Консультация для родителей "Музыка как средство воспитания".
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Кузнецова Диана Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sentyabr_2020.docx392.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №20

пос. Степной муниципального образования

Кавказский район

Подготовила музыкальный руководитель Кузнецова Д.А.

«Музыка как средство воспитания»

Психика ребёнка и музыка. Эти два понятия не так уж далеки друг от друга, как кажется на первый взгляд. Музыка и психология имеют общий объект - человека. Музыка оказывает влияние на развитие и функционирование механизмов обучения, памяти, восприятия, поведения, эмоций, интеллекта, языка.

Каждого из нас окружает огромное количество звуков. Владеть ими, подчинять их себе - значит использовать дополнительный ресурс, дарованный жизнью.

Не секрет, что музыка влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя. Музыкальное произведение оказывает возбуждающее или успокаивающее воздействие. Оно может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.

Хотелось бы отдельно подчеркнуть важность музыкального воспитания детей всех возрастных групп, значение музыки в развитии мышления, воображения, внимания, памяти, воли, эмоциональной сферы, нравственно-эстетических потребностей, познавательных способностей. Музыка активизирует восприятие и представление, будит фантазию и воображение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие человека (а ребёнка в особенности) новыми представлениями.

Музыка отражает страницы истории. Знакомясь с музыкальными произведениями, ребенок получает ответы на многие интересующие его вопросы. То есть музыка несет информативный характер, что существенно повышает знания малыша об окружающем мире. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Кроме того, музыка объединяет детей в единые переживания, становится средством общения между ними.

В широком смысле музыкальное воспитание - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании - это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки.

Музыкальное воспитание стимулирует и корректирует естественное развитие ребенка, поскольку под влиянием чувств удовольствия и радости, возникших в контакте с музыкой, растет напряженность и активность психических процессов. Творческие музыкальные задания способствуют возникновению поисковой деятельности ребенка, требующей умственной активности.

В развитии личности музыкальное воспитание не должно быть второстепенным или дополнительным, оно должно быть основополагающим. Фантазию и способность к переживанию следует развивать в дошкольном возрасте. Ребенок никогда не утратит то, что было заложено в ранние годы жизни.

Сам факт вовлечения ребенка в активную художественную деятельность значительно ценнее, чем ее результаты, поскольку именно в процессе деятельности проявляется и формируется психика ребенка. Уже доказано, что чем больше внимания отводится музыке, тем успешнее проявляют себя дети и в других сферах своей жизни. Грамотный и чуткий преподаватель посредством музыки подчеркнет достижения ученика, укрепит его веру в собственные силы, вызовет желание и энергию к дальнейшей работе.

В процессе слушания музыки у ребенка развивается эмоциональный слух - способность человека к адекватному восприятию эмоционального состояния другого человека по его голосу.  Доказана возможность построения психологического портрета человека по невербальным особенностям его речи.

Человеческий мозг использует большое количество участков для слушания музыки. Левая часть мозга обычно обрабатывает ритм и высоту звука, а правая - тембр и мелодию.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности.

Восприятие музыки ребенком невозможно без звукового опыта, без активной деятельной основы. Все это дает следующее звено музыкального воспитания - исполнение музыки - пение, сольфеджирование, ритмическое воспитание, музицирование. Исполнение музыки развивает точную реакцию детей, координацию мышления и движений, красоту повседневной речи. Вокальное и инструментальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре головного мозга человека сложной системы нервных связей, с развитием способности его нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения, других внутренних процессов, протекающих в организме. А эта способность нервной системы лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека.

Процесс обучения воспроизведению музыки требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое исполнение с исполнением других, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения произведения.

Музыка, слово и движение развивают духовные силы, создают основу для развития личности, основу, без которой человечество придет к духовно-нравственной опустошенности. Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так как всесторонне и комплексно воздействует на человека. 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРА – СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

     Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности, ведь именно в эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него скла...

Консультация "Дидактическая игра как средство воспитания дошкольников"

Материал для родителей о значимости дидактических игр  в жизни ребенка...

Консультация для родителей: «Труд - средство воспитания дошкольников»

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых, поэтому он наиболее благоприятен для приобщения детей к труду. Главная задача взрослы...

Консультация для родителей «Природа – средство воспитания дошкольника»

Консультация для родителей «Природа – средство воспитания дошкольника»...

Консультация для родителей "Мультфильмы-средство воспитания или расстройства детской психики"

Что же нужно делать родителю, если он хочет избежать негативных последствий от просмотра ребенком мультфильмов:1. Не пускать на самотек «культ-мульт-программу» предлагаемуюребенку. Старайт...

Консультация "Детский туризм, как средство воспитания дошкольников."

Данный материал предназначен для воспитателей детского сада для организации детского туризма....