Приобщение дошкольников к русской народной культуре
консультация (старшая группа)

Буздалина Наталья Александровна

Воспитание гражданина и патриота , знающего и любящего свою Родину не может быть  решено без успешного познания духовного богатства  своего народа, освоения народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_doshkolnikov_k_russoy_kulture.docx304.3 КБ

Предварительный просмотр:

Буздалина Наталья Александровна

Воспитатель ГБДОУ № 77, г. Санкт-Петербург

«Приобщение дошкольников к  истокам русской народной культуры»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, сказки, произведения декоративного народного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенно быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.  

Культуру России  невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

Источниками народного творчества являются родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Деревянная посуда из липы, расписанная мастерами из Хохломы, по красоте и убранству драгоценной посуде ровня. «Золото их Хохломы в воде не тонет и в огне не горит».

Быт и традиции народа дети узнают, предметы старины, например прялку. По всей России славились прялки из Городца, потому что были нарядно украшены народным мастером.  Прялку в доме берегли. Она переходила из рук в руки, от матери к дочери или внучке так же, как сноровка прясть ровную нить, так же, как песня, которую пели еще прабабушки, сидя долгими зимними вечерами за прялкой.

А какие игрушки делали народные мастера на забаву и потехе ребятишкам!

Богородские мастера вырезали свои игрушки из дерева. Красота дерева в игрушке не прячется под слоем краски, а, наоборот, проявляется благодаря специфике резьбы, а для пущей забавы фигурки из дерева мастер делал двигающимися. Вот медведь стучит молотом по наковальне или пилит дрова с мужиком.https://fhd.multiurok.ru/9/d/8/9d80fba5a00d1d5d9d42f1933b9312aeacf6a2de/img9.jpg

Дымковские глиняные расписные игрушки тоже делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой родители не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни, где каждой вещи – свое место, каждому делу- свой срок, старости – уважение и почет, молодости – заботу и ласку.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя – эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. Детям же предстоит еще осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетание цвета в Городецкой росписи, композиционные основы хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Традиционность в народном искусстве имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и отрабатывались характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, ее колорит, композиционный строй, элементы.

Следующая существенная черта народного искусства – его гуманность, человечность. Русское народное искусство очень содержательно и направленно на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательней.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов.

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Слушая сказку, получают представления о добре и зле.

Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

 Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки,  частушки, колыбельные песни, сказки и т.д., - это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.http://img1.labirint.ru/books/501494/scrn_big_1.jpg

Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которое в основе своей имеет единство взглядов на мир.

Рассмотрим значение различных жанров произведений устного народного творчества в отдельности. Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается начиная с раннего возраста. Слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, он испытывает те или иные чувства, переживания. Нет, вероятно, ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами.

Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка – дошкольника, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Они невелики по объему, но очень емки по смыслу.

Пословицы  широко бытуют в русском языке и в настоящее время. Недаром в народе говорят: «Пословица век не сломится». Следует шире использовать пословицы и поговорки в нравственном, эстетическом воспитании дошкольников, т.к. с их помощью можно сформировать нравственные идеалы, понимание прекрасного и безобразного, то есть способствовать развитию эстетических представлений детей через установление внутренних связей между предметами, явлениями противоположными, разнородными, не имеющими, на первый взгляд, ничего общего между собой, сформировать этическое видение мира.  «Родимая сторона мать, чужая – мачеха», «Птица радуется весне, а младенец матери».

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений, непосредственно окружающих человека в быту, в природе, отличающих его от других, и по которым необходимо его правильно найти через сравнения их с отдаленно сходными. Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания и загадывания загадок, формируют у ребенка познавательный интерес к миру вещей и явлений, так как загадки заключают в себе широкий круг сведений о различных предметах и явлениях, событиях окружающей жизни. В добавление к этому предметность и конкретность загадки является средством воздействия на ребенка, заставляют его задумываться над вопросами, подводя тем самым к пониманию сущности предмета или явления, самостоятельным выводам: что из чего состоит? Для чего используется? На что похоже? и т.д. Загадка, являясь формой отражения окружающей действительности в специфических для нее, метафорических образах, запечатлела опыт народа, его наблюдательности. Загадка способствует развитию образного мышления, воображения, умения четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления.

В работу с детьми дошкольного возраста в детском саду необходимо включать такую форму народного творчества, как колыбельная песня.

Колыбельная песня, по мнению народа, - спутник детства. Она, как один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы народного творчества, не только русского, но и всех народов мира. В ней особым образом передается дух эпохи, - преломленный через духовный мир создателя и исполнителя колыбельной. В колыбельных песнях преобладают ласкательные мотивы. С древнейших времен матери «убаюкивали детей песнями, утешали, ласкали, внушали».  Исследования современных ученых показывают, что колыбельные песни вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воспитательном воздействии произведений устного народного творчества. Этому способствует прежде всего то, что успокаивающее действие, положительный эмоциональный фон создаются благодаря тому, что исполняются они спокойным, ровным, тихим голосом, напевно и протяжно. Чувство психологической защищенности вызывается и тем, что, напевая эти песни, матери или бабушки, как правило, держат ребенка на руках, качают его, он же в свою очередь слышит голос родного ему человека, ощущает его равномерное спокойное сердцебиение и дыхание, ощущает его присутствие, чувствует внимание к себе со стороны взрослого.

Колыбельные играют громадную роль в ознакомлении ребенка дошкольного возраста с окружающей жизнью, с традициями и обычаями, бытом собственного народа, поскольку содержит в себе веками отобранный и проверенный материал. Они несут в себе пожелание добра и благополучия своему ребенку со стороны матери, уверенность в том, что он будет здоров и счастлив. https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/00ca/00080391-afb59fff/img8.jpg

В процессе ознакомления с колыбельной дети дошкольного возраста знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, в частности с местом, где дети спали, с теми атрибутами, которые связаны были с укладыванием ребенка на сон и т.п., то есть приобщают к культуре собственного народа.

Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике дошкольных учреждений осуществляется на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Наиболее распространенное и доступное средство – песня. Народная песня, как один из ярких произведений музыкального фольклора, входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы – характерные черты русского песенного народного творчества. Названные особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть.

Парадоксально, но «русский характер», «русская душа» - выражения, понятные едва ли не во всем мире, стали для многих русских понятиями относительными. Частая подмена определения «русский» - определением «советский» привела к потере национального стержня.

Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как теперь в обстановке вскрывшейся исторической лжи, тяжелого быта современной жизни воспитывать преданность Отечеству и гордость за него?

Наверное, самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное «сувенирное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen-logos/200214/pub_5dda752cddb0193a8f322602_5dda7a54f45e3c5279dece06/xh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре  в рамках реализации проекта будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что  будет ...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через знакомство с народной игрушкой».

Игрушка- основной атрибут в игровой деятельности. К сожалению, в настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории. Это происходит потому, что прилавки магаз...

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...