный «секрет» успешного одевания для малышей. Желательно для самых маленьких покупать или шить одежду, в которой отличаются спинка и перед. Например, на кофточке спереди должна быть аппликация, кармашки, отделка тесьмой. Это поможет малышу не путаться и одеться правильно (иначе дети часто надевают одежду задом наперед)
Третье. Легче всего малышу научиться одеваться сидя. Потом, уже овладев этим умением, он сможет одеваться и стоя.
Четвертое. Во время самостоятельного одевания и раздевания нужно внимательно следить за состоянием малыша. Если он пыхтит, кряхтит, напрягается, нервничает из-за того, что у него что-то долго не получается – нужно вовремя прийти на помощь. Иначе от одевания останутся лишь неприятные впечатления, и малыш откажется в дальнейшим от своих безуспешных попыток самостоятельно одеться. Нам – взрослым – очень важно обеспечить малышу успех и радость от своих достижений: «Я сделал сам!»
Вам необходимо замечать даже малейший успех своего ребенка, ему необходимо постоянное родительское одобрение. Хвалите его за любое достижение
Помните о том, что каждый ребенок - индивидуален. Нельзя сказать, что в одном возрасте все умеют одно и то же. Главное, чтобы ребенок хоть что-то пытался делать самостоятельно, а Ваша задача - предоставить ему максимальную поддержку и помощь.
Успехов Вам и Вашему малышу! Помните о похвалах, терпимости и гибкости - и всё обязательно получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Россия, РоссияРоссия - Родина моя 1. Матрешкины забавы2. "Колядки"...
Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)
Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»
Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).
laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...