Педагогический всеобуч для родителей : «Готовим руку к письму»
методическая разработка (подготовительная группа)

Карамиля Ирина Анатольевна

Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Будущим первоклассникам и их родителям очень важна подготовка руки к письму, это нам писать — вполне обычное непримечательное занятие, а для шестилетки письмо — это настоящий труд. Школа же сейчас предъявляет все большие и большие требования к поступающим ученикам и в плане письма, и в плане развития навыков речи, чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vseobuch.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Всеобуч для родителей  

тема: «Готовим руку к письму»

Задачи:

  1. Расширить знания родителей, какое внимание в истории педагогики уделялось теме «подготовка ручной умелости».
  2. Познакомить родителей с комплексом упражнений для подготовки руки к письму (Т.В. Фадеева); с массажем рук; с упражнениями для правильного удержания ручки и карандаша.
  3. Познакомить родителей с техникой «оригами».

Оборудование: мячики – ёжики, горох, крупы, фасоль, шнуровки, пробки, бусы, чётки, камешки – голышки, массажные коврики для стоп и рук, пальчиковый театр, прищепки, мел, счётные палочки, пазлы, мозаика, чудесный мешочек, карандаши для упражнений. Картинки на магнитную доску «штриховка». Памятки, буклеты, квадраты из цветной двусторонней бумаги для поделок в технике «оригами».

Ход мероприятия:

Будущим первоклассникам и их родителям очень важна подготовка руки к письму, это нам писать — вполне обычное непримечательное занятие, а для шестилетки письмо — это настоящий труд. Школа же сейчас предъявляет все большие и большие требования к поступающим ученикам и в плане письма, и в плане развития навыков речи, чтения.

        Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.

        Развитие ручной умелости всегда было одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста. Интересные «ручные работы» для детей придумал автор первой в мире системы обучающих игр для малышей, создатель понятия детский сад  Фридрих Фребель в 19 веке (складывание из бумаги – аналогия современного оригами, конструирование из гороха и палочек, выкладывание фигурок из палочек и лучинок, нанизывание, плетение узоров из полосок бумаги, пальчиковые игры). Упражнения для развития «ручной умелости» входили и в систему заданий для детей, разработанную Марией  Монтессори (вкладыши, рамки для застегивания и шнуровки и другие). Луиза Карловна Шлегер,  русский и советский педагог, деятель в области дошкольного воспитания,  обращала внимание на развитие руной умелости (работа с глиной, песком, деревом, бумагой и картоном).        

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

- развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),

- развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,

- развитие графических умений  (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),
- развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке).

Пальчиковые игры оказывают дошколятам неоценимую помощь. Мало того, что они способствуют развитию речи, они так же развивают мелкую моторику и подготавливают маленькую ручку вашего ребенка к школьным нагрузкам по письму.

Традиционные -

  • массаж и самомассаж кистей рук и каждого пальца.
  • рисование, штриховка, закрашивание, продолжение ряда, элементы графического диктанта.
  • зашнуровывание, разрезные картинки, матрешки, пазлы, конструктор, мозаика, счетные палочки.
  • лепка, игры с водой, песком, глиной, рисование углем, мелками.
  • кукольный театр с варежкой, тенями на стене.
  • с завязанными глазами в «чудесном мешочке» найти и опознать мелкий предмет.

Специализированные -

  • Игры с бусами, четками, грецкими орехами, камушками-голышами, каштанами.
  • Подручный материал — прищепки, эспандеры, пробки, крупы, горох, фасоль — счет, строительство.
  • Завязывание и развязывание узлов.
  • И собственно, пальчиковые игры

К пассивной гимнастике для рук относится массаж кистей рук, который не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. С поглаживания начинают и поглаживанием заканчивают сеанс массажа (поглаживание проводят медленно, плавно). При выполнении приема растирания применяется большая сила давления, чем при поглаживании. Вибрация заключается в нанесении один за другим ударов кончиками полусогнутых пальцев. Массаж лучше выполнять одной рукой. Другой рукой фиксируют массируемую конечность. Продолжительность массажа – 3-5 минут. Проводить массаж можно ежедневно или через день 10 – 12 раз при необходимости курс можно повторить через 10 – 30 дней. Во время массажа можно слушать приятную, лучше классическую музыку.

Слова к массажу:

Мы массаж начнём. Нам простуда нипочём.

Растираем сверху вниз. Закаляйся организм!

Большой палец – голова, чтобы думала она.

Разминаем указательный – чтобы желудок работал обязательно.

Средний палец мы погладим – работу кишечника наладим.

Безымянный потрём смело – чтобы печень не болела.

Разомнём мизинец мы – сердце бьётся как часы.

Время мы не зря теряем – своё здоровье укрепляем.

  • Для развития взаимодействия полушарий мозга ребенка – хорошо выполнять упражнения «кулак — ладонь» (попеременное сжимание и разжимание кулака);
  • Поочередное соединение близлежащих пальцев, а потом противостоящих (мизинец и большой, большой и средний и т. д.);
  • Пальцеход и пальцебег;
  • Имитация игры на пианино;
  • Щелчки, потягивание пальчиков.

Пальчиковая гимнастика: «Птицы»

Пой-ка, подпевай-ка: 
Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей, 
Эта птичка – воробей. 
Эта птичка – совушка, 
Сонная головушка. 
Эта птичка – свиристель, 
Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, 
Серенькое перышко. 
Эта – зяблик. 
Эта – стриж. 
Эта – развесёлый чиж. 
Ну, а эта – злой орлан. 
Птички, птички – по домам!

Упражнения для подготовки руки к письму, разработанные Т.В. Фадеевой. (Приложение1).

 

Способствует развитию навыков письма у ребенка: штриховка, раскрашивание, узор по контуру, дорисовывание   симметрии к фигуре, копирование простых фигур.

(Образцы на доске).

Игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку.

Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики.

Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу. И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):

Тук-тук, молотком,
Мы построим буквам дом.
Тук-тук, молотком,

Поселяйтесь, буквы, в нем.

Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.

3.Предлагаем вместе с родителями сделать поделки из цветной бумаги в технике «оригами».  

4.Раздача буклетов и памяток родителям.

Приложение 1.

Памятка.

Упражнения для подготовки руки к письму, разработанные Т.В. Фадеевой.

Первое упражнение. «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

Второе упражнение. «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

Третье упражнение. «Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.

Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

Пятое упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.

Шестое упражнение. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.

Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.

Седьмое упражнение. «Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.

Восьмое упражнение. «Обнималки». Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.

Садимся на стул, руки - на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз – на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону – теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.

Массаж кистей рук.

 Приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. С поглаживания начинают и поглаживанием заканчивают сеанс массажа (поглаживание проводят медленно, плавно). При выполнении приема растирания применяется большая сила давления, чем при поглаживании. Вибрация заключается в нанесении один за другим ударов кончиками полусогнутых пальцев. Массаж лучше выполнять одной рукой. Другой рукой фиксируют массируемую конечность. Продолжительность массажа – 3-5 минут. Проводить массаж можно ежедневно или через день 10 – 12 раз при необходимости курс можно повторить через 10 – 30 дней. Во время массажа можно слушать приятную, лучше классическую музыку.

Слова к массажу:

Мы массаж начнём. Нам простуда нипочём.

Растираем сверху вниз. Закаляйся организм!

Большой палец – голова, чтобы думала она.

Разминаем указательный – чтобы желудок работал обязательно.

Средний палец мы погладим – работу кишечника наладим.

Безымянный потрём смело – чтобы печень не болела.

Разомнём мизинец мы – сердце бьётся как часы.

Время мы не зря теряем – своё здоровье укрепляем.

Упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку.

Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики.

Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу. И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):

Тук-тук, молотком,
Мы построим буквам дом.
Тук-тук, молотком,

Поселяйтесь, буквы, в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Готовим руку к письму"

Консультация для родителей«Готовим руки к письму»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №52 «Ласточка», г. Старый Оскол Белго...

Консультация для родителей «Готовим руку к письму»

Скоро дети пойдут учиться в школу.Им предстоит справиться с трудной задачей: кроме усвоения новой информации ещё и много писать. Для того чтобы этот процесс проходил менее болезненно и быст...

Консультация для родителей "Готовим руку к письму"

Развитие графических навыков - еще один необходимый аспект подготовленности ребенка к обучению в школе....

Консультация для родителей "Готовим руку к письму"

. Письмо-это сложный навык, который требует выполнения тонких, графических  движений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, зрительной сосредоточенности....

Консультация для родителей «Готовим руки к письму».

Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Учителя отмечают, что первоклассники...

Консультация для родителей "Готовим руку к письму"

Рекомендации для родителей по подготовке руки дошкольника к письму...

Консультация для родителей: «Готовим руку к письму. Советы родителям».

Консультация для родителей: «Готовим руку к письму. Советы родителям»....