Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернеn "Интересно! Об инструментах и оркестре"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
om_interesno_ob_instrumentah_i_orkestre.docx | 14.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет
«Интересно! Об инструментах и оркестре» (6-7лет)
Дьячкова О.А. музыкальный руководитель СП «Детский сад №17» ГБОУ СОШ «Образовательный центр» им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино Самарской области
Уважаемые родители и дети! Весь окружающий мир наполнен звуками. Они бывают разные: глухие и звонкие, свистящие и шуршащие. Скрипы, жужжание, шелест... Одни звуки музыкальные, другие - больше похожи на шумы. Музыкальные звуки можно воспроизвести голосом или с помощью музыкальных инструментов. Вот с музыкальными инструментами мы сегодня познакомимся подробнее.
Шаг 1 История возникновения музыкальных инструментов
Музыка — это самое мимолётное из всех видов искусства. Как только её перестают играть, она перестаёт существовать. Поэтому каждый момент, когда она звучит, бесценен и неповторим. Люди тянутся к красоте, а музыка красива. Оказывается, даже древний человек не мог жить без музыки. Об этом говорят археологические раскопки. Среди посуды, домашней утвари найдены первые музыкальные инструменты. Это были кости домашних животных с выдолбленными отверстиями, раковины, разные дудочки.
Люди замечали, что если потрясти высушенный плод с косточками, он будет издавать сухой, потрескивающий звук. Они начали сами изготавливать музыкальные инструменты, подобные этим плодам. Внутри могли быть зёрнышки, косточки, камешки... Так появились погремушки, колотушки, потом и барабан.
https://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/1/4/6/149641.jpg
Во время охоты с помощью лука, натягивая его тетиву, человек услышал, что она издаёт приятные, мелодичные звуки. Человеку захотелось самому сделать музыкальные инструменты со струнами. Это были арфы, гусли, позже - скрипки, виолончели.
Посмотрите.
Пастушьи и охотничьи сигналы лучше было подавать помощью инструментов. Все важные события в жизни человека - удачную охоту, праздники, обряды - сопровождали музыкальные инструменты.
И уже тогда, в старину, возникли 3 основные группы музыкальных инструментов.
Шаг 2 Музыкальные инструменты и их семьи.
Никто не знает, сколько в мире существует видов музыкальных инструментов. Можно лишь утверждать, что счёт идёт на десятки тысяч! Но все они могут быть отнесены к одной из трёх обширных групп – струнные, ударные или духовые, в зависимости от того, что служит источником звука.
К группе духовых музыкальных инструментов относятся все те музыкальные инструменты, звук в которых образуется при помощи воздуха. Человек заметил, что ветер, гудящий в печной трубе или в большом дупле, издает низкие, басовые звуки, а из узеньких стволов камыша раздаются звуки высокие, свистящие. Так постепенно появились разновидности духовых инструментов.
Звук из струнных инструментов можно извлечь, воздействуя на струны смычком, пальцем, медиатором
Ударные инструменты. Звук получается, когда по инструменту ударяют рукой, пальцами, металлической или деревянной палочкой, специальной колотушкой
Определите, к какой семье относятся эти музыкальные инструменты?
Он-лайн игра "Инструменты и их семьи"
https://learningapps.org/5804591
Шаг 3 Спор!
Музыкальные инструменты звучат только в руках людей. То есть, они подают свой "голос" только тогда, когда этого захочет музыкант-исполнитель. Но это происходит днём или вечером, а ночью... Ночью музыкальные инструменты "разговаривают" между собой. А, бывает, даже спорят!
Вот об этом споре, услышанном случайно, мы сейчас и узнаем.
Произошла эта история в музыкальном театре, прямо в оркестровой яме. (расскажите ребёнку, что оркестровая яма - обособленное заглубленное помещение перед сценой, предназначенное для размещения оркестра, сопровождающего спектакль).
Фото оркестровой ямы в театре.
Однажды , когда все спали, музыкальные инструменты начали спорить, кто из них самый главный и почему...
Шаг 4 Начинают духовые инструменты...
Первой заговорила дудочка. Она объявила себя самым старым на свете музыкальным инструментом и озвучила свой возраст - 40 000 лет! Она сообщила о том, что может утверждать, что древние люди очень интересовались музыкой, и умели её не только сочинять, но и исполнять.
— Я тоже! Я тоже дудочка - подала голос флейта. Только голос у меня особый: светлый, лёгкий, высокий. Очень похож на голос птички.
https://youtu.be/eUDSuzdecJQ тема Птички "Петя и волк" С. Прокофьев
На флейту с лёгкой завистью посмотрел фагот.
- А я тебе, флейта, порой завидую, - признался фагот. – Привык басить. А петь иногда тянет – сил нет терпеть! Стараюсь по звукам выше забраться, а горло как – будто сдавливает.
- Знаешь, фагот, говорит флейта, - я и петь умею так нежно, что все заслушиваются, и легкими пассажами могу рассыпаться. Да все на высоких тонах привыкла петь. Бывает ужасно хочется произнести что–нибудь этак солидно, низким голосом, как ты умеешь. Но когда спускаюсь на низкие звуки, тяжело становится, дыхание перехватывает.
Твоё имя – флейта – происходит от латинского слова "дыхание". А моё имя – фагот - не слишком-то поэтичное – "вязанка дров".
- Неужели мы с тобой, фагот, говорит флейта, не можем быть главными инструментами?
Вполне, ответил фагот, постоим за себя. Мы ведь с тобой родня, недаром нас называют деревянными духовыми инструментами.
https://youtu.be/0lv8eHIzMAY тема Дедушки "Петя и волк" фагот
Труба молчала, потому что была уверена, что с её голосом и внешним видом знакомы многие.
https://youtu.be/h_-FVelPT_Q тема трубача к\ф "Шла собака по роялю" А. Рыбников
Шаг 5 В спор вступают струнные инструменты...
Вдруг прозвучали переливы арфы.
- Ой, боже мой! О чем вы говорите? Посмотрите на меня - где вы найдете инструмент более красивый, чем я - важно проговорила арфа - кому как не мне быть самым главным инструментом, мне уже лет, пожалуй, тысяч пять-десять, а может быть, и все двадцать.. . Кто его знает?
Прекрасно выглядит арфа для своего почтенного возраста. Изящная, как крыло гигантской бабочки, смотрится по-королевски: внизу педали сверкают золотом, вверху на колонне что-то вроде маленькой резной короны. И тончайшая накидка из 46 струн. Посмотрите на фотографию. Нравится?
— Ваше происхождение?
— Божественное! Один ученый монах писал в давние времена, что меня изобрел бог Меркурий. Нет, возражал другой: Арфу подарил людям сын Зевса.
Голос у арфы негромкий, нежный, ласковый. Он журчит, как лесной ручеек. Слушайте!
https://goo.su/1ECJ П.И. Чайковский Танец Феи Драже из балета "Щелкунчик "(арфы)
Не удержалась скрипка и решила рассказать свою историю.
- Голос мой божественной красоты. Я великая артистка, обожаю пение и танцы!
И запела скрипка свою песню.
https://youtu.be/q4UKIqhgRuY Композитор К-В Глюк Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"
А ещё у меня есть брат и сестра - виолончель и конрабас. Мы и внешне похожи. Только виолончель и, особенно, контрабас значительно больше меня - скрипки. У каждого из «нас» по четыре струны. Но голос у скрипки — тонкий и высокий , а у виолончели — низкий и бархатный, у контрабаса густой и совсем низкий.
(Можно послушать аудиосказку "Курочка Ряба" композитора М. Ройтерштейна.) Старую сказку «Курочка ряба» расскажут вам скрипка, виолончель и рояль. Если послушать внимательно, то по голосам зтих инструментов можно определить героев сказки: скрипка — Баба, виолончель — Дед, рояль — Курочка. Она здесь.
https://mp3tales.info/tales/?id=167 Аудиосказка Курочка Ряба
Шаг 6 Без ударных инструментов обойтись нельзя!
А как же можно обойтись без ударных инструментов, - возмутились колокольчики, - мы так звонко и красиво звеним! Послушайте!
https://youtu.be/JgNF7otk2z8 Моцарт Колокольчики звенят (фрагмент из
"Волшебной флейты")
- А кто лучше меня, барабана, передаст музыку грома или выстрелов - вступил в спор барабан. Да что там гром, я даже шелест листьев могу изобразить. А, кроме того, все знают, что самые древние инструменты - это ударные!
- Вот потому, что мой голос громкий, люди под мою музыку маршируют – на парад выходят, я и считаю себя важным и главным инструментом!
https://www.youtube.com/watch?v=YhZcGYG9I94 оркестр исполняет "Болеро" М.Равеля. обратите внимание на барабаны! Можете почитать комментарии.
А ведь правда, что барабан заслуживает того , чтоб про него спели?
Песня "По барабану" ("Волшебники двора"). Подпевайте!
https://www.youtube.com/watch?v=OH-Pbdi_acQ
Тут возмутились все инструменты: а мы тоже не лыком шиты и каждый считает, что важен на этом свете!
Шаг 7 Королевские инструменты
Но вот заговорило фортепиано.
- Вы что, забыли про меня?
И я вам хочу рассказать о себе. Но сначала посмотрите моё фото
«Вы сегодня увидали
Городок внутри рояля.
Целый город костяной,
Молотки стоят горой.
Блещут струны жаром солнца,
Всюду — мягкие суконца,
Что ни улица — струна
В этом городе видна».
Послушайте "Токатту" П. Мориа на фортепиано. Это здесь и это интересно.
- Внутри меня находятся деревянные молоточки, которые ударяют по струнам. Струны и плачут, и нежно поют, и смеются, и негодуют. Имя мое происходит от двух итальянских слов: фортэ и пиано. По–русски значит громко – тихо. А еще есть у меня брат – рояль, что означает «королевский». Только не подумайте, что называется он так потому, что на нем играли короли. Сам рояль — король инструментов: ведь он один может заменить целый оркестр. У него много струн и клавиш.
- Ничего не имею против вас, уважаемые инструменты, проговорил орган, но не кажется ли вам, что я самый главный музыкальный инструмент, т.к. самый большой, размером с дом? Не мне ли с вами спорить? – подал голос могучий инструмент – великан.
– Кто вы, ваше всемогущество?
- Инструмент, - ответил инструмент. Это мое имя - инструмент, по латыни - орган.
Вот это имя! Инструмент по имени "инструмент". Все равно, что человек по имени "человек". Забавно и необычно!
- Звук мой огромен, внутри меня трубы, трубы, трубы…может сотни, а может и тысячи. А по трубам моим воздух течет, благодаря которому и появляется звук. Послушайте мой голос!
Послушайте и посмотрите. Орган.
Спорили так инструменты спорили, кто из них главный, да так ничего и не решили…
Он-лайн игра "Струнные. Духовые. Клавишные. Ударные"
https://learningapps.org/8187735
Он-лайн игра "Семейства инструментов"
https://learningapps.org/12644699
А вы, ребята, как думаете кто из инструментов самый главный?
Между тем наступило утро, а потом день и в театре начался музыкальный спектакль. Зазвучал оркестр…
Шаг 8 Симфонический оркестр
Конечно, голос каждого инструмента индивидуален, неповторим. Но! Как же великолепно все вместе они звучат в симфоническом оркестре.
Если несколько инструментов объединить в общее звучание, получатся очень красивые созвучия. Оркестр может передать нежные или грозные, таинственные или радостные звуки, в зависимости от того, какие инструменты играют солирующие партии (спросите ребёнка, что означает "солирующие", "соло")
https://youtu.be/3Nq3NCBN0Sg симфонический оркестр исполняет мелодию из к\фильма "Усатый нянь" А. Рыбникова
Он-лайн игра "Назови инструменты симфонического оркестра"
https://learningapps.org/6576771
* отгадайте загадку.
Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент,
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре - президент. (дирижер)
https://goo.su/1gbc Дирижер Самарской филармонии народный артист России Михаил Щербаков (фото)
Шаг 9 И ещё одна сказочная история с инструментами
Эта история о том, как родители привели своих детей на прослушивание классической музыки. И когда наступил антракт, то дети не пошли в буфет, а запрыгнули в оркестровую яму. (вы уже знаете, что это такое)
- https://youtu.be/WxAapDKtOU8 Видеть музыку (1 серия)
А здесь ребята знакомятся с духовыми инструментами, чтобы извиниться перед ними! (Вы уже знаете духовые инструменты. Перед просмотром спросите, какие. Спросите, каким образом извлекается звук?)
- https://goo.su/1D23 (2 серия) Духовые инструменты
Скорее смотрим 3 серию. Струнные инструменты - пожалуйста, возвращайтесь в окрестр!
(Пусть ребёнок расскажет всё, что знает о струнных инструментах)
- https://youtu.be/LHLlCLQdXII (3 серия) Струнные инструменты
Дети хотят извиниться перед роялем - инструмент-оркестром и просят его вернуться в оркестр! (Ваш ребёнок видел когда-нибудь рояль? Какой инструмент на него похож? Какое слово добавляют,когда говорят о рояле?)
- https://youtu.be/UJ4Ujz-_z2E 4 серия Рояль
Спросите ребёнка, какие ударные инструменты он знает? Почему они так называются?
Посмотрите мульт\фильм. Сейчас пойдт речь о барабане и ударных!
https://youtu.be/nUkkHjH3JMk 4 серия (до 2.27мин.)
А в этой серии мы узнаем о дирижере и всех музыкальных инструментах! (с 2.27)
https://youtu.be/nUkkHjH3JMk Видеть музыку (5 серия)
Шаг 10 Хотите поиграть?
Игра «Угадай инструмент» 1ч. (скрипка, рояль, барабан, литавры, виолончель, гобой, кларнет, арфа)
https://www.youtube.com/watch?v=zBQFbLO2c3o
Загадки про музыкальные инструменты
https://learningapps.org/5797081
Кроссворд
https://learningapps.org/10769837
Какой инструмент звучит?
https://learningapps.org/4378991
https://learningapps.org/7117732
https://learningapps.org/10779892
Кроссворд
https://learningapps.org/6966168
Найди пару
https://learningapps.org/7143134
До встречи на наших музыкальных страничках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Музыкальная гостиная”
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Музыкальная гостиная”...
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Почему предметы падают на землю?”
Данный образовательный маршрут позволит родителям легко и доступно рассказать ребенку о природе силы тяготения....
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Цветы - таинственное создание природы”
Уважаемые родители!Очень часто перед родителями встает вопрос, чем в свободное время занять ребенка с пользой для него, заинтересовать его? Вашему вниманию предлагается образовательный маршрут, с помо...
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Путешествие в мир насекомых”
Уважаемые родители!Насекомые привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны. Наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жи...
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет «Почему летают птицы?»
Дети очень любят животных и птиц, смотрят про них передачи, играют с ними. Во время прогулки на площадке детского сада всегда много голубей, и мы с детьми частенько за ними наблюдаем...
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Инструменты симфонического оркестра” (старший дошкольный возраст 5-7 лет)
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Инструменты симфонического оркестра” (старший дошкольный возраст 5-7 лет)...
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернеn "Интересно! Об инструментах и оркестре"
Уважаемые родители и дети! Весь окружающий мир наполнен звуками. Они бывают разные: глухие и звонкие, свистящие и шуршащие. Скрипы, жужжание, шелест... Одни звуки музыкальные, другие - больше похожи н...