Консультации для родителей на тему: «Когда нужна помощь логопеда».
консультация (средняя группа)
Когда нужна помощь логопеда?
В старшей группе детского сада, больше половины детей говорит так, что понять их могут лишь родители. «Как же они будут учиться, ведь через год им в школу? » - всякий раз недоумевают родители, слыша невнятную речь пятилеток.
Сколько можно картавить?
- Если речь не выправится, плохо будут учиться, - говорит сотрудник лаборатории содержания и методов обучения детей с трудностями обучения Института коррекционной педагогики РАО, кандидат педагогических наук Валентина Алексеевна Киселева.
- Трудности в письме и чтении практически обеспечены. 4, 5 - 5 лет - это критический возраст, до которого ребенок имеет право на «коверканье» слов. Потому что до этого возраста еще идет формирование звукового строя речи и ребенок как бы пробует разные варианты звукопроизношения.
Он может неправильно произносить шипящие звуки, у него нет звука «р», не совсем четко произносит твердый «л». Большинство детей к 4 - 5 годам самостоятельно компенсируют свои речевые ошибки.
Если же ребенок так и не научился правильно говорить, идите к логопеду. Причем сделать это лучше не за неделю до 1 сентября, а задолго до него, чтобы было достаточно времени для корректирующих занятий.
Нужна помощь специалиста
* Если в 2 - 3 года ребенок не различает звуки, а потому взаимозаменяет их. Например, говорит «сапка» вместо «шапка», но «шобака» вместо «собака».
* Если к 3 - 4 годам ребенок не слышит слоги в слове. Он может коверкать его до неузнаваемости, но и в его «версии» оно должно состоять из правильного количества слогов. Ведь гласные - это основа слова, его ритмика. И нарушение слоговых структур - сигнал того, что ребенок не слышит ритм слова.
* Если ребенок говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с аденоидами. Поднесите зеркальце к носу ребенка, и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть. Но если запотевание пойдет активно, значит, струя воздуха идет через рот. А ведь наша речь предполагает носовое дыхание.
Что необходимо уметь к школе?
К 6 годам ребенок должен знать все многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды. К сожалению, сегодня все чаще случается, что без малого первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Так что совет постоянно общаться с ребенком - по-прежнему актуален. Ведь даже чрезмерно деловым папе и маме нет нужды специально высвобождать время для разговора с дитем. Просто рассказывайте ему, как вы варите борщ, как меняете колесо в машине, как работаете на компьютере и т. д. Все это поможет малышу активно пополнять словарный запас.
Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии выучить ни одно стихотворение - это тоже повод обратиться к логопеду.
К 5 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6 - и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами, не путая их. И перед школой четко знать «право - лево», вчера - сегодня.
Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушены зрительное восприятие и оптико-пространственные отношения. Что это значит?
Представьте себе какую-нибудь картину, мы воспринимаем ее сперва целиком и лишь потом вдаемся в детали. У детей же фрагментарное восприятие, они видят картину по кусочкам и лишь потом, складывают в единое целое. Но к 6 годам восприятие должно «повзрослеть» и стать целостным. Проверить это можно таким образом.
Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом - нет. Забор: справа грушевые деревья, слева - яблони. Из трубы идет дым. В левом углу - солнце, в правом - птицы и т. д. И пусть ребенок перерисует эту картину в точности. Не так и важно, насколько хорошо будет все нарисовано, важно, насколько точно. Если он деревья поменял местами или не увидел занавески - значит, он не замечает детали и зрительное восприятие нарушено.
Учимся говорить правильно.
И все же до школы еще целое лето. Вполне достаточно, чтобы скорректировать речь будущего первоклассника, а может, и полностью исправить ее. Упражнения, которые предложила В. А. Чистякова, полезно делать и малышам - для профилактики логопедических проблем.
Чтобы у ребенка была красивая грамотная речь, ему необходимо полноценно владеть своим телом. Мы часто увлекаемся развивающими занятиями для головы и совсем забываем про тело.
А ведь плавание задействует абсолютно все мышцы, заставляет их работать, при этом корректирует мышечный тонус - все это «выравнивает» неврологию. Такие виды борьбы, как ушу, айкидо, помогают правильной постановке дыхания. А танцы развивают чувство ритма - фундамент фонетики. Кстати, для этих же целей поиграйте с ребенком в различение бытовых шумов. Пусть он на слух определяет звуки работающего миксера, закрывающейся двери холодильника, чирканье спички и т. д.
Не забывайте о мелкой моторике: массаж пальчиков и самомассаж - разогревание своих ладошек.
Спрячьте в кастрюлю с крупой какую-нибудь игрушку - пусть ребенок копается там, отыскивая машинку или пупсика и развивая таким образом тактильные ощущения. А можно игрушку положить в мешочек, чтобы ребенок на ощупь отгадал, что мама там спрятала.
Насыпьте в одну коробочку горох, в другую - фасоль. Поставьте их по разные стороны от ребенка и предложите ему одновременно складывать крупы в одну кастрюлю. Эта игра развивает координацию движений.
Чтобы ребенок соотносил себя в пространстве, постоянно уточняйте у него: что сзади тебя, что слева, что над тобой. А если развернуться в другую сторону?
Учите проводить параллели: у тебя вверху голова, а у дома -. (крыша) и т. д.
Не ждите молниеносных результатов, должно пройти время. Придется несколько десятков раз проделать упражнения, прежде чем речь улучшится.
В пространственных значениях: право - лево, верх - низ и т. д. - шестилетка уже легко разбирается сам. Но если даже после тщательных тренировок он путает эти понятия так же, как вчера - завтра, придется прибегнуть к специальным упражнениям, которые подскажет логопед.
Успехов вашему ребёнку!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomoshch_logopeda.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для родителей на тему: «Когда нужна помощь логопеда».
Когда нужна помощь логопеда?
В старшей группе детского сада, больше половины детей говорит так, что понять их могут лишь родители. «Как же они будут учиться, ведь через год им в школу? » - всякий раз недоумевают родители, слыша невнятную речь пятилеток.
Сколько можно картавить?
- Если речь не выправится, плохо будут учиться, - говорит сотрудник лаборатории содержания и методов обучения детей с трудностями обучения Института коррекционной педагогики РАО, кандидат педагогических наук Валентина Алексеевна Киселева.
- Трудности в письме и чтении практически обеспечены. 4, 5 - 5 лет - это критический возраст, до которого ребенок имеет право на «коверканье» слов. Потому что до этого возраста еще идет формирование звукового строя речи и ребенок как бы пробует разные варианты звукопроизношения.
Он может неправильно произносить шипящие звуки, у него нет звука «р», не совсем четко произносит твердый «л». Большинство детей к 4 - 5 годам самостоятельно компенсируют свои речевые ошибки.
Если же ребенок так и не научился правильно говорить, идите к логопеду. Причем сделать это лучше не за неделю до 1 сентября, а задолго до него, чтобы было достаточно времени для корректирующих занятий.
Нужна помощь специалиста
* Если в 2 - 3 года ребенок не различает звуки, а потому взаимозаменяет их. Например, говорит «сапка» вместо «шапка», но «шобака» вместо «собака».
* Если к 3 - 4 годам ребенок не слышит слоги в слове. Он может коверкать его до неузнаваемости, но и в его «версии» оно должно состоять из правильного количества слогов. Ведь гласные - это основа слова, его ритмика. И нарушение слоговых структур - сигнал того, что ребенок не слышит ритм слова.
* Если ребенок говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с аденоидами. Поднесите зеркальце к носу ребенка, и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть. Но если запотевание пойдет активно, значит, струя воздуха идет через рот. А ведь наша речь предполагает носовое дыхание.
Что необходимо уметь к школе?
К 6 годам ребенок должен знать все многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды. К сожалению, сегодня все чаще случается, что без малого первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Так что совет постоянно общаться с ребенком - по-прежнему актуален. Ведь даже чрезмерно деловым папе и маме нет нужды специально высвобождать время для разговора с дитем. Просто рассказывайте ему, как вы варите борщ, как меняете колесо в машине, как работаете на компьютере и т. д. Все это поможет малышу активно пополнять словарный запас.
Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии выучить ни одно стихотворение - это тоже повод обратиться к логопеду.
К 5 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6 - и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами, не путая их. И перед школой четко знать «право - лево», вчера - сегодня.
Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушены зрительное восприятие и оптико-пространственные отношения. Что это значит?
Представьте себе какую-нибудь картину, мы воспринимаем ее сперва целиком и лишь потом вдаемся в детали. У детей же фрагментарное восприятие, они видят картину по кусочкам и лишь потом, складывают в единое целое. Но к 6 годам восприятие должно «повзрослеть» и стать целостным. Проверить это можно таким образом.
Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом - нет. Забор: справа грушевые деревья, слева - яблони. Из трубы идет дым. В левом углу - солнце, в правом - птицы и т. д. И пусть ребенок перерисует эту картину в точности. Не так и важно, насколько хорошо будет все нарисовано, важно, насколько точно. Если он деревья поменял местами или не увидел занавески - значит, он не замечает детали и зрительное восприятие нарушено.
Учимся говорить правильно.
И все же до школы еще целое лето. Вполне достаточно, чтобы скорректировать речь будущего первоклассника, а может, и полностью исправить ее. Упражнения, которые предложила В. А. Чистякова, полезно делать и малышам - для профилактики логопедических проблем.
Чтобы у ребенка была красивая грамотная речь, ему необходимо полноценно владеть своим телом. Мы часто увлекаемся развивающими занятиями для головы и совсем забываем про тело.
А ведь плавание задействует абсолютно все мышцы, заставляет их работать, при этом корректирует мышечный тонус - все это «выравнивает» неврологию. Такие виды борьбы, как ушу, айкидо, помогают правильной постановке дыхания. А танцы развивают чувство ритма - фундамент фонетики. Кстати, для этих же целей поиграйте с ребенком в различение бытовых шумов. Пусть он на слух определяет звуки работающего миксера, закрывающейся двери холодильника, чирканье спички и т. д.
Не забывайте о мелкой моторике: массаж пальчиков и самомассаж - разогревание своих ладошек.
Спрячьте в кастрюлю с крупой какую-нибудь игрушку - пусть ребенок копается там, отыскивая машинку или пупсика и развивая таким образом тактильные ощущения. А можно игрушку положить в мешочек, чтобы ребенок на ощупь отгадал, что мама там спрятала.
Насыпьте в одну коробочку горох, в другую - фасоль. Поставьте их по разные стороны от ребенка и предложите ему одновременно складывать крупы в одну кастрюлю. Эта игра развивает координацию движений.
Чтобы ребенок соотносил себя в пространстве, постоянно уточняйте у него: что сзади тебя, что слева, что над тобой. А если развернуться в другую сторону?
Учите проводить параллели: у тебя вверху голова, а у дома -. (крыша) и т. д.
Не ждите молниеносных результатов, должно пройти время. Придется несколько десятков раз проделать упражнения, прежде чем речь улучшится.
В пространственных значениях: право - лево, верх - низ и т. д. - шестилетка уже легко разбирается сам. Но если даже после тщательных тренировок он путает эти понятия так же, как вчера - завтра, придется прибегнуть к специальным упражнениям, которые подскажет логопед.
Успехов вашему ребёнку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Когда нужно помощь логопеда
консультация для родителей...
Когда нужна помощь логопеда ?
Как это ни грустно, сегодня у большинства детей есть те или иные проблемы с речью. Трехлетний малыш отказывается говорить словами – изъясняется жестами, капризничает, когда его не понимают. &laq...
Когда нужна помощь логопеда?
Важно вовремя обратиться к специалисту!...
Консультация для родителей на тему " Когда следует обратиться за помощью к учителю-логопеду?"
Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детск...
Консультация для родителей на тему: "Когда нужно обращаться к психологу?"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20350510","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Мало найдется родителей, которые в определенные моменты воспитания ребенка не задавали себе...
Консультация для родителей на тему: «Когда следует обратиться за помощью к логопеду»
Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детск...
Консультация для родителей на тему: " Когда ребенку нужен логопед"
Как понять когда ребенку нужен логопед...