Памятка для родителей «Артикуляционные упражнения».
консультация по логопедии на тему
Памятка для родителей «Артикуляционные упражнения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnye_uprazhneniya.doc | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. Упражнение «Улыбочка» (статическое). Цель. Развивать круговые мышцы губ. Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с. | |
2. Упражнение «Дудочка» (статическое). Цель. Развивать круговые мышцы губ. Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с. | |
3. Упражнение «Хоботок» (статическое). Цель. Развивать подвижность губ. Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед до предела. Удерживать губы в таком положении следует 10 с. | |
4. Упражнение «Лопаточка» (статическое). Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время. Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка. | |
5. Упражнение «Иголочка» (статическое). Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении. Узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. | |
6. Упражнение «Сердитая кошечка» (статическое). Цель. Развивать подвижность мышцы спинки языка. Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. | |
7. Упражнение «Желобок» (статическое). Цель: выр-ть плавную длит., воздуш. струю идущую по середине яз. Улыбнуться, положить широкий, передний край яз. На ниж.губу и длительно произносить зв.Ф, сдуть ватку с ладони.. Выполнять упражнение следует 3—4 раза по 5—7 с. | |
8. Упражнение «Парус» (статическое). Цель. Растягивать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении. Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение повторить 2—3 раза. | |
9. Упражнение «Чашечка» (статическое). Цель. Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении. Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение выполнить 3—4 раза. | |
10. Упражнение «Заборчик» (статическое). Цель. Упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ. Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5—6 раз, продолжительность каждого упражнения 10—15 с. | |
11.Упражнение «Утиный клювик» (динамическое). Губы находятся в положении трубочки, затем щеки втягиваются в полость рта, а губы несколько расслабляются и могут производить смыкательные и размыкательные движения. | |
\ | 12. «Гармошка» Цель. Растягивать подъязычную связку языка. Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, открывать и закрывать рот. |
13. Упражнение «Лошадка» (динамическое). Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10—15 раз. | |
14. Упражнение «Грибок» (динамическое). Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5—6 раз. | |
15. Упражнение «Маляр» (динамическое). Цель. Вырабатывать подвижность языка в верхнем положении. Широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Упражнение проводить в медленном темпе 5—6 раз | |
16. Упражнение «Дятел» (динамическое). Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами; ребенок при этом произносит звук [д], подражая стуку дятла: д-д-д-д-д. Упражнение проводится в течение 15—20 с. | |
17. Упражнение «Утюжок» (динамическое). Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними зубами: назад-вперед. Упражнение проводить 20—25 раз. | |
18. Упражнение «Прогони комарика» (динамическое). Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение. Язык дрожит. Упражнение повторить 3 раза. | |
19. Упражнение «Покусывание кончика языка» (динамическое). Цель. Активизировать мышцы кончика языка. Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8—10 раз. | |
20. Упражнение «Качели» (динамическое). Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка (вверх-вниз). Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы. Упражнение повторить 15—20 раз. | |
21. Упражнение «Катание шарика» (динамическое). Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) — 5—6 кругов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) — 5—6 кругов. Скорость движения языка можно менять. | |
22. Упражнение «Часики» (динамическое). Цель. Развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево). Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Длительность выполнения упражнения — 20 с. | |
23. Упражнение «Мясорубка» (динамическое). Цель. Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами. Губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперед до предела. Упражнение повторить 3—4 раза. | |
24. Упражнение «Прятки» (динамическое). Цель. Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами. Рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз. | |
25. Упражнение «Вкусное варенье» (динамическое). Цель. Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении. Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение повторить 5—6 раз. | |
26. Упражнение «Змейка» (динамическое). Цель. Развивать боковые мышцы языка. Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта. Движения языка производятся в медленном темпе и выполняются 5—6 раз. | |
27. Упражнение «Блинчик – трубочка». улыбнуться приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу – свернуть язык трубочкой. Чередовать эти движения. | |
28.«Молоточек». Цель. Вырабатывать подвижность кончика языка. Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами.. Упражнение проводится в течение 15—20 с. | |
29.“Болтушка” Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад. | |
30.«Фокус» Цель: Выраб-ть подъем яз.вверх, умение придавать ему форму чашечки и направлять широк.воздуш.струю посередине яз. Улыбнуться, приоткрыть рот, выполнять упраж. ЧАШЕЧКА и сдуть комочек ваты с кончика носа. | |
31.«Индюк» Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад при этом произносить бл – бл. | |
32.«Пылесос». Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД(пылесосим) и при этом включаем звук пылесоса. При правильном выполнении слышится звук Р. | |
33.Упражнение «Ветерок» - сдувать ватку с ладошки со звуком «Д» сильной воздушной струёй. | |
34.Упражнение «Сдуй грибок» Выполняется в 3 приема: | |
35. «Почистим зубки» «Почистить» кончиком языка нижние и верхние зубы с внутренней стороны и внешней (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики"
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тре...
Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика", "Упражнения для развития речи ребенка"
Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика", "Упражнения для развития речи ребенка"...
Консультация для родителей "Артикуляционные упражнения для дошкольников"
В консультации даны рекомендации родителям при выполнении артикуляционной гимнастики дома....
Материалы для родителей "Артикуляционные упражнения для постановки звуков л и ль"
Рекомендации для родителей на тему "Артикуляционые упражнения для постановки звуков л и ль"...
Консультация для родителей «Артикуляционные упражнения для растягивания подъязычной связки (уздечки)».
Комплекс упражнений для растягивания укороченной подъязычной связки...
Консультация для родителей «Артикуляционные упражнения в домашних условиях»
Ребенок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляции. Точность, сила, объем движений развиваются у ребенка постепенно.Ваш ребенок не...
Буклет для родителей "Артикуляционные упражнения"
С содержание включены рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики, описание основных упражнений....