Уважаемые родители! Предлагаем Вам ознакомиться с консультацией на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».
консультация (младшая группа)
Важной составной частью культуры поведения человека, являются культурно-гигиенические навыки. С самого раннего возраста необходимо прививать детям любовь к чистоте и опрятности, потому как, несомненно, это залог физического и психологического здоровья. Привитые с детства навыки приносят огромную пользу в дальнейшей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsi_na_ranniy_vozrast.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам ознакомиться с консультацией на тему:
«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».
Важной составной частью культуры поведения человека, являются культурно-гигиенические навыки. С самого раннего возраста необходимо прививать детям любовь к чистоте и опрятности, потому как, несомненно, это залог физического и психологического здоровья. Привитые с детства навыки приносят огромную пользу в дальнейшей жизни.
Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников - весьма специфичны и требуют определенных знаний, как от педагога, так и от родителей. Необходимо учитывать, что малыши 2-летнего возраста впервые сталкиваются с такими задачами, как умывание, мытье рук, использование полотенца, зубной щетки, носового платка и т.д. Самостоятельно одеться или раздеться – еще очень трудно для них, поэтому знакомство с этими важными навыками должно быть мягким и терпеливым со стороны взрослых. Однако не стоит забывать, что излишняя мягкость не желательна, так как ребенок однажды потерпев неудачу в довольно не легкой для него задаче, и почувствовав незамедлительную помощь взрослого, в следующий раз может отказаться что-либо делать сам. Следовательно - главными приоритетами в формировании культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников должны быть: понимание внутреннего мира ребенка, терпение к его неуклюжести и медлительности, поощрение любого, даже самого незначительного успеха, настойчивость в правильном и последовательном выполнении задачи, требовательность к проявлению самостоятельности.
Одной из главных задач в работе с детьми раннего возраста (от 1,6 до 2 лет) детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком). В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку. В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
Вот несколько полезных рекомендаций для проведения гигиенических процедур. Учим умываться. Для начала создайте все необходимые условия:
- разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;
- подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
- прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
- положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.
Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке. Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года, ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.). Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.
Теперь можно перейти непосредственно к самому умыванию. Для этого нужно:
- завернуть рукава одежды ребенка;
- проверить температуру воды;
- намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга;
- смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям;
- вымыть лицо, называя каждую его часть;
- учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха;
- еще раз обмыть водой руки ребенка;
- закрыть воду;
- снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом;
- насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются;
- похвалить малыша, например, предложив посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"
Гигиеническое воспитание ребенка 2-х лет направлено на приобщение его к следующим гигиеническим навыкам, как в детском саду, так и дома:
- мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
- умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
- принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
- мыться с мылом и мочалкой через два дня на третий;
- подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
- полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
- пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
- пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке;
- пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
- не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства).
Необходимо тесное сотрудничество воспитателей и родителей. Привитые в детском саду культурно-гигиенические навыки и самостоятельность, должны поддерживаться и приветствоваться родителями. Только так возможно гармоничное развитие личности ребенка.
Подготовила: Анисимова Е.В воспитатель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"
Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....
Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "
Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...
Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста.
формирование у детей раннего возраста навыков самообслуживания, кгн....
Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста. Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.
Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...
Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста
Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возрастаТрудовая деятельность малышей в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. Но в раннем возрасте у детей ...
Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"
Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"...
Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"
Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"...