Играем пальчиками - развиваем речь.
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Давно замечено, что высокий уровень развития мелкой моторики у ребенка позволяет говорить о высоком уровне развития у него памяти, внимания, умения логически рассуждать, связно говорить. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igraem_palchikami.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Играем пальчиками – развиваем речь

Консультация для родителей

Учитель-логопед МДОУ

«Детский сад № 235»

Е.А.Агаджанова

  Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»; «Рука – это инструмент всех инструментов"-  заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.  Эти выводы не случайны. Давно замечено, что высокий уровень развития мелкой моторики у ребенка позволяет говорить о высоком уровне развития у него памяти, внимания, умения логически рассуждать, связно говорить. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Вы, уважаемые родители, можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не может донести в ладошке воду до лица, разливает её, то, значит, у него отстает развитие мелкой мускулатуры. Если после 5 лет ребенок затрудняется в выполнении упражнения «ладонь – кулак – ребро», то это тоже говорит об определенных нарушениях. Обнаружив это, не огорчайтесь, но и не оставляйте ребенка, надеясь, что со временем он догонит сверстников. Это мнение ошибочно. Ребенку нужна ваша помощь. Поиграйте с ним в игры и упражнения для развития мелкой моторики, поиграйте в пальчиковые игры.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

8. Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы.

Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики

  • Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
  • Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.
  • Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.
  • Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, взрослый берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
  • Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

  Дети в возрасте до 2-х лет:

- знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.

"Зайчик".

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так! И ушами шевелит.

- с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики,  коготки, колечко, клювик, веер, дождик);

Дети  в возрасте 2 - 3 лет 

- выполняют энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик), показывают простые фигуры из пальчиков одной руки.

"Капустка".

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

"Зайка"

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.

"Коза"

У козы торчат рога,

Может забодать она.

После самостоятельного выполнения фигур, можно разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между взрослым и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу).

-  составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);

     - игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).

 "Замок"

На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли.
(расцепить пальцы)

"Домик"

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В домик всех вас приглашаем.  

  Дети 3 – 4 лет.  Игры с участием двух рук, но при этом у каждой руки свое движение.

"Кошка".

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

- выполняется фигура животного (сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе).

-  разучивается вторая фигура по этому же принципу.

"Мышка"

Серенькая шкурка,

Маленькие глазки,

Ушки на макушке.

Скажем мышке: "Здравствуй!".

-  ребенок выполняет одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.

- Освоив свободное выполнение фигур, усложняются упражнения: разыгрываются небольшие сценки, пересказываются короткие рассказы с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. 

Рассказ.

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

 "Пальчики"

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!

Этот пальчик для того чтоб показывать его!

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!

А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

 

Дети        с 4 до 5 лет:

-выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой;

 -сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно;

-составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы.

"Краб"

Ползет наоборот, задом наперед,

Все под водой хватает клешней.

Краб ползет по дну, выставив свою клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

Четырехлетние дошкольники могут играть в игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.

"Зайчик и кочан капусты"

Встал зайчишка рано, вышел на поляну.

Кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши.

По опушке к лесу шел и большой кочан нашел.

"Идем" пальцами по столу. Показываем кулак другой рукой.

Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст.

"Заяц" грызет кулак и причмокивает.

Съел, свалился под куст и уснул. Проснулся…Сладко потянулся,

С усилием растопыриваем все пальцы.

А домой добрался – долго отдувался!

Показываем, как заяц движется по столу.

 

Дети  5 - 7 лет 

-     рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.

 - составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш).

 -   совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно.

  При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет.

Упражнения можно подбирать с учетом тематического единства.

тема "Грибы".

Этот пальчик

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все доел,

Оттого и похудел.

Методические указания - Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца.

"За грибами"

 Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко.)

 За грибами мы пошли. (пальцы идут по столу, коленям.)

 Три лукошка принесли. (показать три пальца)

Фигурки из палочек

В лес с корзинкой я пошел,

У пенька грибок нашел.

Игра

Выложить горохом по нарисованному контуру.

"Корзинка"

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

Методические указания. Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны – ладони "разъезжаются", и между пальцами образуются зазоры.

 

 Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр. Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. В возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму.

  • Курочка Ряба

Жили-были дед

 (обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)

и баба

(изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).

И была у них курочка Ряба

(для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»),

Снесла курочка яичко

(округлите пальцы и соедините их кончики).

Да не простое, а золотое, Дед бил, бил

(постучите кулаком по «яичку»)

 — не разбил. Баба била, била

 (стучите кулаком по «яичку»)

 — не разбила.

Мышка бежала

(для детей младшего возраста — пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»),

Хвостиком махнула

(помашите указательным пальцем)

 — яичко упало и разбилось

(уроните расслабленные руки на колени).

Дед плачет

(закройте лицо руками).

Баба плачет (закройте лицо руками).

А курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам яичко

(округлите пальцы и соедините их кончики)

другое, не золотое, а простое.

 

  • Репка

Новые персонажи:

Репка — двумя руками сверху вниз «нарисуйте» в воздухе круг с заостренным кончиком внизу — по форме репы;

Внучка — пальчиковое упражнение «Бантик»;

Жучка — пальчиковое упражнение «Собака»;

Кошка — пальчиковое упражнение «Кошка»;

Мышка — пальчиковое упражнение «Мышка».

 

  • Теремок

В сказке «Теремок» на сцену выйдут следующие новые персонажи:

Лягушка — пальчиковое упражнение «Лягушка» ;

Зайчик — пальчиковое упражнение «Зайчик» ;

Лисичка — пальчиковое упражнение «Лиса»;

Волчок — пальчиковое упражнение «Волк»;

Медведь — пальчиковое упражнение «Медведь»;

Кроме того, надо будет изобразить и сам теремок — пальчиковое упражнение «Домик».

 

  • Колобок

Новый персонаж — Колобок

(пальчиковое упражнение «Шарик»).

 

Когда Колобок поет свою песенку, ее следует сопровождать такими движениями:

Я колобок, колобок! По амбару метен

(пальчиковое упражнение «Веник»),

По сусекам скребён

(поскрести пальцами рук по столу),

На сметане мешен

(выполняйте движения, как при замесе теста).

В печку сажен

(выполните пальчиковое упражнение «Печка»),

На окошке стужен (выполните пальчиковое упражнение «Окошко» и подуйте в него).

Я от дедушки ушел

 (изобразите дедушку)

 Я от бабушки ушел

(изобразите бабушку),

Я от зайца ушел

(пальчиковое упражнение «Заяц»)...

Пальчиковое упражнение «Печка»: согните пальцы под прямым утлом к ладоням; большой палец левой руки согните и «спрячьте»; средний палец, безымянный и мизинец правой руки положите поверх пальцев левой руки, большой палец прижмите к указательному, а указательный вытяните — это «печная труба».

Пальчиковое упражнение «Окошко»: пальцы обеих ладоней округлите и сложите в виде овального окошка.

После исполнения песенки, при словах: «Покатился колобок дальше — только его и видели», можно повращать руками относительно друг друга.

 

  • Аленушка и лиса

В этой сказке юный артист должен будет показать

Аленушку — пальчиковое упражнение «Бантик».

Кроме сказочных героев, следует изобразить сказочные декорации:

Лес — пальчиковое упражнение «Деревья»;

Ягоды — пальчиковое упражнение «Ягоды»;

Дом — пальчиковое упражнение «Домик»

Кот, петух и лиса

В этой сказке всего три героя:

Кот. — пальчиковое упражнение «Кошка»;

Петух — пальчиковое упражнение «Петух»;

Лиса — пальчиковое упражнение «Лиса».

А также декорации и атрибуты:

Дом — пальчиковое упражнение «Домик»;

Лес — пальчиковое упражнение «Деревья»;

Окошко — сложите кисти рук в овальное окошечко и загляните в него;

Горошек — постучите указательным пальцем по столу.

 

  • Лиса, заяц и петух

В сказке «Лиса, заяц и петух» все персонажи уже хорошо знакомы нашим пальчикам-артистам, а избушку можно изобразить, выполнив пальчиковое упражнение «Домик».

Маша и медведь

Маша — пальчиковое упражнение «Бантик».

 

Кроме сказочных героев понадобится показать и сказочные декорации:

Лес — пальчиковое упражнение «Деревья»;

Грибы — пальчиковое упражнение «Грибок».

Ягоды — пальчиковое упражнение «Ягоды»;

Дом — пальчиковое упражнение «Домик»;

Пирожки –перекладывайте из руки в руку воображаемые пирожки

Пенек - кулак, поставленный на стол;

Короб пальчиковое упражнение «Корзина»

 В пальчиковой гимнастике можно использовать счетные палочки. Оперируя ими по заданию взрослого, ребенок знакомится с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные. Фигуры сопровождаются стихотворениями для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой. Выкладываются простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник), которые затем усложняются.

Выкладываются фигуры по заданному образцу. Перекладывая палочки, ребенок развивает мелкую мускулатуру кисти. Упражнения со счетными палочками готовят дошкольников к овладению счетом.

При составлении фигурок из палочек можно давать детям следующие задания:

- Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура. Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета.

- Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков).

- Сосчитать уголки (острые и тупые), входящие в фигуру.

- Самому придумать и сложить фигуру.

В упражнениях для пальчиковой гимнастики можно использовать семена растений, пуговицы, прищепки и другие предметы. Выкладывание горохом, бобами фигур по нарисованному контуру. Смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету. 

                                "Забавные картинки"

По листу картона равномерно распределить пластилин и показать ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.

                          "Застегни пуговку"

На один кусок ткани нашиваются три пуговицы разного диаметра. Во втором прорезаются соответствующие петли. Сначала показывает педагог, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую в маленькую». Затем упражнение выполняется ребенком самостоятельно, оказывается индивидуальная помощь.

"Разноцветные прищепки"

Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прикреплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и т.д,).

"Трафареты"

Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Трафареты должны быть достаточно объемными (можно вырезать их из куска линолеума).

Развитию мелкой моторики способствуют:

- лепка,

- рисование,

- конструирование,

- аппликация,

- собирание пазлов,

- собирание мозаик.

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Играйте с детьми, общайтесь с ними, и они это оценят…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа для молодых воспитателей "играем пальчиками- развиваем речь"

Важность развития мелкой моторики, принцыпы подбора игр, правила проведения игр, игры для развития мелкой моторики....

Играем пальчиками - развиваем речь

Познакомить родителей с эфективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка...

Играем пальчиками - развиваем речь

Роль паличиковой гимнастики в речевом развитии детей...

Играем пальчиками – развиваем речь ребенка

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики....

Играем пальчиками-развиваем речь

пальчиковые игры для любого возраста...

Играем пальчиками - развиваем речь.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...

Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".

  Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...