ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
статья на тему

Пачина Ольга Владимировна

Психологический комфорт, взаимное доверие, родительская любовь и забота обеспечивают включение ребенка в сложный и противоречивый мир человеческих отношений, являясь залогом успешности в этом мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Ребенок это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких. Поэтому именно от родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов и эмоций, терпеливо, доступно, но без сюсюканья объяснить суть происходящих явлений, значения слов и поступков, удовлетворяя как можно полнее жажду ребенка в понимании и осознании сложного мира человеческих отношений.

При изучении человека и условий его образования складывается убеждение, насколько сильно влияют не слова, а действия близких лиц на развивающегося ребенка, и насколько любовь к труду, работа и правдивость родителей содействуют нравственному развитию ребенка.

Наказание, как и поощрение, всегда считалось единственным способом управления детьми и людьми вообще. В работах Л.С. Выготского [1] утверждается, что любые формы наказания являются наиболее «легким и бездарным педагогическим средством» воспитания детей, «дают быстрый эффект, не заботясь о внутреннем воспитании». В русской культуре прочно укрепились предрассудки «не пожалей розги», «доброе слово и кошке приятно». И наказание, и поощрение преследуют целью выработку условного рефлекса: за неправильным поведением следует наказание, за правильным – поощрение.

В семьях часто наказание применяет кто-либо один из родителей. Это понятно, обидеть собственного ребенка удовольствие из малоприятных, вот и увиливает папа или мама от неприятных обязанностей и перекладывает их на супруга. Ребенок в этой ситуации разбирается очень быстро, и, понеся наказание от одного, бежит за утешением к другому. Он прекрасно чувствует, что наказан не только он, но и тот, кто его наказывал. Первичные навыки манипулирования окружающими прививаются ребенку именно в такой ситуации. Как бы ни было неприятно, нужно найти  в себе силы проявлять солидарность, если наказание действительно необходимо. Почему мама должна казаться ребенку строже, чем папа, или наоборот?

        Другой важный аргумент «правильности» наказания – это его своевременность. Наказание должно последовать сразу за проступком, пока ребенок еще помнит его и осознает происшедшее. Дети, особенно малыши, быстро забывают то, что было в недалеком прошлом, а если и помнят, то острота восприятия постепенно снижается, проступок кажется малозначительным. В результате «наказание ни за что» никакого воспитательного эффекта не приносит. Не каждое наказание эффективно. Впечатления от него быстро испарятся из сознания ребенка, и уже через пару часов проступок может повториться, если акцентировать внимание на сути нарушения. Ребенок должен понять, что плох его проступок, а не он сам. Он должен быть уверен в возможности родительского прощения, если вина осознана.

Еще важный аспект – никогда нельзя угрожать ребенку. Он еще маленький, и воспринимает угрозу «отдать дядьке милиционеру» за чистую монету, а это может привести к затяжной депрессии. Где же искать сочувствия и защиты малышу, если собственные родители отказываются от него? Ни в коем случае нельзя  применять  физические наказания. Дети, которых регулярно поколачивают родители, часто вырастают замкнутыми и жестокими, обижают тех, кто слабее. Темная ванная, кладовка или просто угол комнаты – не лучшее место для осознания неправильности и значимости проступка. Гораздо эффективнее будет обстоятельный, спокойный разговор. Любой проступок лучше предотвратить. Любой ребенок не хочет быть плохим, ему очень нравится быть умницей, но только если вы это замечаете и вовремя оцениваете.

Родительская любовь – мощный рычаг в воспитательном процессе. Чтобы малыш развивался нормально, необходимо несколько раз в день обнимать его и говорить, что вы его любите. Сорвавшись на провинившегося чадо, необходимо найти  в себе мужество признать собственную неправоту, попросите у него прощения. Очень часто причины шалости детей кроются в родительском поведении. Дети страдают от недостатка внимания, и неосознанно стараются привлечь его к себе.

Для маленького ребенка весь мир – это его семья. Какой он увидит эту семью – доброй и любящей или злой и раздраженной – влияет на то, как он будет относится ко всему окружающему миру. Дети, которые с детства ощущают, что они любимы, что они хорошие, они нужны родителям – не боятся большого мира, потому что чувствуют поддержку близких. Тот же, кто с детства понимает, что он никому не нужен, вызывает злость и недовольство родителей, всегда чувствует себя недостойным любви и боится людей. А страх всегда порождает агрессию, ведь лучшая защита – нападение.

Психологический комфорт, взаимное доверие, родительская любовь и забота обеспечивают включение ребенка в сложный и противоречивый мир человеческих отношений, являясь залогом успешности в этом мире.

Список использованных источников

1.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии ∕  Л.С. Выготский. СПб.:СОЮЗ, 1999.-224 с.

2.Жестокое обращение с детьми: Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения , и их родителям  ∕ Под ред. Т.Я. Сафоновой, Е.И. Цымбал. – М.: ПМСЦ «ОЗОН», 2001.-123с.

3.Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение.- М., 2009.

4. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования ∕Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина.– М.: Педагогика,2007.-208с.



Предварительный просмотр:

ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Ребенок это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких. Поэтому именно от родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов и эмоций, терпеливо, доступно, но без сюсюканья объяснить суть происходящих явлений, значения слов и поступков, удовлетворяя как можно полнее жажду ребенка в понимании и осознании сложного мира человеческих отношений.

При изучении человека и условий его образования складывается убеждение, насколько сильно влияют не слова, а действия близких лиц на развивающегося ребенка, и насколько любовь к труду, работа и правдивость родителей содействуют нравственному развитию ребенка.

Наказание, как и поощрение, всегда считалось единственным способом управления детьми и людьми вообще. В работах Л.С. Выготского [1] утверждается, что любые формы наказания являются наиболее «легким и бездарным педагогическим средством» воспитания детей, «дают быстрый эффект, не заботясь о внутреннем воспитании». В русской культуре прочно укрепились предрассудки «не пожалей розги», «доброе слово и кошке приятно». И наказание, и поощрение преследуют целью выработку условного рефлекса: за неправильным поведением следует наказание, за правильным – поощрение.

В семьях часто наказание применяет кто-либо один из родителей. Это понятно, обидеть собственного ребенка удовольствие из малоприятных, вот и увиливает папа или мама от неприятных обязанностей и перекладывает их на супруга. Ребенок в этой ситуации разбирается очень быстро, и, понеся наказание от одного, бежит за утешением к другому. Он прекрасно чувствует, что наказан не только он, но и тот, кто его наказывал. Первичные навыки манипулирования окружающими прививаются ребенку именно в такой ситуации. Как бы ни было неприятно, нужно найти  в себе силы проявлять солидарность, если наказание действительно необходимо. Почему мама должна казаться ребенку строже, чем папа, или наоборот?

        Другой важный аргумент «правильности» наказания – это его своевременность. Наказание должно последовать сразу за проступком, пока ребенок еще помнит его и осознает происшедшее. Дети, особенно малыши, быстро забывают то, что было в недалеком прошлом, а если и помнят, то острота восприятия постепенно снижается, проступок кажется малозначительным. В результате «наказание ни за что» никакого воспитательного эффекта не приносит. Не каждое наказание эффективно. Впечатления от него быстро испарятся из сознания ребенка, и уже через пару часов проступок может повториться, если акцентировать внимание на сути нарушения. Ребенок должен понять, что плох его проступок, а не он сам. Он должен быть уверен в возможности родительского прощения, если вина осознана.

Еще важный аспект – никогда нельзя угрожать ребенку. Он еще маленький, и воспринимает угрозу «отдать дядьке милиционеру» за чистую монету, а это может привести к затяжной депрессии. Где же искать сочувствия и защиты малышу, если собственные родители отказываются от него? Ни в коем случае нельзя  применять  физические наказания. Дети, которых регулярно поколачивают родители, часто вырастают замкнутыми и жестокими, обижают тех, кто слабее. Темная ванная, кладовка или просто угол комнаты – не лучшее место для осознания неправильности и значимости проступка. Гораздо эффективнее будет обстоятельный, спокойный разговор. Любой проступок лучше предотвратить. Любой ребенок не хочет быть плохим, ему очень нравится быть умницей, но только если вы это замечаете и вовремя оцениваете.

Родительская любовь – мощный рычаг в воспитательном процессе. Чтобы малыш развивался нормально, необходимо несколько раз в день обнимать его и говорить, что вы его любите. Сорвавшись на провинившегося чадо, необходимо найти  в себе мужество признать собственную неправоту, попросите у него прощения. Очень часто причины шалости детей кроются в родительском поведении. Дети страдают от недостатка внимания, и неосознанно стараются привлечь его к себе.

Для маленького ребенка весь мир – это его семья. Какой он увидит эту семью – доброй и любящей или злой и раздраженной – влияет на то, как он будет относится ко всему окружающему миру. Дети, которые с детства ощущают, что они любимы, что они хорошие, они нужны родителям – не боятся большого мира, потому что чувствуют поддержку близких. Тот же, кто с детства понимает, что он никому не нужен, вызывает злость и недовольство родителей, всегда чувствует себя недостойным любви и боится людей. А страх всегда порождает агрессию, ведь лучшая защита – нападение.

Психологический комфорт, взаимное доверие, родительская любовь и забота обеспечивают включение ребенка в сложный и противоречивый мир человеческих отношений, являясь залогом успешности в этом мире.

Список использованных источников

1.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии ∕  Л.С. Выготский. СПб.:СОЮЗ, 1999.-224 с.

2.Жестокое обращение с детьми: Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения , и их родителям  ∕ Под ред. Т.Я. Сафоновой, Е.И. Цымбал. – М.: ПМСЦ «ОЗОН», 2001.-123с.

3.Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение.- М., 2009.

4. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования ∕Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина.– М.: Педагогика,2007.-208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с семьей - важный аспект в воспитании ребенка.

Материал интересен воспитателям ДОУ, т.к. сотрудничество с родителями в воспитании детей остается актуальным звеном в профессиональной деятельностикаждого педагога, заинтересованного в положительных р...

Связная речь, как важнейший аспект речевого воспитания дошкольников

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ...

Физическое воспитание как важный элемент семейного воспитания.

Cемейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейно...

Дистанционное обучение для родителей "Здоровье и безопасность - важный аспект современного воспитания дошкольников"

quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поло...

Авторитет родителей- одно из важных условий семейного воспитания.

quot;Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца"В. А. Сухомлинский...