игровая деятельность
консультация (старшая группа)
консультация для родителей " Игровая деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost.docx | 213.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация « Основы игровой деятельности»
Игры с правилами – это группа игр с установленными правилами, которые специально созданы для решения определенных задач обучения и воспитания детей.
Игра с правилами, является для детей дошкольного возраста важным средством обучения и воспитания.
В ходе игры с правилами ребенок овладевает разными формами взаимодействия со сверстниками, что, безусловно, способствует его социальному и коммуникативному развитию.
Дети 4-х, 5-ти лет развивают сюжет, а старшие дошкольники до игры обсуждают и формулируют правила игры. Ж. Пиаже рассматривал отношение к правилу совсем в другом контексте – в контексте отношений ребенка с другими людьми и выделил три стадии осознания правил:
до 4-х -5-ти лет правило не является обязательным и выполняется ребенком бессознательно;
от 5-ти до 10-лет правило рассматривается как неприкосновенное, обязательное;
после 10 лет правило, при условии общей договоренности, можно менять и устанавливать по взаимному согласию.
Границы возраста условны и, с одной стороны, зависят от интеллекта, а с другой стороны зависят от опыта общения со сверстниками.
Игры | с правилами |
Дидактические игры. | Подвижные игры. |
Настольно- печатные | Игры с бегом |
Словесные | Игры с прыжками |
Игры с предметами | Игры с лазаньем, метаньем, ловлей |
С игрушками | Игры с построениями и перестроениями |
Подвижные игры с правилами
Классификация.
По возрасту детей
По динамичной характеристики( степень подвижности – малая, средняя, большая)по физической нагрузке
По сложности игры
По использованию пособий и снарядов
По быстроте, силе, ловкости, выносливости.
По характеру игровой деятельности.- игры соревновательного типа.
Дидактические игры
По содержанию – математические, сенсорные, речевые, музыкальные природоведческие, познавательные.
По дидактическому материалу – словесные, настольно печатные, с предметами , с игрушками.
По характеру игровой деятельности – игры путешествия, игры поручения, игры беседы
По творческому интересу – интеллектуальные, творческие, социальные.
2. Требование к игрушке.
Педагогические требования к игрушке.
Игрушка должна содействовать развитию ребенка
Игрушка должна расширять кругозор ребенка увлекать образом современной действительности
Игрушка должно быть динамичной
Игрушка должна быть безопасна для жизни и здоровья ребенка
Игрушка должна быть эстетична
Игрушка должна приносить ребенку радость и удовольствие
Игрушка не должна вызывать агрессию
Образная игрушка должна быть реалистична.
Гигиенические требования предъявляемые к игрушке касаются материалов, из которых они изготовляются, конструкции, производство, реализации и использование в детских учреждениях.
Данные игры имеют готовое содержание, а обязательным их компонентом являются фиксированные правила. Решение необходимых задач происходит через игровые действия ребенка при выполнении того или иного задания. Данный вид игр – это сложное и многогранное явление со своими функциями: обучающей, развлекательной, коммуникативной, релаксационной, психотехнической, компенсаторной и функцией самовыражения. Через игру ребенок отражает взрослый реальный мир и стремится всё познать через игру. Игра – это большие возможности для обучения ребенка в дошкольном учреждении. Дидактическим играм большое внимание уделяли К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.П. Усова и многие другие. Для старшего дошкольного возраста ведущим видом игры является игра с правилами. В ходе этих игр происходят важные изменения психики ребенка, формируются произвольные формы общения с окружающими людьми, идет подготовка к новой сложной деятельности – учению.
Игры с правилами делятся на две большие группы в зависимости от характера обучающей задачи. Это: дидактические игры; подвижные игры. В свою очередь эти группы классифицируются по разным основаниям. Например, по содержанию дидактические игры могут быть математические, речевые, природоведческие. По дидактическому материалу, используемому в процессе игры, выделяют игры с предметами и игрушками, словесные игры, печатные. По степени подвижности вторая группа игр классифицируется следующим образом – игры малой, средней, большой подвижности. По движениям, преобладающим в игре – игры с прыжками, игры с перебежками и др. По используемым предметам подвижные игры могут быть с мячом, с обручами, с лентами и др. Среди подвижных и дидактических игр есть сюжетные игры, где играющим надо выполнять свои роли, например, «кошки-мышки», «магазин сувениров», а также бессюжетные игры – «палочка-выручалочка», «что изменилось?». В игре с правилами ребенка привлекает желание выполнять игровые действия, добиваться результата, В ходе игрового процесса решается определенная задача – не просто переложить картинки с одного места на другое, а разместить их парами, подобрать по определенному признаку и др. Поведение ребенка во время игры подчиняется игровым правилам, о чем говорил ещё А.Н. Леонтьев – овладеть правилом игры, значит овладеть своим поведением и этот факт определяет воспитательное значение игры. Каждый участник игр с правилами может сравнивать свои результаты и действия с результатами других участников. Ребенок самостоятельно учится оценивать себя в игре, а это развивает у дошкольников способность к самооценке . Видя свои промахи в игре в сравнении с другими детьми, ребенок стремится к самосовершенствованию.
Значение
Игра с правилами, является для детей дошкольного возраста важным средством обучения и воспитания.
Развивающее значение игр с правилами
Игры с правилами относятся к традиционным играм и многие из них передаются из поколения в поколение. Отличаются они единством структуры и сохранением базовых элементов. По Д. Б. Эльконину этап предметной игры является подступом к роли, ролевая игра – это её расцвет, игра с правилом – сворачивание роли до чистого правила. Отсюда – игра с правилами вытекает из ролевой и имеет единую логику развития Игра с правилами не может проходить индивидуально, она обязательно предполагает наличие партнеров. Само название игры говорит о том, что действия ребенка определяются правилами, безусловно, сюжетная игра тоже имеет свои правила, но, они принципиально отличаются. В игре с правилами все играющие находятся в равном положении и возможностями успеха. Правил в этой игре три вида – нормативные правила, собственно игровые правила, правила установления выигрыша.
В ходе игры с правилами ребенок овладевает разными формами взаимодействия со сверстниками, что, безусловно, способствует его социальному и коммуникативному развитию.
Развитие значения к правилу.
Играя в традиционные игры, например, классики, дети младшего возраста воспроизводят только отдельные фрагменты игры, но сформулировать и обобщить правила, они ещё не могут.
Дети 4-х, 5-ти лет развивают сюжет, а старшие дошкольники до игры обсуждают и формулируют правила игры. Ж. Пиаже рассматривал отношение к правилу совсем в другом контексте – в контексте отношений ребенка с другими людьми и выделил три стадии осознания правил:
до 4-х -5-ти лет правило не является обязательным и выполняется ребенком бессознательно;
от 5-ти до 10-лет правило рассматривается как неприкосновенное, обязательное;
после 10 лет правило, при условии общей договоренности, можно менять и устанавливать по взаимному согласию.
Границы возраста условны и, с одной стороны, зависят от интеллекта, а с другой стороны зависят от опыта общения со сверстниками.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально – игровой деятельности».
Данная статья посвящена вопросу организации интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально - игровой деятельности.Ключевые слова: интеграция, театрально - игровая д...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Контрольная работа по курсу « Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Поддержка самостоятельной игровой деятельности детей: методики руководства сюжетно-ролевой игрой»
Задачи развития игровой деятельности, методика педагогической поддержки игровой деятельности....
ПРОЕКТ «Формирование ключевых компетентностей дошкольников в игровой деятельности: познавательно-игровая деятельность «Супермаркет» (подготовительная к школе группа)»
Разработка для сюжетно - ролевой игры "Супермаркет"...
Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду).
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. По мнению Н.Ф. Губановой, она выполняет роль комплексного развити...
Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду).
Технология игровой деятельности(автор Н.Ф. Губанова) Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры...