Роль эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром
консультация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребѐнка с окружающим миром»
Педагог-психолог
Суханова М.Ф
г.Энгельс.
2019г.
Эмоции играют важную роль в жизни
детей. Они помогают ребенку
приспособиться к той или иной ситуа-
ции. Страх, испытываемый ребенком,
например, при виде большой собаки,
побуждает его предпринять опреде-
ленные действия, чтобы избежать
опасности. Ребенок грустен или раз-
гневан — значит, у него что-то не в
порядке. Ребенок радуется, выглядит
счастливым — значит, в его мире все
хорошо. Эмоции ребенка — это
«послание» окружающим его
взрослым о его состоянии.
Дети 3—5 лет уже в состоянии
распознавать свое внутреннее
эмоциональное состояние,
эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т. е. ребенок-дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.
Детские эмоции влияют и на будущее поведение ребенка. Например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам только потому, что его воспитала жестокая, нечувствительная к его переживаниям мать. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Так, если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций — как положительных, отрицательных — пресна и бесцветна.
Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций — радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Исследования показали, что каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако одни распознаются легче, другие — труднее. Так, например радость легче узнается по выражению лица, чем гнев и страх. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека — важный фактор в формировании отношений с людьми. Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.
- младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Одна из причин возникновения тех или к переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми.
Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта.
Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников.
Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими, выступают в
виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. Они могут проявляться ярко
- непосредственно в речи, мимике, позе, движениях или иначе—в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям.
Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда она реализуется в эмоционально насыщенной форме.
Наблюдая определенные игровые ситуации, родитель может понять, какие эмоции испытывает ребенок и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на раз-витие его личности.
Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.
Детские психологи предлагают следующие типы детей в зависимости от их положения в группе сверстников:
- «Предпочитаемые» дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние; за способность быстро реагировать в разных ситуациях и быть лояльным; за уверенность в себе; за способность не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска и пр. Однако дети с особенно высокой популярностью могут стать лишне самоуверенными, «заразиться звездной болезнью».
- «Пренебрегаемые, изолированные» дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность. Их принимают в игру на роли, которые другие не хотели играть. Они обидчивы, зачастую восстают против навязанных условий жизни в группе, становятся агрессивными или идут по пути беспрекословного подчинения лидеру,
превращаются в его тень и, таким образом, получают его защиту, купался в отблесках его славы. Таким детям постоянно не хватает общения о сверстниками. Чувства их остры: они могут испытывать привязанность к кому-то из группы или ненавидеть их пренебрежение к себе.
«Пренебрегаемыми, изолированными» дети | становятся | по | разным причинам. | Один | ||||
редко ходит в детский сад, | и дети практически | мало его знают. | Другой только начал посещать | |||||
данную | группу. | Третий | имеет | физические | недостатки, например, толстый и | неуклю- | ||
жий не | может | на равных | играть | в подвижные игры. В | то же время у детей свои критерии |
оценки членов коллектива, и они не всегда и не во всем совпадают с мнением взрослых.
Таким образом, эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их оценивают взрослые, но и от мнения сверстников.
Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребѐнка.
От повторяющихся знаков приветствия, одобрения у ребѐнка складывается ощущение: «со мной всѐ в порядке», «я хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение «со мной что-то ни так», « я - плохой».
Душевная копилка ребѐнка работает день и ночь. Еѐ ценность зависит от того, что мы туда бросаем. Поддерживайте и отмечайте успехи.
Даже требования, которые вы предъявляете должны быть наполнены любовью.
Научитесь слушать своего ребѐнка и в радости и в горести.
Наказывая своего ребѐнка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте его.
Станьте для своего ребѐнка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям. Обнимайте и целуйте своего ребѐнка в любом возрасте.
Не разговаривайте со своим ребѐнком с безразличным лицом.
Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь ребѐнка теплее и радостнее.
Безусловно, принимайте своего ребѐнка таким как он есть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие эмоционально-положительных чувств ребенка к окружающему миру"
"Развитие эмоционально-положительных чувств ребенка к окружающему миру"...
Консультация для родителей Взаимодействие ребенка с окружающим миром
Консультация для родителей...
Доклад на тему: "Формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте через взаимодействие с обьектами окружающего мира"
В данном докладе говориться,что все математические представления,доступные ребенку,он извлекает из жизни,в которой принимает деятельное участие,из наблюдений за окружающим его вещественным миром.А наш...
Доклад на тему "Формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте через взаимодействие с объектами окружающего мира"
Все математические представления,доступные ребенку,он извлекает из жизни,в которой принимает деятельное участие, из наблюдений за окружающим его вещественным миром. В докладе описываются условия для п...
Консультация для родителей "Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром"
Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром...
Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с миром.
Эмоции играю важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться с той или иной ситуации....
Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром
Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром....