Приобщение старших дошкольников к восприятию музыки средствами ИКТ
методическая разработка (старшая группа)
Приобщение старших дошкольников к восприятию музыки средствами ИКТ
Актуальность
– Запрос общества на формирование творческой личности (способной к творческой деятельности) и создание условий для её развития, а именно формирование творческих возможностей ребёнка.
– Потребность в обогащении педагогического процесса цифровыми ресурсами в соответствии с Федеральными государственными требованиями к условиям реализации Основной общеобразовательной программы.
– Поиск путей эффективного развития всех видов детского восприятия: зрительного, слухового, чувственного.
– Отсутствие системы использования интерактивных дидактических материалов, образовательных ресурсов.
Цель: приобщение старших дошкольников к восприятию музыки средствами информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
– воспитывать духовно-нравственные качества ребенка;
– развивать интерес к музыкальной культуре;
– развивать музыкально-образное мышление;
– формировать музыкальные способности детей.
Концепция изменений
Концепция изменений связана с повышением уровня музыкальной культуры через приобщение старших дошкольников к восприятию музыки средствами информационно-коммуникационных технологий.
Включение информационно-коммуникационных технологий в процесс слушания музыки позволяет:
- повысить интерес к непосредственно-образовательной музыкальной деятельности;
- развить дифференцированное восприятие музыки;
- развить музыкально-образное мышление;
- сформировать представление о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш) и театральных (балет, опера);
- закреплять знания о музыкальных инструментах, их звучании.
Сущность опыта
Составленная мною система работы направлена на повышение уровня музыкальной культуры через приобщение старших дошкольников к восприятию музыки средствами информационно-коммуникационных технологий. Их цель: дополнять, углублять эмоциональный отклик на музыку, способствовать установлению ассоциативных связей. Для этого я и обогащаю традиционные методы активизации музыкального восприятия (словесный, наглядный, продуктивный) использованием цифровых ресурсов, что позволяет сделать материал более интересным и доступным:
– словесный метод (побуждение к сопереживанию через создание игровой или проблемной ситуации, художественное слово, загадки);
– наглядный (видеоряд, изобразительный ряд для активизации внимания);
– продуктивный (игровая, изобразительная, художественно-речевая деятельность, творческие задания для формирования творческого воображения).
Для реализации методов активизации музыкального восприятия мною были разработаны:
- картотека тематически подобранных стихов для всех возрастных групп;
- подборка иллюстраций и картин, помогающих понять музыкальный образ,
- портреты отечественных и зарубежных композиторов;
- мнемотаблицы (схематичное изображение характера звуковедения и т.п.);
- мультимедийные образовательные пособия (презентации, видеофрагменты);
- критерии оценки уровня развития восприятия музыкальных произведений старшими дошкольниками.
Система дошкольного образования является неотъемлемой частью нашего общества. Мы живём в век глобализации и компьютерных технологий. Это требует от дошкольных учреждений соответствовать духу времени. Поэтому информационные компьютерные технологии приходят в детские сады.
Информационно-компьютерные технологии – это источник различной информации (рисунок, текст, музыка, видео, фото). Органично включая его в непосредственно-образовательную деятельность, я формирую у дошкольников интерес к восприятию музыки, развиваю музыкальное мышление, умственные способности, направленные на реализацию задач дошкольного образования.
Для формирования у детей устойчивого познавательного интереса к музыке стараюсь сделать подачу музыкального материала более интересной, насыщенной и занимательной.
В разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить его. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.
Готовясь к занятиям, я пришла к выводу, что далеко не всегда образовательные пособия соответствуют федеральным государственным требованиям к условиям реализации Основной общеобразовательной программы. Это подтолкнуло меня к решению создавать собственные мультимедийные презентации. Видеофильмы использую как итог знакомства с музыкальным произведением, чтобы не навязывать детям определённые ассоциации, а вначале дать возможность сформировать собственные представления о музыке.
Огромное развивающее влияние оказывает слушание музыкального произведения в разных вариантах: оркестровое, сольное инструментальное или вокальное исполнение, аранжировки в разных стилях (классической, эстрадной или джазовой обработке). Поэтому в работе я использую богатую фонотеку, содержащую по возможности разные варианты записи одного произведения, а также нотный материл к ним, чтобы можно было наиграть отдельные музыкальные темы. Программа О.Радыновой «Музыкальные шедевры» очень в этом помогает. Фонотеку аудио- и видеозаписей я создавала на протяжении последних 2 лет. В нее входят образцы мировой классической музыки, видеофрагменты балетов, опер и т.п.
В своей системе я опираюсь на методы активизации музыкального восприятия, обогащенные информационно-коммуникационными технологиями: словесный, наглядный, практический
В результате использования словесного метода у дошкольников активизируется познавательные процессы (внимание, воображение).
Поскольку получаемые детьми при слушании сведения ещё очень ограниченны, я стараюсь средствами художественного слова настроить и грамотно подвести их к прослушиванию музыкального произведения. Для этого я собрала аудиокартотеку стихов в исполнении актеров для эмоционального настроя. Её использую перед слушанием для того, чтобы сосредоточить внимание детей и подготовить к прослушиванию конкретного произведения. В подборе стихов я опиралась на принцип тематизма. В картотеке несколько блоков:
– «Сказка в музыке»;
– «Мир животных и птиц»;
– «Мир игрушек»;
– «Настроение»;
– «Мир природы;
– «Времена года».
Иногда перед прослушиванием придумываю сюжеты, подсказанные музыкой. Особенно програмной, в названии которой уже заложен образ. Например, циклы пьесс:
– «Детский альбом» П.И.Чайковского («Баба Яга», «Нянина сказка», «Болезнь куклы» и др.)
– «Картинки с выставки» М.Мусоргского («Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках» и др.)
После такого настроя дети с большим интересом и вниманием следят за развитием музыкального образа. Музыка на своем специфическом языке отвечает им на вопрос, решает проблемную ситуацию. Это производит неизгладимое впечатление на маленького слушателя. При этом проблемность не должна сводиться к угадыванию содержания музыки. Для детей фантазеров решать проблемные задачи с помощью своего воображения доставляет огромное удовольствие. Старший дошкольник в состоянии отслеживать конкретное средство музыкальной выразительности (например, темп, динамику), сравнивать музыкальные произведения, ассоциировать их с предметами и событиями из своего жизненного опыта.
Усилить эффект от прослушивания помогает метод наглядности. Помимо классических средств на бумажных носителях (портреты, иллюстрации) я начала применять информационно-коммуникационные технологии. Используя возможности программы Microsoft Power Point, стала разрабатывать и применять мультимедийные презентации. Такие как:
– «Детский альбом» (дети знакомятся с пьесами из Детского альбома П.И.Чайковского. Цель: знакомство с творчеством П.И. Чайковского);
– «Всё о марше» (цель: формировать представление о марше, как о жанре музыки, познакомить с его историей, разъяснять где применим);
– «Вальс» (цель: формировать представление о вальсе, как о жанре музыки, познакомить с историей создания, где может звучать в наши дни);
– «Музыка войны» (представлены слайды из фронтовых фото: солдаты уходят на фронт, идут в атаку, на отдыхе и т.д. На фото накладывается музыка тех лет, соответствующая их содержанию. Цель: развивать чувство патриотизма, погрузившись в дух эпохи через музыку военных лет);
– «Музыкальные инструменты» (цель: знакомство с инструментами и их звучанием);
– «Русская народная песня в жизни народа» (слайды изображают русского человека в разных видах деятельности: мать с младенцем, жатва, свадьба, бурлаки, народное гулянье и т.д. Цель: познакомить с бытом русского народа и со значением в его жизни песни. Развивать духовно-нравственные качества).
– «Музыка вокруг нас» (слайды с изображением разных видов: горы, лес, город, море, поле, концертный зал и т.д. Цель: дать понять, что мы живём в мире звуков шумовых и музыкальных. Музыка – это звуки.)
– «Три кита» (цель: закрепление представлений о первичных жанрах музыки).
В маленьких городах у детей дошкольников и их родителей нет возможности посещать театр, поэтому я включаю в структуру непосредственной образовательной деятельности по музыке (слушание) видеофрагменты оперных и балетных спектаклей, концертов симфонического и народного оркестров, выступления хореографических коллективов. Это способствует более успешному формированию музыкальной культуры ребёнка-дошкольника.
Я использую мультимедийные приложения, которые делятся на:
1. Информативные статичные (чередование слайдов):
- портреты композиторов,
- изображения инструментов, исполнителей музыки и др.
2. Динамичные (тематические мультфильмы, видеофрагменты);
3. Иллюстративно-ассоциативные (их цель раскрыть образное содержание музыки):
- подборки иллюстраций с разным содержанием
4. Моделирующие (суть которых «Выбери то, что подходит к музыке»):
- подборки иллюстраций с разным содержанием (картинки могут быть просто схематичными). Например:
«Солнышко» – музыка была тёплая (можно мимикой и жестом попросить детей показать своё отношение);
«Ёжик» – музыка звучала колко;
«Черепаха» – темп медленный, и т.д.
5. Мультимедийные музыкально-дидактические игры:
- «Весело-грустно» (цель: определение средств музыкальной выразительности);
- «Песня-танец-марш» (цель: различать первичные жанры музыки);
- «Дирижёр и музыканты» (цель: закреплять знания об оркестре, назначении дирижёра);
- «Кто и как играет» (Цель: учить слышать тембры разных инструментов, узнавать их, знать способы звукоизвлечения на них) и др.
- «Самолёт», «Полёт пчелы» (Цель: голосом показать направление мелодии)
- «Солнышки», «Колокольчики», «Нотки и нотный стан» и др. для прохлопывания ритмического рисунка).
Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.
6. Мнемотаблицы (помогают детям разобраться в звуковедении, структуре песни или пьесы, динамике, определении характера):
- «Как катился колобок» (цель: наглядно передать направление мелодии).
- «Весёлые змейки», «Паучок» (цель: определять характер звуковедения – плавный, скачкообразный, на одном месте)
7. Набор мимических картинок. Использовать набор можно по-разному, можно придумать много музыкально- дидактических игр. Например, «Оживи клоуна»: «Клоун будет слушать музыку вместе с нами, как измениться его лицо? Выберите картинку и оживите клоуна.
Между тем при реализации информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем:
- При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
- Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.
- Создание мультимедийной презентации требует определённых временных затрат, навыков работы с персональным компьютером и интернет-ресурсами.
Однако, их использование в непосредственно-образовательной музыкальной деятельности является стимулом к развитию детской познавательной активности, повышает качество музыкального образования и воспитания каждого ребёнка и способствует личностному и профессиональному росту меня, как педагога.
Условия реализации изменений
- Соединение современных технологий с традиционными средствами развития музыкальной культуры.
Современные технологии помогают мне повышать мотивацию воспитательного процесса, что приводит к ряду положительных последствий:
– облегчает процесс усвоения материала детьми;
– возбуждает интерес к восприятию музыки;
– расширяет общий кругозор детей;
– возрастает уровень использования наглядности.
- Применение здоровьесберегающих технологий.
Важными условиями, способствующими их реализации являются, во-первых, общий настрой дошкольного учреждения на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, во-вторых личный подход к этой проблеме меня, как педагога, с учётом индивидуальных особенностей детей. Начать стоит с психологического микроклимата в группе. Улыбка, шутка, доброжелательность сами по себе являются залогом эмоционального здоровья ребёнка. Непосредственно-образовательную музыкальную деятельность я традиционно начинаю с валеологической распевки собственного сочинения, «Здравствуйте», а заканчивается распевкой «До свидания». Их цель в активизации внимания детей, создания у них положительного эмоционального настроя на занятие. Само занятие проводится с постоянной сменой видов музыкальной деятельности. Это само по себе является здоровьесберегающим фактором, т.к. дети не переутомляются. На слушании с использованием информационно-коммуниационных технологий, слежу за тем, чтобы подача такого рода информации была дозирована. По санитарно-гигиеническим нормативам занятия с использованием компьютера составляют для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут. Проводить их нужно не более 2-3 раз в неделю. Расстояние до экрана не менее 50 см. Так как я использую компьютер только в качестве экрана, то можно позволить, при необходимости, увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой деятельности и физкультминуткой. В конце занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.
Обязательным элементом моих занятий являются пальчиковые и жестовые игры. Они интересны, занимательны, не требуют много времени(1,5-2 мин), легко запоминаются, выполняются по показу взрослого. Они позволяют отдохнуть детям в течение малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки, и в то же время не дают детям отвлечь свое внимание от слушания, т.к. я стараюсь, чтобы тематически они были привязаны к теме слушания, либо пения. А развивая мелкую моторику рук, мы одновременно способствуем умственному развитию.
Дыхательную гимнастику я провожу, как правило, перед пением. Мы выполняем такие упражнения, как «Чаёк», «Бабочки», «Игра с воображаемым пёрышком».Дыхательная гимнастика способствует профилактике простудных заболеваний.
Если же мыслить глобально, то слушание музыки можно назвать музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Музыкотерапия - важная составляющая музыкально- оздоровительной работы. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает дыхание.
Формирование соответствующей современным требованиям развивающей среды:
- выбор музыкального репертуара, адекватного Основной общеобразовательной программе и потребностям детей.
- составление банка цифровых образовательных ресурсов (презентации, картотека стихов, мультимедийные музыкально-дидактические игры);
- разработка проектов.
Цифровой образовательный ресурс – это источник, содержащий разную информацию: рисунок, текст, музыку, видео- и аудиофрагмнты, фото. Органично включая их в образовательный процесс слушания музыки, я стараюсь способствовать формированию интереса к обучению. Опираясь на проблемно-поисковый метод, они активизируют внимание, познавательные процессы, воображение. Для достижения высокого уровня развития восприятия и комплекса музыкальных способностей у старших дошкольников посредством использования информационно-коммуникационных технологий, в нашем дошкольном учреждении создана мультимедийная среда: музыкальный центр, телевизор, DVD-проигрыватель, ноутбук, мультимедийный проектор и экран, фонотека, аудиокартотека стихов. Поскольку коллекции цифровых образовательных ресурсов для дошкольных учреждений ещё не создано, аудио- и видеозаписи мне приходится выбирать самой, опираясь на требования Основной общеобразовательной программы, на программу О.Радыновой «Музыкальные шедевры» и на своё усмотрение.
Результат
Для определения уровня восприятия у старших дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий, я разработала критерии на основе Основной общеобразовательной программы, программы О.Радыновой «Музыкальные шедевры» и программы Э.П.Костиной «Камертон».
Анализ проведённой работы по предлагаемой системе показал, что количество детей, увлеченных слушанием музыки составляет 84,3%. Комплекс методов и приёмов, разработанных в ней, с применением информационно-коммуникационных технологий, помогает развивать эмоциональную отзывчивость старших дошкольников, формирует у них устойчивый познавательный интерес. Ранее прослушанные произведения узнают 80,3%.
Использование мультимедийных музыкально-дидактических игр способствует развитию музыкальных способностей. Количество детей, определяющих средства музыкальной выразительности составило 69,3%.
Благодаря применению информационно-ассоциативных мультимедийных приложений повысился процент детей с точностью определяющих характер музыкальных произведений и составил 95%. Мнемотаблицы помогают определять форму произведений. Справляются с этой задачей 76 %.
Изначально дети настороженно относились к выполнению творческих заданий, были менее успешны в их выполнении, а также в определении жанра, формы музыки. Однако через ряд регулярных занятий начали довольно успешно включаться в работу. Это говорит о том, что применение информационно-коммуникационных технологий благотворно влияет на повышение уровня восприятия у старших дошкольников. Без труда определить жанр музыки способны 84%. Узнают музыкальные инструменты по их звучанию 62,5% детей.
Информационно-образовательные ресурсы ассоциативной направленности формируют у детей творческое воображение и музыкально-образное мышление. Выполнять творческие задания и импровизации могут 68,7% детей. Способность к оценочным суждениям выявлена у 68,7%;
Использование компьютера позволило значительно оживить совместную музыкально-образовательную деятельность с детьми. Внесло динамику: за короткий период времени (10-15 мин) дети узнают богатый по содержанию материал по любой теме.
Информационно-коммуникационные технологии дают положительный эмоциональный отклик со стороны детей. Детям стало просто интереснее воспринимать наглядный материал в хорошем, выразительном качестве. Тем более, что современным детям очень близко восприятие экранных образов. Дети качественнее запоминают и усваивают программный материал.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 48.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приобщение старших дошкольников к восприятию музыки средствами ИКТ
Актуальность
– Запрос общества на формирование творческой личности (способной к творческой деятельности) и создание условий для её развития, а именно формирование творческих возможностей ребёнка.
– Потребность в обогащении педагогического процесса цифровыми ресурсами в соответствии с Федеральными государственными требованиями к условиям реализации Основной общеобразовательной программы.
– Поиск путей эффективного развития всех видов детского восприятия: зрительного, слухового, чувственного.
– Отсутствие системы использования интерактивных дидактических материалов, образовательных ресурсов.
Цель: приобщение старших дошкольников к восприятию музыки средствами информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
– воспитывать духовно-нравственные качества ребенка;
– развивать интерес к музыкальной культуре;
– развивать музыкально-образное мышление;
– формировать музыкальные способности детей.
Концепция изменений
Концепция изменений связана с повышением уровня музыкальной культуры через приобщение старших дошкольников к восприятию музыки средствами информационно-коммуникационных технологий.
Включение информационно-коммуникационных технологий в процесс слушания музыки позволяет:
- повысить интерес к непосредственно-образовательной музыкальной деятельности;
- развить дифференцированное восприятие музыки;
- развить музыкально-образное мышление;
- сформировать представление о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш) и театральных (балет, опера);
- закреплять знания о музыкальных инструментах, их звучании.
Сущность опыта
Составленная мною система работы направлена на повышение уровня музыкальной культуры через приобщение старших дошкольников к восприятию музыки средствами информационно-коммуникационных технологий. Их цель: дополнять, углублять эмоциональный отклик на музыку, способствовать установлению ассоциативных связей. Для этого я и обогащаю традиционные методы активизации музыкального восприятия (словесный, наглядный, продуктивный) использованием цифровых ресурсов, что позволяет сделать материал более интересным и доступным:
– словесный метод (побуждение к сопереживанию через создание игровой или проблемной ситуации, художественное слово, загадки);
– наглядный (видеоряд, изобразительный ряд для активизации внимания);
– продуктивный (игровая, изобразительная, художественно-речевая деятельность, творческие задания для формирования творческого воображения).
Для реализации методов активизации музыкального восприятия мною были разработаны:
- картотека тематически подобранных стихов для всех возрастных групп;
- подборка иллюстраций и картин, помогающих понять музыкальный образ,
- портреты отечественных и зарубежных композиторов;
- мнемотаблицы (схематичное изображение характера звуковедения и т.п.);
- мультимедийные образовательные пособия (презентации, видеофрагменты);
- критерии оценки уровня развития восприятия музыкальных произведений старшими дошкольниками.
Система дошкольного образования является неотъемлемой частью нашего общества. Мы живём в век глобализации и компьютерных технологий. Это требует от дошкольных учреждений соответствовать духу времени. Поэтому информационные компьютерные технологии приходят в детские сады.
Информационно-компьютерные технологии – это источник различной информации (рисунок, текст, музыка, видео, фото). Органично включая его в непосредственно-образовательную деятельность, я формирую у дошкольников интерес к восприятию музыки, развиваю музыкальное мышление, умственные способности, направленные на реализацию задач дошкольного образования.
Для формирования у детей устойчивого познавательного интереса к музыке стараюсь сделать подачу музыкального материала более интересной, насыщенной и занимательной.
В разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить его. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.
Готовясь к занятиям, я пришла к выводу, что далеко не всегда образовательные пособия соответствуют федеральным государственным требованиям к условиям реализации Основной общеобразовательной программы. Это подтолкнуло меня к решению создавать собственные мультимедийные презентации. Видеофильмы использую как итог знакомства с музыкальным произведением, чтобы не навязывать детям определённые ассоциации, а вначале дать возможность сформировать собственные представления о музыке.
Огромное развивающее влияние оказывает слушание музыкального произведения в разных вариантах: оркестровое, сольное инструментальное или вокальное исполнение, аранжировки в разных стилях (классической, эстрадной или джазовой обработке). Поэтому в работе я использую богатую фонотеку, содержащую по возможности разные варианты записи одного произведения, а также нотный материл к ним, чтобы можно было наиграть отдельные музыкальные темы. Программа О.Радыновой «Музыкальные шедевры» очень в этом помогает. Фонотеку аудио- и видеозаписей я создавала на протяжении последних 2 лет. В нее входят образцы мировой классической музыки, видеофрагменты балетов, опер и т.п.
В своей системе я опираюсь на методы активизации музыкального восприятия, обогащенные информационно-коммуникационными технологиями: словесный, наглядный, практический
В результате использования словесного метода у дошкольников активизируется познавательные процессы (внимание, воображение).
Поскольку получаемые детьми при слушании сведения ещё очень ограниченны, я стараюсь средствами художественного слова настроить и грамотно подвести их к прослушиванию музыкального произведения. Для этого я собрала аудиокартотеку стихов в исполнении актеров для эмоционального настроя. Её использую перед слушанием для того, чтобы сосредоточить внимание детей и подготовить к прослушиванию конкретного произведения. В подборе стихов я опиралась на принцип тематизма. В картотеке несколько блоков:
– «Сказка в музыке»;
– «Мир животных и птиц»;
– «Мир игрушек»;
– «Настроение»;
– «Мир природы;
– «Времена года».
Иногда перед прослушиванием придумываю сюжеты, подсказанные музыкой. Особенно програмной, в названии которой уже заложен образ. Например, циклы пьесс:
– «Детский альбом» П.И.Чайковского («Баба Яга», «Нянина сказка», «Болезнь куклы» и др.)
– «Картинки с выставки» М.Мусоргского («Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках» и др.)
После такого настроя дети с большим интересом и вниманием следят за развитием музыкального образа. Музыка на своем специфическом языке отвечает им на вопрос, решает проблемную ситуацию. Это производит неизгладимое впечатление на маленького слушателя. При этом проблемность не должна сводиться к угадыванию содержания музыки. Для детей фантазеров решать проблемные задачи с помощью своего воображения доставляет огромное удовольствие. Старший дошкольник в состоянии отслеживать конкретное средство музыкальной выразительности (например, темп, динамику), сравнивать музыкальные произведения, ассоциировать их с предметами и событиями из своего жизненного опыта.
Усилить эффект от прослушивания помогает метод наглядности. Помимо классических средств на бумажных носителях (портреты, иллюстрации) я начала применять информационно-коммуникационные технологии. Используя возможности программы Microsoft Power Point, стала разрабатывать и применять мультимедийные презентации. Такие как:
– «Детский альбом» (дети знакомятся с пьесами из Детского альбома П.И.Чайковского. Цель: знакомство с творчеством П.И. Чайковского);
– «Всё о марше» (цель: формировать представление о марше, как о жанре музыки, познакомить с его историей, разъяснять где применим);
– «Вальс» (цель: формировать представление о вальсе, как о жанре музыки, познакомить с историей создания, где может звучать в наши дни);
– «Музыка войны» (представлены слайды из фронтовых фото: солдаты уходят на фронт, идут в атаку, на отдыхе и т.д. На фото накладывается музыка тех лет, соответствующая их содержанию. Цель: развивать чувство патриотизма, погрузившись в дух эпохи через музыку военных лет);
– «Музыкальные инструменты» (цель: знакомство с инструментами и их звучанием);
– «Русская народная песня в жизни народа» (слайды изображают русского человека в разных видах деятельности: мать с младенцем, жатва, свадьба, бурлаки, народное гулянье и т.д. Цель: познакомить с бытом русского народа и со значением в его жизни песни. Развивать духовно-нравственные качества).
– «Музыка вокруг нас» (слайды с изображением разных видов: горы, лес, город, море, поле, концертный зал и т.д. Цель: дать понять, что мы живём в мире звуков шумовых и музыкальных. Музыка – это звуки.)
– «Три кита» (цель: закрепление представлений о первичных жанрах музыки).
В маленьких городах у детей дошкольников и их родителей нет возможности посещать театр, поэтому я включаю в структуру непосредственной образовательной деятельности по музыке (слушание) видеофрагменты оперных и балетных спектаклей, концертов симфонического и народного оркестров, выступления хореографических коллективов. Это способствует более успешному формированию музыкальной культуры ребёнка-дошкольника.
Я использую мультимедийные приложения, которые делятся на:
1. Информативные статичные (чередование слайдов):
- портреты композиторов,
- изображения инструментов, исполнителей музыки и др.
2. Динамичные (тематические мультфильмы, видеофрагменты);
3. Иллюстративно-ассоциативные (их цель раскрыть образное содержание музыки):
- подборки иллюстраций с разным содержанием
4. Моделирующие (суть которых «Выбери то, что подходит к музыке»):
- подборки иллюстраций с разным содержанием (картинки могут быть просто схематичными). Например:
«Солнышко» – музыка была тёплая (можно мимикой и жестом попросить детей показать своё отношение);
«Ёжик» – музыка звучала колко;
«Черепаха» – темп медленный, и т.д.
5. Мультимедийные музыкально-дидактические игры:
- «Весело-грустно» (цель: определение средств музыкальной выразительности);
- «Песня-танец-марш» (цель: различать первичные жанры музыки);
- «Дирижёр и музыканты» (цель: закреплять знания об оркестре, назначении дирижёра);
- «Кто и как играет» (Цель: учить слышать тембры разных инструментов, узнавать их, знать способы звукоизвлечения на них) и др.
- «Самолёт», «Полёт пчелы» (Цель: голосом показать направление мелодии)
- «Солнышки», «Колокольчики», «Нотки и нотный стан» и др. для прохлопывания ритмического рисунка).
Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.
6. Мнемотаблицы (помогают детям разобраться в звуковедении, структуре песни или пьесы, динамике, определении характера):
- «Как катился колобок» (цель: наглядно передать направление мелодии).
- «Весёлые змейки», «Паучок» (цель: определять характер звуковедения – плавный, скачкообразный, на одном месте)
7. Набор мимических картинок. Использовать набор можно по-разному, можно придумать много музыкально- дидактических игр. Например, «Оживи клоуна»: «Клоун будет слушать музыку вместе с нами, как измениться его лицо? Выберите картинку и оживите клоуна.
Между тем при реализации информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем:
- При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
- Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.
- Создание мультимедийной презентации требует определённых временных затрат, навыков работы с персональным компьютером и интернет-ресурсами.
Однако, их использование в непосредственно-образовательной музыкальной деятельности является стимулом к развитию детской познавательной активности, повышает качество музыкального образования и воспитания каждого ребёнка и способствует личностному и профессиональному росту меня, как педагога.
Условия реализации изменений
- Соединение современных технологий с традиционными средствами развития музыкальной культуры.
Современные технологии помогают мне повышать мотивацию воспитательного процесса, что приводит к ряду положительных последствий:
– облегчает процесс усвоения материала детьми;
– возбуждает интерес к восприятию музыки;
– расширяет общий кругозор детей;
– возрастает уровень использования наглядности.
- Применение здоровьесберегающих технологий.
Важными условиями, способствующими их реализации являются, во-первых, общий настрой дошкольного учреждения на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, во-вторых личный подход к этой проблеме меня, как педагога, с учётом индивидуальных особенностей детей. Начать стоит с психологического микроклимата в группе. Улыбка, шутка, доброжелательность сами по себе являются залогом эмоционального здоровья ребёнка. Непосредственно-образовательную музыкальную деятельность я традиционно начинаю с валеологической распевки собственного сочинения, «Здравствуйте», а заканчивается распевкой «До свидания». Их цель в активизации внимания детей, создания у них положительного эмоционального настроя на занятие. Само занятие проводится с постоянной сменой видов музыкальной деятельности. Это само по себе является здоровьесберегающим фактором, т.к. дети не переутомляются. На слушании с использованием информационно-коммуниационных технологий, слежу за тем, чтобы подача такого рода информации была дозирована. По санитарно-гигиеническим нормативам занятия с использованием компьютера составляют для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут. Проводить их нужно не более 2-3 раз в неделю. Расстояние до экрана не менее 50 см. Так как я использую компьютер только в качестве экрана, то можно позволить, при необходимости, увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой деятельности и физкультминуткой. В конце занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.
Обязательным элементом моих занятий являются пальчиковые и жестовые игры. Они интересны, занимательны, не требуют много времени(1,5-2 мин), легко запоминаются, выполняются по показу взрослого. Они позволяют отдохнуть детям в течение малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки, и в то же время не дают детям отвлечь свое внимание от слушания, т.к. я стараюсь, чтобы тематически они были привязаны к теме слушания, либо пения. А развивая мелкую моторику рук, мы одновременно способствуем умственному развитию.
Дыхательную гимнастику я провожу, как правило, перед пением. Мы выполняем такие упражнения, как «Чаёк», «Бабочки», «Игра с воображаемым пёрышком».Дыхательная гимнастика способствует профилактике простудных заболеваний.
Если же мыслить глобально, то слушание музыки можно назвать музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Музыкотерапия - важная составляющая музыкально- оздоровительной работы. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает дыхание.
Формирование соответствующей современным требованиям развивающей среды:
- выбор музыкального репертуара, адекватного Основной общеобразовательной программе и потребностям детей.
- составление банка цифровых образовательных ресурсов (презентации, картотека стихов, мультимедийные музыкально-дидактические игры);
- разработка проектов.
Цифровой образовательный ресурс – это источник, содержащий разную информацию: рисунок, текст, музыку, видео- и аудиофрагмнты, фото. Органично включая их в образовательный процесс слушания музыки, я стараюсь способствовать формированию интереса к обучению. Опираясь на проблемно-поисковый метод, они активизируют внимание, познавательные процессы, воображение. Для достижения высокого уровня развития восприятия и комплекса музыкальных способностей у старших дошкольников посредством использования информационно-коммуникационных технологий, в нашем дошкольном учреждении создана мультимедийная среда: музыкальный центр, телевизор, DVD-проигрыватель, ноутбук, мультимедийный проектор и экран, фонотека, аудиокартотека стихов. Поскольку коллекции цифровых образовательных ресурсов для дошкольных учреждений ещё не создано, аудио- и видеозаписи мне приходится выбирать самой, опираясь на требования Основной общеобразовательной программы, на программу О.Радыновой «Музыкальные шедевры» и на своё усмотрение.
Результат
Для определения уровня восприятия у старших дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий, я разработала критерии на основе Основной общеобразовательной программы, программы О.Радыновой «Музыкальные шедевры» и программы Э.П.Костиной «Камертон».
Анализ проведённой работы по предлагаемой системе показал, что количество детей, увлеченных слушанием музыки составляет 84,3%. Комплекс методов и приёмов, разработанных в ней, с применением информационно-коммуникационных технологий, помогает развивать эмоциональную отзывчивость старших дошкольников, формирует у них устойчивый познавательный интерес. Ранее прослушанные произведения узнают 80,3%.
Использование мультимедийных музыкально-дидактических игр способствует развитию музыкальных способностей. Количество детей, определяющих средства музыкальной выразительности составило 69,3%.
Благодаря применению информационно-ассоциативных мультимедийных приложений повысился процент детей с точностью определяющих характер музыкальных произведений и составил 95%. Мнемотаблицы помогают определять форму произведений. Справляются с этой задачей 76 %.
Изначально дети настороженно относились к выполнению творческих заданий, были менее успешны в их выполнении, а также в определении жанра, формы музыки. Однако через ряд регулярных занятий начали довольно успешно включаться в работу. Это говорит о том, что применение информационно-коммуникационных технологий благотворно влияет на повышение уровня восприятия у старших дошкольников. Без труда определить жанр музыки способны 84%. Узнают музыкальные инструменты по их звучанию 62,5% детей.
Информационно-образовательные ресурсы ассоциативной направленности формируют у детей творческое воображение и музыкально-образное мышление. Выполнять творческие задания и импровизации могут 68,7% детей. Способность к оценочным суждениям выявлена у 68,7%;
Использование компьютера позволило значительно оживить совместную музыкально-образовательную деятельность с детьми. Внесло динамику: за короткий период времени (10-15 мин) дети узнают богатый по содержанию материал по любой теме.
Информационно-коммуникационные технологии дают положительный эмоциональный отклик со стороны детей. Детям стало просто интереснее воспринимать наглядный материал в хорошем, выразительном качестве. Тем более, что современным детям очень близко восприятие экранных образов. Дети качественнее запоминают и усваивают программный материал.
Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкально-двигательного творчества у старших дошкольников при восприятии классической музыки
В статье представлена актуальность выбранной для сообщения темы, некоторые теоретические вопросы, связанные с пониманием музыкально-ритмических движений, подход к развитию творчества при создании двиг...
"Музыкальный фольклор как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской культуры" Методические рекомендации
В авторском методическом пособии предлагаются советы и рекомендации для решения задач по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуре средствами музыкального фольклора....
Приобщение старших дошкольников к восприятию музыки средствами ИКТ (из опыта работы)
Актуальность:Запрос общества на формирование творческой личности (способной к творческой деятельности) и создание условий для её развития, а именно формирование творческих возможностей ребёнка.Потребн...
ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «МУЗЫКАЛЬНО – ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ »
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культур...
Эстетическое развитие старших дошкольников через восприятие классической музыки
Для гармонического эстетического развития дошкольников необходима взаимосвязь с литературой и художественным искусством. Восприятие классической музыки может произойти через эмоции, но необходимо чтоб...
Обобщение опыта работы по теме «Музыкально-дидактические игры и пособия как средство развития интереса дошкольников к восприятию музыки»
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на развитие личности ребенка. Через приобщение к музыкальному искусству в дошкольнике активизируется творческий потенциал, происходит развитие и...
«Музыкально – дидактические игры и пособия как средство развития интереса дошкольников к восприятию музыки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 15 «Ладушки» Музыкально &nda...