Памятка для родителей "ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ И СЛОВАМИ"
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
СЛОВАРИК:
Слуховое внимание – умение определять на слух звучание и его направление.
Фонема – звук, умение различать каждый звук в слове.
Фонематический слух – способность различать и узнавать фонемы в словах (д, о, м), понимать
смысл слов.
Фонематическое восприятие – умственные действия по различению фонем и установление звуковой структуры слова: кит – к` - мяг., согл. звук, и – глас. звук, т – твёр., согл. звук; первый звук – к`, второй – и, третий – т.
Дети 5-7 лет могут:
1. Определять короткие и длинные слова (сравнивать слова по количеству звуков).
2. Делить слова по слогам.
3. Определять место звука в слове (начало, середина, конец).
4. Придумывать слова на заданный звук, слог.
5. Выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или нет).
6.Анализировать звуковой состав слова.
7. Давать характеристику звуков:
– гласный звук, обозначаем красной фишкой;
– твёрдый звук, согласный, обозначаем синей фишкой;
– мягкий звук, согласный, обозначаем зелёной фишкой.
8.Составлять и анализировать предложения: Карандаш упал под стол. В предложении 4 слова.
Первое слово – карандаш;
Второе слово – упал;
Третье слово – под (короткое слово);
Четвёртое слово – стол.
9. Владеть понятием «звук», «слог», «слово», «предложение».
Что даёт в развитии фонематического слуха и восприятия у ребёнка дошкольного возраста:
* Помогает ребёнка к подготовительной к школе группе подготовит «базу» к непосредственно –образовательной деятельности «Подготовка детей к обучению грамоте».
* Воспитывается особая чуткость к звучанию слова и в школе дети будут практически избавлены от наиболее распространённых ошибок первоклассников:
– Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик»,
«удюг» вместо «утюг»).
– Замены мягких согласных соответствующими твёрдыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).
– Замена свистящих звуков [С],[З],[Ц] шипящими [Ш],[Ж],[Щ],[Ч] («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля»).
– Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных [Р],[Р`],[Л],[Л`],[Й] («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка»).
* Недостаточно сформирована грамматическая сторона речи (неправильное написание суффиксов, приставок, слитное написание падежных инструкций, словообразование).
* Дети не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к сложному чтения целыми словами.
Игра «Будь внимательным!».
Цель: Развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.
Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например, звук [Р]:
л, р, в, р, з; ла, за, ра, мо, ры; стол, рука, лютик.
Игра «Назови картинки».
Цель: Учить выделять заданный звук среди предметов, изображённых на картинке.
Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [Ш]. Например, картинки (можно игрушки): мышь, машина, банка, шапка, банан и т. д.
Игра «Придумай слово».
Цель: Учить подбирать слова на заданный звук, слог.
Придумай слово, имя мальчика (девочки) и т.д. на заданный звук [С], слог МА и т.д.
Игра «Назови первый звук в слове».
Цель: Учить выделять первый звук в слове.
Назови предметы на картинках и выдели только первый звук в слове. Например: кот – [К], иголка – [И].
Игра «Назови последний звук в слове».
Цель: Учить выделять последний звук в слове.
Назови предметы, изображённые на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – [М], слон – [н].
Игра «Прохлопай слово».
Цель: Учить делить слова на слоги.
Прохлопай слово и назови количество слогов в слове
(можно потом с усложнением – назови каждый слог в слове). Например: собака – 3 слога.
Правило: сколько гласных звуков столько и слогов.
Игра «Найди пару».
Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.
Ребёнку предлагаются парные картинки: коза – коса, мишка – мышка, мак – рак, дом – дым, миска – мишка, люк – лук, галка – галька и т.д. Раздаются картинки, по очереди называют свою картинку, выигрывает тот, кто назовёт пару той или иной картинке.
Игра «Найди слово».
Цель: Научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.
Взрослый предлагается прослушать стихотворение, (либо короткий рассказ), где есть слова со звуком [С]. Ребёнку нужно назвать слова со звуком [С].
Игра «Разложить картинки».
Цель: Учить дифференцировать звуки в словах.
Ребёнку предлагается разложить картинки (игрушки) на звуки [С] – [Ш], [З] – [З`].
Игра «Добавлялки».
Цель: Учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.
Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук [Ш]…уба (шуба), …апка (шапка), …ар (шар) и т. д.
Игра «Определи место звука в слове».
Цель: Развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Определить, где «живёт» заданный звук в слове: в начале, в середине, в конце слова. Например: звук [Ш] в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).
Игра «Кому подойдёт квартира?».
Цель: Научить определять количество звуков в слове.
У детей – картинки различных животных. Взрослый показывает домик
Детям нужно подобрать к этой схеме слово (животное), затем – назвать каждый звук отдельно.
Игра «Цепочка слов».
Цель: Учить выделять в словах первый и последний звук в словах.
Взрослый называет слово, ребёнок выделяет последний звук в слове и придумывает новое слово на этот звук. Например: сыр – рыба – арбуз – зонт и т.д.
Игра «Отгадай слово».
Цель: Учить составлять слова по первым звукам предметов, изображённых на картинках.
Угадайте по первым звукам, изображённых на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).
Игра «Назови слово».
Цель: Учить называть слова с определённым количеством слогов.
Ребёнку предлагается назвать слова с 1 слогом (например, сок, дом, дым), с 2 слогами (мама, каша), с 3 (молоко, булочка).
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад №5 «Улыбка»
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
СО ЗВУКАМИ
И СЛОВАМИ
Подготовила воспитатель:Назарова М.А.
г. Семенов
2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "Дыхательные и звуковые упражнения"
Упражнения для развития артикуляции для детей всех возрастных групп....
Памятка для родителей "Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики"
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тре...
Памятка для родителей «Кинезитерапевтические упражнения»
МАДОУ детский сад №63 Памятка для родителей Здоровьесберегающие технологии для детей и их родителей. «Кинезитерапевтические упражнения». Кинезитерапевтические упражнен...
Памятка для родителей "Какими упражнениями можно развить речь ребенка?"
В памятке даны примеры упражнений для развития речи детей....
Памятка для родителей "Оздоровительные упражнения для малышей"
Оздоровительные упражнения для малышей...
Памятка для родителей «Артикуляционные упражнения».
Памятка для родителей «Артикуляционные упражнения»....
Памятка для родителей "Игровые упражнения на развитие фонематических процессов у детей 5 - 7 лет"
В памятке для родителей подобраны игровые упражнения, которые помогут в занимательной форме развить у детей 6 - 7 лет навыки звукового анализа, синтеза и представлений. Предлагаемые игры не требуют сп...