Консультации для родителей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Зинченко Елена Алексеевна

"Семья- мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребёнка"

"Развитие творческих способностей у ребёнка"

"Права, обязанности и ответственности родителей"

"Дети- наше повторение. Работа над ошибками"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей у ребенка"

Задачи: 

  • выявить представления родителей о способностях детей;
  • познакомить с понятием «способности», «творческие способности»;
  • показать необходимость развития творческого потенциала детей в семье;
  • учить выявлять и развивать творческие способности у детей.

“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.» Б.Асафьев

По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нём: «Познай самого себя «Это высказывание в полной мере относится к проблеме способностей. Как только человек начинает осознавать себя, выделять как личность из окружающего мира, перед ним встают важные жизненные вопросы: «кто я?», «в чём моё предназначение?», «на что я способен?». Что же такое способности? Это такие свойства личности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности. Специалисты расходятся в своём мнении по поводу происхождения и развития способностей: одни считают, что способности даны человеку от природы, а воспитание и обучение лишь способствуют развёртыванию способностей в течение жизни человека. Другая группа учёных уверена, что все дети рождаются с одинаковыми возможностями, а способности – результат обучения и усилий преподавателей, родителей, воспитателей. Истина, как говорится, находится посередине. Существует и третье мнение: и врождённые возможности (задатки) и влияние среды одинаково важны для развития и проявления способностей.

Считается, что каждый здоровый ребёнок имеет от природы все способности, чтобы овладеть любым делом, любой профессией до среднего уровня.

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное количество примеров успешных людей творческих профессий: актеры, певцы, артисты, писатели и другие. Они реализовали себя через творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и уважение окружающих. Безусловно, чтобы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.

Зачем нужно развивать творческие способности?

Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

Пожалуй, каждому родителю хотелось бы, что бы его ребенок вырос творческой личностью. Ничем не ограниченное воображение, свободный полет фантазии, хорошая интуиция – все эти факторы являются необходимым условием творчества, которое потом преобразовывается в различные открытия и изобретения. Поэтому, если родители хотят видеть свое чадо творческой личностью, они должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка.

Что такое творческие способности?

Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:

  • стремление к познанию;
  • умение познавать новое;
  • живость ума;
  • умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
  • стремление к открытиям;
  • умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
  • свободное воображение;
  • фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.

С чего начать?

Временами можно наблюдать картину, когда взрослый рисует предмет, или просто показывает картинку малышу и озвучивает название предмета, который изображен. А малыш видит это своеобразно. Ребенку кажется, что машинка похожа на дворовую добрую собачку, а чайник – на рыбку. Но взрослый требует от ребенка, что тот запомнил правильное название с точки зрения родителя. Родитель пытается научить свое чадо шаблонному социальному восприятию и пониманию вещей, и пропускает мимо то, что ребенок относится к миру творчески.

Родителю нужно измениться самому, прежде всего, для развития творческого потенциала ребенка. Современные взрослые не умеют играть, фантазировать, как ребенок, они хотят выглядеть серьезными, вместо того, чтобы веселиться или шалить. Они боятся нарушить социальные правила поведения. Однако, прекрасные терапевтические средства, которые могут дать возможность отдохнуть, расслабиться, вдохновиться – это игра, творчество, свободный полет фантазии.

Консервативность, скованность и чрезмерная серьезность родителей – не лучшие помощники для развития творческих способностей ребенка. Научитесь играть в детские игры, не бойтесь на некоторое время стать ребенком, шалите и веселитесь, нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя вашего ребенка. Это не только поможет вам сблизиться с вашим ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься, снять напряжение и стресс. Сочиняйте вместе с ребёнком сказки, стихотворения, придумывайте несуществующих животных и растений – поддерживайте его творческую инициативу.

Для развития творческих способностей необходимо создание условий для сознательного и активного участия в творческой деятельности важен поиск творческих приемов, формирования и совершенствования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков, вариативное их использование и на любых уроках. Главное – это создание общей атмосферы творчества и радости.

Великий Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

По мнению известно психолога К.Роджерса, дети утоляют свое любопытство, свою неуёмную энергию с помощью интереса. А если его нет у человека, жизнь его становится скучной, окрашиваются в грустные серые тона, радость собственного существования уходит. Давайте откроем дверь в мир интереса ребят нашего класса.

Нередко родители, имеющие детей среднего и старшего школьного возраста, замечают, что, взрослея, их сообразительный ребенок становится более заурядным. Конечно, он становится все умнее, получает все больше знаний, но теряет живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача родителей – не позволить ребенку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!

II. Практическая работа

Что способствует развитию творческой активности у ребенка?

На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности:

  • Окружающий мир.
  • Развивающие игры и игрушки.
  • Рисование.
  • Лепка.
  • Чтение.
  • Музыка.
  • Аппликация.

Уважаемые родители, давайте начнем прямо сейчас, пока дети способны все воспринимать с присущей им природной живостью ума. Существуют специально разработанные упражнения, часть из которых описана в популярном пособии для родителей и педагогов Л.Я. Субботиной «Развитие воображения у детей». Сейчас мы проиграем в некоторые из них. Но для начала я хочу предложить Вам самим проверить свои способности.

Игра «Музыка»

Родители слушают музыку. После прослушивания они берут четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую – и изображают услышанную музыку. Затем можно предложить родителям озаглавить рисунок.

Упражнение «Незаконченный рисунок»

Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками. Линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача – используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. Повторяться нельзя.

Игра «Рифмоплет»

Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково (палка – галка), сочиняют двустишья на заданные рифмы.

Игра «Изобретатель»

Предлагается придумать:

– несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;
– необычные способы использования обычных предметов.

«Хорошо-плохо»

– вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть.

«Нестандартные задачки» 

– пусть ребёнок находит предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п. Придумайте необычный способ использования зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами придумывать различные задачки.

Например, вот вариант одной из них. В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители? Другая задачка. Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку? И еще одна задачка. Маше на день рождения подарили несколько одинаковых игрушек (бантов, открыток и т. д.). Что ей с ними делать?

«Что будет, если…» 

– предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее.

III. Итог

Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.

Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:

Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.

Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).

Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.

Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

Помогайте ребенку... порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

РОДИТЕЛЕЙ»http://mkdou4.caduk.ru/images/1.png

Ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности… – это главный принцип, который закреплен в международном праве и федеральном законодательстве.  

Родители имеют право, несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка. Согласно Семейному Кодексу РФ, это называется родительскими правами. Родительские права прекращаются по достижении детьми18 лет (совершеннолетия), а так же при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Родители имеют право:

  • на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования;
  • выбора для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях;
  • на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;
  • на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;
  • при наличии оснований для жалобы на образовательное учреждение или педагога предварительно обсуждать вопросы с заведующим и педагогом, имеющим к этому отношение;
  • на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;
  • обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Никому в отдельности и ни группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями;
  • защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими и юридическими лицами, без оформления специальных полномочий;
  • на заботу и содержание со стороны своих несовершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав.

Родители обязаны:

  • обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию;
  • воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;
  • обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в образовательной школе или в другом приравненном к ней статусу образовательном учреждении;
  • выполнятьтребования Устав образовательной организации;
  • не допускать неоправданного вмешательства в работу педагогов по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей педагога;
  • обеспечивать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка;
  • содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно; в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке).
  • За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и материальную ответственность.

Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они:

  • уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
  • злоупотребляют родительскими правами;
  • жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое или физическое насилие, покушаются на половую неприкосновенность;
  • совершили преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

С учетом интересов ребенка суд может отобрать ребенка у родителей без лишения родительских прав (ограничение родительских прав).

Такое решение возможно по обстоятельствам, от родителей не зависящим (опасные заболевания, стечение тяжелых семейных обстоятельств и др.), и в случаях, когда оставление ребенка с родителями опасно для него.

Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание илипредупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):

  • в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей;
  • за доведение их до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача;
  • за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения;
  • за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений

В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные

нормы уголовной ответственности родителей:

  • за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;
  • за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;
  • за вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или

попрошайничеством;

  • за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;
  • за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Дети наше повторение. Работа над своими ошибками»

   Все родители без исключения мечтают о вежливых, послушных и умных детей. Откуда же тогда берутся капризные и непослушные чада? Откроем вам секрет: на самом деле непослушных детей просто не существует. Непослушные – это те дети, родители которых допускают ошибки в воспитании.

 Дети – это отражение родителей. «Хочешь узнать о родителях – посмотри на их ребенка» – гласит народная мудрость. Повзрослев, ребенок естественно воспроизводит поведение и стиль жизни родителей.

Поэтому психологи и утверждают: не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на вас.    Воспитывайте себя.

   Ведь дети невероятно наблюдательны. Ежедневно они улавливают поведение, интонации, реакции взрослых, а потом их копируют. Родители, занятые работой, домашним бытом, решением насущных жизненных проблем, этого порой не замечают.

 Вы только представьте: именно в раннем детстве, до пяти лет, в наших чад закладывается умение взаимодействовать с миром. Как? Через взаимодействие с родителями. Попробуйте понаблюдать за своим ребенком – и вы заметите: дети часто не слушают того, что мы говорим, зато запоминают все то, что мы делаем. Например, мама, ведя сына утром в детский сад, учит маленького Петю, что нельзя переходить дорогу на красный свет. Потому что когда по дороге едут машины, это опасно. А тут вдруг горит красный и машин нет. Мама поскорее перебегает дорогу, объясняя при этом, что так делать нельзя, но было безопасно. Думаете, Петя послушал и запомнил объяснения матери? Ребенок запомнил действие, которое выполнила мама. Только личный пример мамы.

  Дети запоминают все! И если не повторят вашего поведения или слов сразу, будьте уверены: в нужный момент «выдадут» на-гора все то, что им так понравилось. При этом не задумываясь и не обращая внимания на то, хорошее это поведение или плохое.

Именно родители дают ребенку модель программы, по которой тот будет жить. Если вы чувствуете одно, а говорите другое, то воспитываете нечестность и неуверенность. Если кого-то критикуете, ребенок зеркально отражает это и может начать критиковать вас.

К сожалению, иногда папа с мамой не признаются себе в том, что порой их поведение далеко от идеального. Однако, увидев эти качества в ребенке, несказанно возмущаются. В качестве примера, приведем такую ситуацию. Отец в семье работает допоздна и, соответственно в выходной день хочет отдохнуть. Долго спит или полдня проводит с газетой у телевизора. Ведь он это заслужил. Просто отдохнуть! Он зарабатывает деньги, обеспечивает достойную жизнь семьи. Он считает себя успешным человеком и семьянином.

   А как эту ситуацию видит маленький Олег? Папы никогда нет дома – раз. Папа все время у телевизора и ничего не делает или спит – два. Папа со мной не играет. Он для меня не авторитет. Его можно не слушать – три. И если при этом между сыном и отцом нет общения и совместно проведенного времени, ребенок знает: роль отца и главы семьи – это лежание на диване. Вот с какой установкой на жизнь рискует вырасти ребенок. Ведь сколько бы отец потом не объяснял сыну роль мужчины в семье, он усвоит увиденное.

   Влияние поведения ближайших родственников ребенка является не меньшим, чем родителей. Уже в детском саду по особенностям поведения можно легко выделить тех, кто воспитываются бабушками и дедушками. Такие малыши осторожны в действиях, почти не играют в активные игры и высказываются мудрыми жизненными фразами. Почему? А так как старенькие просто не успевают за активным, подвижным ребенком. И, соответственно, хотя и бессознательно, «вешают» на них собственную замедленную модель познания мира. Тем самым лишая малыша получить столь необходимый жизненный опыт. Тогда запрещается слишком активно вести себя на детской площадке.  «Вот придут родители с работы, тогда с ними поиграешь, пробежишь, проедешься …» Некоторые дети реагируют на такое агрессивно, капризничают. И снова слышат, что они проблемные и невоспитанные.

  Из-за постоянных запретов и ограничений ребенок рискует вырасти занудной, безынициативным, безответственным и робким лицом, которое, в свою очередь, уже будет своим детям запрещать активную жизнь. Поэтому, если вашим воспитанием занимаются бабушка с дедушкой, придя с работы, уделите час ребенку. Позвольте ему съехать с горки, покачайте на качелях, в конце концов проедьтесь вместе на велосипеде. Так ребенок вырастет уверенным в том, что, во-первых, родные бабушка и дедушка держат слово и, во-вторых, уважают его желания. Следовательно, ребенок будет уважать их. Ведь лучший способ научить уважать ваши желания и действия – научиться уважать желания и действия самому. Взаимное уважение является основой дружной семьи.

   Следовательно, не воспитывайте ребенка. Воспитывайте себя у ребенка. Ведь, чтобы изменить кого-то, нужно меняться самому. Начните следить за собой, своим распорядком дня, настроением, поведением за обедом, отдыхом в выходные, если хотите видеть своего ребенка улыбающимся, расчетливым и послушным. Спокойные, уверенные в себе родители излучают позитив, а ребенку становятся примером для подражания. Каждый день помните, что вы пример для подражания, даже если утром чистите зубы.

  А непослушание и плохое поведение воспринимайте как информацию к размышлению. Ребенок своим поведением всегда о чем-то «говорит» родителям. Возможно, доказывает свою правоту, а возможно, демонстрирует отсутствие общения с вами. И маленький Петя, возможно, невольно уронил вечером на пол с рук чашку с молоком, потому что задумался о том, что мама так давно не читала ему сказки на ночь.

 И напоследок такой совет: понаблюдайте за своим ребенком. Его эмоции и поведение подскажут, что именно в ваших действиях побуждает малыша быть невоспитанным или непослушным. А также вы увидите, что именно следует изменить в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...