№ | формы | цели | примечание |
1 | Посещение семьи ребенка | - установление более тесного контакта с ребенком и его родителями
- изучение психологического климата семьи
- изучение условий для двигательной активности ребенка
- обсуждение совместной тактики и стратегии деятельности педагогов и родителей в воспитании здорового ребенка
| - согласование с родителями удобного для них времени посещения
- определение цели визита
- недопущение критики в адрес родителей, их семейного уклада
|
2 | День открытых дверей | - знакомство родителей с системой физкультурно-оздоровительной работы ДОУ и специалистами ее осуществляющими
- привлечение внимания родителей к вопросам физического развития и здоровья ребенка и совместной здоровьесберегающей деятельности
| - оформление приглашений
- проведение экскурсии по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей
- показ фрагментов работы дошкольного учреждения: режимных моментов, занятия, прогулки и др.
- после экскурсии и просмотра - обмен мнениями, ответы на вопросы, советы, рекомендации.
|
3 | Родительские собрания | - обсуждение задач на новый учебный год, результатов образовательной работы за год, в том числе вопросов физического воспитания и здоровьесбережения дошкольников, проблем летнего оздоровительного периода, оздоровления ребенка в домашних условиях и др.
| - могут быть общие и групповые; организационные, тематические или итоговые
- групповые - проводятся раз в 2-3 месяца
- одно из собраний желательно посвятить обсуждению семейного опыта
- оформляется приглашение
- продумывается оформление и оборудование места проведения собрания (выставки, видеозаписи и др.)
- продумываются способы и методы активизации родителей
- тематические родительские собрания посвящены актуальным проблемам воспитания и развития детей («Знаете ли Вы своего ребенка?», «О здоровье всерьез или что делать, чтобы ребенок не болел?» и др.)
|
4 | Беседы | - выявление проблем и образовательных потребностей родителей по вопросам здоровья ребенка, оказание своевременной помощи
| - могут быть индивидуальные и подгрупповые
- определение цели: что необходимо выяснить, чем можем помочь
- лаконичное и значимое для родителей содержание
- побуждение собеседников к высказыванию
- могут использоваться самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: при посещении семьи, на родительском собрании, консультации
|
5 | Консультации (например, «Совы» и «Жаворонки» в детском саду и дома», «Плоскостопие. Как его выявить?», «Формирование правильного дыхания у детей») | - усвоение родителями определенных знаний и умений (организация рационального питания, режим дня дошкольника и др.)
- помощь в разрешении проблемных вопросов
| - могут быть индивидуальные или подгрупповые для родителей, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в развитии ребенка (например, дети с ярко выраженными двигательными способностями)
- система консультаций включает разные формы: квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными; практическое занятие и др.
|
6 | Семинары-практикумы (например, «Как стать Неболейкой?») | - приобретение родителями практических навыков физического развития и оздоровления детей (физические упражнения, подвижные игры, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура и др.)
| - теоретическое ознакомление с вопросом
- практические выходы из конкретных ситуаций
|
7 | Тренинг (например, «Общаться с ребенком...Как?») | - тренировка и развитие необходимых качеств: умения общаться, слушать, развитие эмпатии и др.
| - совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития.
- специфическими чертами тренинга являются:
-нацеленность на психологическую помощь; -создание атмосферы доверия и творческой самореализации; -раскрытие и открытие новых качеств своей личности |
8 | Дискуссии (например, «Что в большей степени способствует успешности ребенка в школе: хорошее здоровье или интеллектуальные способности?») | - прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей
- вовлечь всех присутствующих в обсуждение проблемы
- выработка умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт
| - совместное обсуждение какого-нибудь спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины
- дискуссия может быть использована в целях представления возможности увидеть проблему с разных сторон.
- приемы организации дискуссии: «круглый стол», «дебаты», «форум».
- приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами
- важно определить регламент, предлагать родителям аргументировать свою позицию, подвести итог, сделать выводы
|
9 | Семейные (родительские) клубы: «Клуб выходного дня», «Здоровый ребенок», «Папа, мама, я – спортивная семья» | - совместный поиск оптимальных способов оздоровления ребенка
| - объединяет общая проблема
- тематика встреч может формулироваться и запрашиваться родителями
- динамичные структуры – могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие (зависит от тематики встречи и замысла устроителей)
- может быть организован, как совместная деятельность педагогов, родителей и детей
- готовится библиотека специальной литературы (своевременный обмен, подбор необходимых книг, составление аннотации новинок)
|
10 | Школа для родителей (например, «Мамина школа», «Школа родителей будущих первоклассников») | - вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для воспитания здорового ребенка
| - освещение вопросов ухода, воспитания, оздоровления, развития детей от рождения до семи лет
- тематика встреч формулируется и запрашивается родителями
|
11 | Устный педагогический журнал (например, «Спортивная азбука», «Тайны здоровой пищи», «Домашняя игротека», «Зарядка, которую хочется делать», «Учитесь болеть без лекарств») | - оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания
- способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам
| - состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут
- каждая страница журнала – устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, выставками рисунков, поделок, книг и др.
- родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения
- тема должна быть актуальна для родителей
|
12 | Родительские вечера | - поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок
- сплочение родительского коллектива
| - неформальное объединение, позволяющее организовать активный процесс общения
- тематика может быть самой разнообразной, например, «Можно» и «нельзя» в нашей семье», «Будущее моего ребенка…Каким я его вижу?» и др.
|
13 | Родительская (семейная) гостиная, например, «Счастливая семья» | - выявление и пропаганда позитивного семейного опыта
- обмен опытом семейного воспитания
| - «хозяева» - родители, готовые поделиться образцами семейной культуры, которые они могут представлять вместе с детьми
- «гости» - родители, которых волнуют проблемы семейных отношений и воспитания детей
- неформальное объединение, позволяющее организовать активный процесс общения
- возможность для творческих проявлений участников, взаимодействия как взрослых, так и детей
- тематика может быть самой разнообразной, например, «Праздники нашей семьи», «День рождения ребенка – как мы его отмечаем?» и др.
|
14 | Университет педагогических знаний | - вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для воспитания здорового ребенка
- обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи
- обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания
- предупредить наиболее распространенные ошибки в семейном воспитании
| - имеет постоянный состав слушателей, определенную учебную программу (например, «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей»), лекторский состав и т. д.
|
15 | Презентация семьи | - обмен опытом семейного воспитания
| - презентация фотогазет, фотоальбомов, видеофильмов (например, « Наш выходной день», «Семейные увлечения», «Как я провел лето» и др.)
|
16 | Анкетирование родителей | - выявление проблем и образовательных потребностей родителей по вопросам здоровья ребенка, оказание своевременной помощи
| - предполагает жестко фиксированный порядок, содержание форму вопросов ( открытые, закрытые, комбинированные) и ясное указание способа ответа
|
17 | Родительские конференции | - обмен опытом семейного воспитания («Приобщение детей к здоровому образу жизни»; «Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка»)
| - помощь родителям в выборе темы, подготовке сообщений, оформлении выступлений
- подготовка выставки педагогической литературы; материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, нестандартного спортивного оборудования и др.
- организация консультаций врача, логопеда, психолога и других специалистов
|
18 | Социально-медико-психолого-педагогическая служба | - создание благоприятных педагогических условий для интеграции общественного и семейного воспитания детей
- интеграция усилий всех специалистов во взаимодействии с семьей
| - организуются в дошкольных учреждениях, получивших статус Центров развития ребенка
- в компетенции службы — вопросы, требующие комплексного подхода к их решению (например, коррекционно-развивающая работа с детьми)
- консультативные услуги родителям, испытывающим сложности во взаимоотношениях с детьми; в случаях отставания в физическом, интеллектуальном, психическом развитии детей (могут быть платные и бесплатные)
|
19 | Презентация дошкольного учреждения | - знакомство родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов
| - информация о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, инструктором по физической культуре и др.)
- показ фрагментов работы дошкольного учреждения
|
20 | Педагогический Совет с участием родителей (например, «Изучение индивидуальных особенностей ребенка», «Социально-эмоциональное развитие как одно из направлений воспитания здорового ребенка») | - привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей
| - заблаговременно выявляются основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме (например, в ходе анкетирования)
|