Статья: «Важные аспекты воспитания!»
статья

Пиньковская Юлия Николаевна

Процесс воспитания не легкий, требует много сил и внимания от родителей. Не дайте упустить себе шанс воспитать достойную личность! В статье, вы, сможете узнать распространенные ошибки и упущения в воспитание детей, сделать самим вывод о правильности своих решений, увидеть небольшие рекомендации. Но помните, никто вам не даст правильного пути, каждый его находит сам!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vazhnye_aspekty_vospitaniya.docx36.76 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Важные аспекты воспитания!»

Автор-составитель: Пиньковская Ю.Н.

вос-ль 1 категории, комп. группы.

Как определить, плохо воспитан человек или наоборот? Есть очевидные признаки, которые сразу приходят на ум: он не говорит «волшебных слов», не умеет вести себя за столом, мусорит и многое другое. Даже беглого взгляда на этот список хватает, чтобы понять, что это всего лишь форма, внешнее проявление.

Психологи говорят, что воспитание — это нечто большее, оно заключается в передаче определенных ценностей, которые могут меняться, быть субъективными, соответствовать культурному контексту.

Можно привести пример, признаков, которые указывают  плохо воспитанного человека

- Не просят прощение, не признают свою вину.

Признавать свою вину тяжелая задача, особенно, если характер  достаточно упрямый.  Подобный  поступок дается легче, когда этому научили в детстве. Плохое воспитание и дурной пример убеждают людей застревать в одной концепции мира: я всегда прав, и другого варианта нет!

Этой задачей всегда очень активно  занимаются педагоги в детском саду, в виде бесед, чтением специально подобранной литературы, игровых приемов, проблемными ситуациями, различных игр (дидактических, сюжетно-ролевых, режиссёрских, театрализованных) и многими другими. Но как бы не старались педагоги, если  не работать в тандеме с родителями толку будет крайне мало.

А как научить ребенка извиняться? Об этом говориться в статье Надежды Плотниковой «Как научить ребенка извиняться? Советы психолога» https://mapapama.ru/children/psychology_baby/kak-nauchit-rebenka-izvinyatsya

- Оставляют после себя мусор

Говорят, что привычка жить в легком беспорядке может указывать на особый творческий склад ума. Но помимо этого, может указывать на определенные психологические проблемы. Давайте разберемся, одно дело, когда это касается не вашего личного пространства, то здесь лишь один вывод: человек настолько эгоистичен, что просто не думает о других, и, более чем вероятно его этому не приучили с детства. Психологи говорят, что родители, поддерживающие порядок в доме, воспитывают аккуратных и чистоплотных детей, даже если ребенок не очень желает трудиться.

Приведем примеры из интернета и личной жизни:

  • Когда-то давно ребенком,  мы шли с папой с магазина, я ела мороженое, а обертку некуда было деть, так как урн по пути не нашлось, я продолжила идти с бумажкой  в руках. Спустя пару метров, мой отец удивился этому факту и сказал: - Что ты несешь эту бумажку? Выкинь её, указав рукой на траву вдоль тропинки. На что, я возмутилась, и сказала, что так неправильно поступать, и я донесу её до дома. По итогу, отец был пристыжен, и сказал о том, что он не прав и как хорошо, что я такая сознательная и воспитанная. (из жизни)
  • Вчера гулял. Передо мной на знаке «стоп» остановилась машина, открылась дверь, и оттуда выбросили пакет с мусором прямо на улицу, а потом машина уехала (интернет)  

И таких историй на самом деле больше, чем о невероятных благородных поступках. Почему то многие взрослые забывают о том, что они являются живым примером для своих и чужих детей. Ведь не так трудно донести мусор до урны, целый огромный пакет выбросить в специализированный контейнер, а не  в маленькую урну  у подъезда, после отдыха на природе собрать за собой мусор и увезти, а не приезжать в следующий раз и искать место чище и заполнять его снова грязью.  

Краткий пример работы в саду: мы часто с детьми организовываем акции по борьбе с мусором на территории Д/с, так и за приделами его, разговариваем об этой проблеме, включаем в образовательный процесс просмотр познавательных фильмов/мультфильмов/социальных роликов, и последующих бесед и обсуждений, показываем своим примером и примером героев их любимых сказочных и мультипликационных героев, даем возможность в игровой форме, почувствовать себя на месте людей, которым приходиться этот мусор убирать или сортировать.

Что могут сделать родители?


1. Быть примером - не мусорить самим! Дети должны видеть, что всё ненужное, вы выбрасываете в баки, даже если это элементарная шелуха от семечек.


2. Говорить детям, что природа — наш большой дом, который необходимо беречь. В доступе много интересных документальных фильмов, показывающие, что будет с планетой, если не уделять ей должное внимание. 


3. Непременно говорить о том, что на улицах работают дворники, рассказывать об их труде» сделать город чище», потому важно уважать их труд.

4. В обязательном порядке рассказывать о том, что в лесах, полянах,  пляжах, дворники не убирают, поэтому прежде чем бросать мусор на травку или песок, стоит подумать о том, что будет, если так сделает каждый. И в каких ужасных условиях окажутся звери и насекомые.


5. Детям постарше уже можно объяснять, что мусор бывает разный. Например, если это огрызок от яблока, он в конечном итоге сгниёт, а если это пластик, то он будет сгнивать очень долго, поэтому не стоит бросать его где вздумается, а стоит вместе поучаствовать в сборе для специальной утилизации его (если такая организация  имеется в вашем городе).


6. Дети с удовольствием принимают участие в субботниках. Собираясь на прогулку в парк или на озеро, захватите с собой пакет для мусора. Поиск мусора и его сбор станут для малыша увлекательной игрой. (Только, конечно же, подумайте о безопасности, работайте в перчатках и после обработайте руки).

Ещё один пример из интернета относящийся к этой проблеме, и частично переходящий в другую.

В кинотеатре один маленький мальчик хотел забрать свой мусор с собой. Его бабушка остановила его и сказала: «Нет, дорогой, у них есть люди, которые сделают это для нас», — смотря прямо на служащего. (инетрнет)

Конкретно эта история учит не только тому, что надо убирать за собой, но и уметь уважать другие профессии.

Уважение — качество, основы которого закладываются именно в семье. Ребенок учится уважению, глядя на то, как общаются между собой его родители, как они выстраивают отношения со старшим поколением.

- Открыто выказывают неуважение к некоторым профессиям

Нет нужных или ненужных профессий, а потому высказывать нелестные утверждения об их представителях как минимум глупо. Чаще всего отношение к окружающим зависит от семьи, в которой формируются и закрепляются все нити социальных связей. 

В детском саду все эти социальные роли обыгрываться и не выставляться в плохом свете, а даже наоборот прививается чувство уважения ко всем профессиям, в том числе и приносящим удобство и пользу.

Пример:

  • Знакомый рассказывал историю, когда он был ещё в  начальной школе, однажды он сказал что-то вроде «это же просто уборщик». Его  отец, который принадлежал к состоятельному классу, объясни ему истину жизни,  и запретил смотреть на людей свысока. Он помнит об этом уроке и  ценит этот совет. (из жизни)
  • Один парень на входе кинотеатра случайно рассыпал попкорн, но он быстро извинился перед сотрудником кинотеатра, и даже  попытался помощь убрать. На что  его друзья пристыдили его за этот поступок и предложили «забить», так как это обязанность уборщиков.  (интернет)

Как говорил классик, «все профессии нужны, все профессии важны»

Нужно воспитывать уважение к чужому труду. Ведь отсюда потом идет и уровень общей культуры. Объясните ребенку, что нельзя усилия человека превращать в пустоту. Если объяснять это ребенку с ранних лет, и именно объяснять, а не просто запрещать и ругаться, то у него сформируется правильное понятие о труде и собственное к нему отношение.

Самый лучший вариант давать трудиться самому, пока у детей есть к этому азарт и мотивация, не запрещать, боясь, что он что-то сломает, уронит или прольет, постепенно из интереса это перейдет в привычку и желание всегда трудиться.

Пример: У нас в саду всегда были желающие помочь потрудиться (помыть игрушки, постирать одежду куклам, полить цветы, протереть их от пыли), помимо добровольных одних и тех же людей, естественно, были дежурства. И вот, однажды, попросили всех убрать игрушки (мотивация «быстрее уберём – быстрее пойдем гулять,  а значит дольше игр и свежего воздуха»). Все всегда привыкли убирать все вместе, неважно кто, в какую игру играл, это командная работа, но наша новенькая девочка, непривыкшая к такому, наотрез отказалась помогать убирать, сказав -  что, она это не брала и убирать не будет. Но при этом, её работу за неё уже сделали.

-  Пользуются услугами других, но совершенно этого не ценят

Не ценить поддержку других значит перечеркивать все усилия, которые были сделаны ради нас. Обесценивание помощи может даже повлиять близких, вызвать у них психологические проблемы и заставить искать пути их решения.

Еще это чревато самым простым последствием: люди ожесточаются и перестают помогать другим. А как же быть, если твое искреннее участие вызывает только недовольство? Обязанность родителей — научить уважать труд и помощь других людей.

-  Специально делать/ говорить то,  что неприятно другим

Некоторые люди специально делают что, что вам не нравится или может причинить вам вред. Им нравится, когда другие чувствуют себя не в своей тарелке. Эгоистичность таких людей — следствие избалованности и неумения замечать проблемы других. Специалисты советуют приучать детей прислушиваться к другим и учитывать их мнение, чтобы избежать этой проблемы в будущем.

Пример: Я сказал своим одноклассникам, что у меня аллергия на пыльцу. Первое, что они сделали, когда нашли цветы, — сунули их мне в лицо. (интернет)

Умение уважать личное пространство, адекватно оценивать чужое мнение, ценить других такими, какие они есть, безусловно, сложная задача, даже в осознанном возрасте, что уже говорить о детях, им так сразу не объяснить и не научишь этому.

Важно, научить ребенка, что  никто не заставляет любить его и терпеть все что окружает, каждый имеет права на выпуск эмоций (особенно дети), но ни в коем случае нельзя ранить других, лучше уйти в сторону от ситуации или сделать это не обидно.

Между прочим, очень часто, этим грешат родители по отношению к самим детям, начинают их в шутку задевать (например: трогать их, когда они не в настроение, говорить те слова, что им не нравиться, хоть они явно дают об этом понять), но родителям очень весело и умилительно то, как их ребенок злиться на их действия.

Всегда помните о своем отношениях к ребенку, и окружающему его.

- Терять интерес к человеку после того, как он перестает быть полезен.

Поддерживать отношения и даже дружить ради выгоды — чрезвычайно эгоистичное поведение, при этом на чувства и желания таким «друзьям» обычно все равно. А пренебрежение окружающими не возникает спонтанно: человек действует в соответствии с теми моделями, которые выстроили его родители, и применяет то, чему явно или неявно его научили.

Мы можем не осознанно делать поступки, но тем самым давать урок нашим детям, поэтому контроль за собой должен быть чаще (не постоянно – мы же не роботы).

Пример: Одна подруга моей подруги все время просила помочь ей с очередной контрольной. Когда в один из моментов, она  отказалась, она наговорила ей грубостей, и сказала, что не будет тогда с ней дружить. Из чего следует вывод: Раз она не сделала того, что  хотели, значит, она не была для неё хорошим другом.

К сожалению, шантаж дружбой распространённая проблема многих детей, но если родители будут разъяснять своим детям о правильных дружеских взаимоотношениях, не использовать их и не самое главное не быть заложником таких отношений с друзьями.  

-  Устанавливают правила, которые сами не соблюдают

Родители должны воспитывать детей, прежде всего своим примером. Если слова расходятся с делом, то впоследствии дети, став взрослыми, будут устанавливать правила, но не будут соблюдать их.

Важно договориться двоим родителям, диктовать одинаковые требования и выполнять их, точно так же как спрашивается с детей. Стараясь, не использовать распространённых клеше: «Я взрослый,  мне можно», «Я так сказала! Я лучше знаю».

- Не принимают отказ или неадекватно реагируют на него

Для многих людей отказ — повод пересмотреть свою позицию, изменить свое отношение к ситуации. Такое разумное поведение во многом базируется на воспитании и семейных ценностях. Избалованные, плохо воспитанные люди переживают отказ с большим трудом, они привыкли, что все для них.

Пример: Мои племянники ведут себя отвратительно. Они полностью контролирует свою мать, а иногда и отца. Не просят какие-то вещи, а требуют. А если желание не выполняют, начинают выдавливать слёзы и кричать.  (инернет)

Всегда поражалась детям, то, как они хорошо и быстро прощупывают взрослых, понимают психологию на бытовом уровне, умеет управлять взрослыми так, как им хочется, и самое поразительное, что многие взрослые с высшими образованиями «ведутся на эту удочку». Да даже я, первые пару лет, в определенные моменты могла довериться детским ухищрениям. Но нужно всегда помнить, что дети очень часто плачь, используют как метод получения своих целей, и необходимо уйти из этой ловушки, или игнорировать, ребенок поймет, что это не работает. Но важно понимать, что это правда, уловка, а не возникшая реальная проблема.

-  Думают только о себе и своем комфорте

Перевоспитывать таких людей тяжело. А главная причина их появления — плохое воспитание. Избалованные, привыкшие получать все, что они хотят, от родителей, во взрослой жизни они избегают любой неудовлетворенности, любого дискомфорта.

Пример:  У нас во дворе такая проблема, я  все могу понять, дети маленькие, но когда родители позволяют исправить нужду им, где захочется, я считаю неприемлемо, потом они постепенно вырастая, продолжают это делать. Ну, мы же не в лесу и не животные?! (интернет)

«Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу» (Эта поговорка — весьма древнего происхождения)

Поговорка предупреждает: всё, что ты делаешь в жизни — имеет значение для жизни в целом. Отдельный поступок может иметь значение для формирования привычки, привычка — послужить основой для формирования характера, а характер — оказать решающее влияние на жизнь, на судьбу человека в целом.

Процесс воспитания крайне сложный путь в жизни родителя, он проходит через пробы и ошибки, взлёты и падения, нахождения нужных решений и моментов для гордости. С каждым годом работая с детьми, я понимаю, как это сложно, сколько моментов надо учитывать, насколько важно контролировать себя, не допустить ошибки, дать правильные ориентиры для развития. Будьте внимательны и ваши старания обязательно окупятся. Совершенствуйтесь вместе с ребенком, достигайте успехов и показывайте пути решения проблем.

Стать примером, быть авторитетом и вызывать любовь у свих детей важная миссия родителей-педагогов!

Все перечисленные признаки неправильного воспитания, надеюсь, послужат  примером и помогут вам наладить процесс воспитания в вашей семье, вырастить ребенка таким, какой он в ваших мечтах и ожиданиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Психологический комфорт, взаимное доверие, родительская любовь и забота обеспечивают включение ребенка в сложный и противоречивый мир человеческих отношений, являясь залогом успешности в этом мире....

Взаимодействие с семьей - важный аспект в воспитании ребенка.

Материал интересен воспитателям ДОУ, т.к. сотрудничество с родителями в воспитании детей остается актуальным звеном в профессиональной деятельностикаждого педагога, заинтересованного в положительных р...

Статья "Формирование культуры безопасности у дошкольников как важный аспект социализации: взаимодействие ДОУ и семьи.

В настоящее время большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи и семейных отношений в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у детей. Такие компон...

Связная речь, как важнейший аспект речевого воспитания дошкольников

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ...