Одаренные дети.
консультация
Предварительный просмотр:
Одаренные дети.
Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,
на которой будут расти и процветать таланты
Генрих Нейгауз
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.
Одаренность – это дар, которым генетически наделяют родители своих детей. Но сможет ли одаренность развиться, во многом определяется окружением. Окружение может оказывать на одаренность стимулирующее или сдерживающее воздействие, от окружения зависит, осознает ли ребенок свои способности и насколько он их реализует. Хорошая система воспитания должна отвечать потребностям ребенка, развивать его потенциал и уменьшать его слабости. Задача родителей – следование за ребенком и его поддержка.
Возрастные особенности одарённости
Одарённость ребенка проявляется очень рано. Самый интенсивный период его развития 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности.
В дошкольном возрасте одаренность проходит несколько этапов:
первый этап (2-3 года) на данном этапе ребенок получает первые сенсорные впечатления;
второй этап (3-4 года) происходит погружение в деятельность, проявляются начальные признаки природного материала, ребёнок очень активен, ему необходимо предоставить широкий спектр в различных видах деятельности;
третий этап (4-5 лет) этап творческого поиска ребенка, возможно, объединять детей имеющих способности в группы для дополнительных занятий;
четвертый этап (5-6 лет) ребёнок стремится к достижению положительного результата;
пятый этап (6-7 лет) само проявление одаренности.
Следующий период проявления одарённости (11-14 лет) вопросы приобретают структуру гипотез, носит исследовательский характер.
Итоговый период проявления одарённости(15-20 лет).
Типичные черты одаренных детей
- на занятиях все легко и быстро схватывают;
- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
- быстро запоминают услышанное или прочитанное;
- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
- задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
- оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
- очень восприимчивы, наблюдательны, быстро реагируют на все новое, неожиданное.
Различают одаренность:
- социальную, иначе лидерскую;
- художественную — музыкальную, изобразительную, сценическую;
- психомоторную, определяющую исключительные спортивные способности;
- академическую, которая проявляется в необычной способности к учению. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты;
- интеллектуальную — это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок — умник и умница, а в школе — отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся на отлично только по одному - двум предметам и не успевают по другим;
- творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении, но такие дети часто не достигают поставленной цели и слывут неудачниками. С детства они всех раздражают — и в семье, и в школе. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему.
Помимо явной одаренности, очевидной для всех, кто окружает ребенка, встречается одаренность скрытая, которая не проявляется в тех или иных странностях ребенка; с такими детьми педагоги и родители обычно испытывают большие трудности.
Среди таких детей можно выделить:
- фанатов, увлеченных каким-то одним делом (компьютерные фанатики). Для них школа только помеха;
- лентяев, которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать;
- скромников — детей с заниженной самооценкой, стремящихся не демонстрировать себя;
- невротиков или даже психопатов, которые постоянно вступают в конфликты в семье и с окружающими;
- чудаков или странных — спокойных мягких детей, не любящих конфликтовать.
Важно разглядеть в ребенке скрытую одаренность, иначе его способности могут так и не развиться. Такому ребенку особенно необходима помощь взрослых, особенно родителей. Высокоодаренные дети требуют особого внимания родителей, воспитателей. Всем нам необходимо поддержать и предоставить неординарным способностям этих детей пространство, сохранять в них игровое начало и развивать как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Только тогда они смогут творчески реализовывать свою одаренность.
Как распознать одаренность?
Вам кажется, что Ваш ребенок знает больше своих сверстников?
Может быть, у него есть одаренность?
Ваша задача раскрыть ее!
Если Ваш малыш чем-то выделяется среди сверстников, дошкольный возраст - это лучший момент, чтобы начать развивать его таланты.
Пора проверить, на самом ли деле ваш ребенок отличается особыми способностями...
ВАЖНО! Для развития детей не обязательны дорогие игрушки и пособия. Важнее внимательное, тактичное сотрудничество с ребенком, умение разглядеть его уникальность и уважение к его мнению и творческому взгляду на этот удивительный и прекрасный мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...
Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).
Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...
Информация для родителей "Одаренные дети - признаки одаренности".
Как понять, что твой ребенок не такой , как другие дети. Чем он отличается от них? Какие у него необычные способности? Как помочь одареному ребенку реализовать свои способности?...
семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...
Понятие "Одаренные дети" и "детская одаренность"
Понятие «Одаренные дети» и «детская одаренность»Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой...
Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»
Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД помогает закрепл...
Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»
Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых...