Зачем читать детям сказки? Или что такое «сказкотерапия»
консультация (подготовительная группа)

Ефремова Елена Юрьевна

        Современным детям доступны всевозможные развлечения. Казалось бы, зачем тратить время на рассказывание сказок. Может, достаточно просто грамотно выбрать мультфильмы с учетом воспитательного и развивающего значения для малыша? Но ничто так не заменит мультики, как живое слово.

Для чего ребенку нужна сказка? 

          Исследователи отмечают, что сказка вводит ребенка в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, помогает познать мир не только умом, но и сердцем, выразить свое отношение к добру и злу. Чтение и восприятие сказки предполагает совместную деятельность взрослого и ребенка. Через сюжет сказки взрослый может показать его способности и возможность влиять на различные жизненные обстоятельства. Сказкотерапия для детей – один из самых мощных инструментов воспитания, ни в коем случае не стоит пренебрегать. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал.

        Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное реализовать их в повседневной жизни. Сказка, пережитая на собственном опыте, оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребенка, ощущение пережитого чуда и праздника. Сказка, в которой добро сильней зла, где старый становится молодым, больной-здоровым, дает малышу чувство внутренней защищенности. Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними.

         У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сопоставляет себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок сопоставляет себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям дошкольного возраста.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1. Чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2. Рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3. Проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Что могут дать сказки для детей?

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т. е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

        В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Сказкотерапия как элемент семейного чтения значима, именно она несет весомый вклад при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоций. Чтение и обсуждение сказок становится доброй семейной традицией, создает тёплую задушевную атмосферу в доме, влияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки.

Итак, дорогие и любящие родители, читайте своим деткам сказки и ваши дети будут не только хорошо разговаривать, но и будут уверены в себе!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем читать детям сказки? Или что такое «сказкотерапия»

        Современным детям доступны всевозможные развлечения. Казалось бы, зачем тратить время на рассказывание сказок. Может, достаточно просто грамотно выбрать мультфильмы с учетом воспитательного и развивающего значения для малыша? Но ничто так не заменит мультики, как живое слово.

Для чего ребенку нужна сказка? 

Исследователи отмечают, что сказка вводит ребенка в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, помогает познать мир не только умом, но и сердцем, выразить свое отношение к добру и злу.
Чтение и восприятие сказки предполагает совместную деятельность взрослого и ребенка. Через сюжет сказки взрослый может показать его способности и возможность влиять на различные жизненные обстоятельства.

Сказкотерапия для детей – один из самых мощных инструментов воспитания, ни в коем случае не стоит пренебрегать. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал.

        Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное реализовать их в повседневной жизни. Сказка, пережитая на собственном опыте, оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребенка, ощущение пережитого чуда и праздника. Сказка, в которой добро сильней зла, где старый становится молодым, больной-здоровым, дает малышу чувство внутренней защищенности. Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними.

         У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сопоставляет себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок сопоставляет себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям дошкольного возраста.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1. Чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2. Рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3. Проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Что могут дать сказки для детей?

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т. е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

        В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Сказкотерапия как элемент семейного чтения значима, именно она несет весомый вклад при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоций. Чтение и обсуждение сказок становится доброй семейной традицией, создает тёплую задушевную атмосферу в доме, влияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки.

Итак, дорогие и любящие родители, читайте своим деткам сказки и ваши дети будут не только хорошо разговаривать, но и будут уверены в себе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зачем читать детям книги на ночь?"

Советы родителям, какие читать сказки на ночь детям. Как правильно их рассказывать...

"Зачем читать детям былины?"

Показать родителям необходимость использования былинного материала для познавательного и нравственного развития детей....

Консультация для родителей "Зачем читать детям книги?"

Зачем нам взрослым читать своим детям? На эти вопросы ответит эта статья....

консультация для родителей на тему: "Зачем читать детям книги? Польза чтения для детей"

Для самых маленьких детей, которые ещё даже не научились говорить, чтение книг является целым комплексом различных действий. Здесь вы вместе рассматриваете картинки, рассказываете, что изображено. Реб...

Зачем читать детям сказки Или что такое «сказкотерапия" ?

      Современным детям доступны всевозможные развлечения. Казалось бы, зачем тратить время на рассказывание сказок. Может, достаточно просто грамотно выбрать мультфильмы с учето...

Зачем читать детям сказки? Или что такое «сказкотерапия»

      Современным детям доступны всевозможные развлечения. Казалось бы, зачем тратить время на рассказывание сказок. Может, достаточно просто грамотно выбрать мультфильмы с учето...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...