Консультация для родителей на тему : " Когда ребёнку нужен логопед".
статья по логопедии

Кривоченко Ольга Валентиновна

«Речевой аппарат ребенка – это система органов, которые участвуют в образовании звуков речи». Чтобы звукопроизношение было правильным, важна точность, подвижность и согласованность этих органов. Каждый родитель с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ожидая первых слов от них. Иногда это ожидание может затянуться, в результате чего у мамы возникают опасения, и она задумывается о том, чтобы показать ребенку логопеду. [ 2 , с.5 ] 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_nuzhen_logoped.docx15.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевой аппарат ребенка – это система органов, которые участвуют в образовании звуков речи». Чтобы звукопроизношение было правильным, важна точность, подвижность и согласованность этих органов. Каждый родитель с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ожидая первых слов от них. Иногда это ожидание может затянуться, в результате чего у мамы возникают опасения, и она задумывается о том, чтобы показать ребенку логопеду. [ 2 , с.5 ] Считается, что несовершенство речи до 4-5 лет считается естественным явлением, поэтому нет необходимости обращаться к специалисту. Это не совсем так. Вопрос о том, в каком возрасте пора показать ребенка специалисту, зависит от конкретной причины. В большинстве случаев основным поводом для беспокойства родителей является отсутствие речи. В норме ребенок начинает говорить с 1 года, у него появляются первые слова ( «мама», «папа», «баба», «ляля», «дай», «иди», «звукоподражания» - «муму», «би-би», «гав-гав», «га-га» и др), при этом он может не выговаривать какие-то звуки до определенного возраста. К примеру, сонорные звуки [Л], [Р], [Р’] появляются в речи малыша в более поздний период его развития ( 5-7 лет). В 3-4 года дети заменяют их на более простые или пропускают их. В норме к 6 годам ребенок полностью овладевает нормами родной речи. Оценить ребенка можно по следующим критериям: 3-4 года – он должен правильно произносить [ц], [с], [с’], [з], [з’]. 4-5 лет – [г], [ж], [к], [х], [ч], [ш], [щ]. 5-6 лет – [л], [л’], [р], [р’]. По мнению Выготского, в норме, к 7 годам ребенок выговаривает все звуки русского языка, а также произносит их без дефектов. Его словарный запас составляет около 3500 слов, ребенок умеет составлять рассказ по картинке и пересказывать текст. Консультация логопеда необходима в следующих случаях: 1. Если в возрасте одного года ребенок не лепечет, не гулит и не произносит повторяющиеся слоги («мама», «баба» и т.д.). В этом случае необходимо проведение комплексного обследования. Для исключения глухоты нужно обратиться к детскому отоларингологу, затем к невропатологу и после этого, если никаких нарушений развития не выявлено, нужно отвести ребенка к логопеду. 2. В возрасте 2-х лет, если ребенок произносит менее 10 слов или молчит, даже если кажется, что он «все понимает». 3. В возрасте 3-х лет консультация логопеда обязательна для всех детей. Кроме того, обращение к специалисту необходимо, если ребенок не говорит фразами, заменяет один звук другим (к примеру, [т] на [к]), разговаривает на непонятном для окружающих языке. Если в этом возрасте ребенок вообще не произносит никаких слов, то у него могут быть диагностированы даже грубые нарушения общего развития. 4. В возрасте 4 лет детям необходима помощь специалиста, если в его речи присутствуют не все звуки родного языка, речь невнятная и нечеткая, у него есть проблемы с ответами на простые вопросы. 5. Для ребенка 5 лет. Обращение к логопеду необходимо в случае, есть шепелявость, гнусавость, бедный словарный запас. Помощь специалиста также необходима, если у малыша слишком мягкое произношение звуков. К примеру, «щапка», «тяйник», «лямпотька». 6. Для ребенка 6 лет. Помощь нужна, если ребенок не может пересказать даже небольшой текст, перекручивает слова, не может запомнить стихотворение, отвечает на вопросы односложно, а также не может составить простой рассказ по картинке. Когда нужно показать ребенка логопеду в первый раз Поход к логопеду должен быть не вынужденным, а профилактическим, поэтому первый раз нужно сходить к нему, когда ребенку будет 3-4 года (даже если нет видимых отклонений). Если же отклонения от нормы есть, то обращаться за логопедической помощью нужно раньше. Кроме того, родителям просто будет полезным проконсультироваться у специалиста по поводу того, как им правильно нужно работать над развитием речи малыша, каких ошибок стоит избегать и т.д. Памятка для родителей Что нужно сделать, если вы увидели у ребёнка недостаток речевого развития. Ранний возраст ( 1г.-3 г) 1.Учите подражать новым слогам, произносить простые слова « мама», « папа», « баба», « ляля», соотносить их с предметами, сравнивать предметы по величине, соотносить простые слова с их действиями. 2.Начинайте заменять звукоподражательные слова на общеупотребительные ( вместо « гав-гав» говорите собака, вместо « му-му»- корова).Учите ребёнка обозначать свои действия словами: « спи», « иди», « упал».) 3. Следите за своей речью. Говорите чётко, в определённом темпе, не спешите. 4. Учите называть предметы по картинкам, повторять слова из знакомых сказок. 5. Развивайте мелкую и общую моторику. Средний дошкольный возраст( 3-5 лет) 1. Проговаривайте вслух все свои действия, используйте дидактический материал и логопедические пособия, направленные на коррекцию речевых нарушений . 2. Расширяйте словарный запас путём скороговорок и ежедневных повторений. 3. Выполняйте с ребёнком артикуляционную и дыхательную гимнастику. Старший дошкольный возраст( 5-7 лет) Если у ребёнка к этому возрасту остались речевые нарушения, то вам могут предложить посещать логопедическую группу или логопедический пункт в детском саду. Список литературы 1. Бутусова Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие.- Спб., 2012 г. 2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений в 6-ти т. Т 2.: М. Педагогика, 1982 г.- 504 с. 3. Гербова В.А. Занятия по развитию речи в первой младшей группе.- М., 2014 г. 4. Гербова В.А. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста,2-3 г.- М., 2015 г. 5. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольника.- М.,2013 г. 6. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3- 4 лет.- М.,2012 г. 7. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедия. Материалы для родителей. "Когда ребёнку нужен логопед?"

На встречу с родителями, посвящённую  вопросам развития речи детей раннего возраста была представлена презентация. В презентации  определены границы раннего возраста, Рассказывается об ...

Когда ребёнку нужен логопед?

В статье раскрываются следующие вопросы: на что обратить внимание родителям, сроки нормального речевого онтогенеза и многое другое....

Консультация для родителей на тему "Когда ребёнок грубит"

           Плохое поведение на пустом месте не возникает.Грубость – это защитная реакция ребёнка на обстоятельства или на отношение к нему. Можно сказать, чт...

Когда ребёнку нужен логопед ?

ачастую в настоящее время нас мучает вопрос когда ребёнку нужен логопед ? Волнение родителей слыша как её чадо не правильно произносит звуки вызывает тревогу как и кто поможет ?...

Консультации для родителей на тему: «Когда нужна помощь логопеда».

Когда нужна помощь логопеда?  В старшей группе детского сада, больше половины детей говорит так, что понять их могут лишь родители. «Как же они будут учиться, ведь через год им в школ...

Консультация для родителей на тему: «Когда логопед направляет ребёнка к неврологу»

Причины, по которым следует проконсультироваться у невролога:1. Чтобы не упустить драгоценное время. Часто родители, затрачивая много сил, времени и средств, водят детей на различные развивающие занят...