«Сотрудничество ДОУ и семьи в развитии художественно – творческих способностей детей»
учебно-методический материал

Материал для воспитателей. Консультация для роителей по изобразительной деятельности на тему: "Рисуя, развиваем воображение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сотрудничество ДОУ и семьи в развитии художественно – творческих способностей детей»

Выполнила:

Немцова Надежда Анатольевна                        

                                          воспитатель МБДОУ д/с №51 «Берёзка»

Чехов

2018

Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности детского сада. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях и искреннее желание помочь. Важно объяснить родителям, что дошкольник не эстафетная палочка, которую родитель передает в руки педагога. Важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьей.

Для просвещения родителей о развитии художественно-творческих способностей детей можно использовать следующие формы работы:

- родительское собрание, презентации,

- консультации,

- анкетирование,

- индивидуальные беседы,

- проектная деятельность,

- мастер-классы,

- круглый стол,

- день открытых дверей,

- участие родителей в совместных выставках,

- наглядное оформление стендов,

- оказание дополнительных услуг,

- создание мини-музея.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить.

В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи.

В дошкольном возрасте проекты - это зачастую не индивидуальная, а семейная деятельность, так как малыши сильно ограничены в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому, конечно, работа над проектом осуществляется под руководством родителей.  Но родители должны постоянно помнить, что суть метода проектов - это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации, обработке данных. Родители не должны брать на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Поэтому родителям следует держать за спиной свои «помогающие ручки», включать силу воли и играть только помогающую роль. Главное слово для родителей «ПОМОЧЬ», но не «СДЕЛАТЬ ВМЕСТО».

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ребенка, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ребенка, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью.

Совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы.

Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

В результате совместной проектной деятельности дети и родители узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с родителями, у них формируется значимое отношение к понятию «семья». Кроме того, именно проектная деятельность вместе с родителями позволяет превратить любую семью в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных задач. В таких условиях каждый ребенок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.

Для родителей можно предложить следующие темы проектов: «Народная игрушка», «Дымка», «Гжель», «Времена года», «Красота природы», «Зимние узоры» и др.

Мастер-класс как метод обучения все шире используется в образовании родителей. Целью проведения мастер-класса является демонстрация лучших достижений педагога, как мастера в своей области. Непосредственное общение воспитателя с родителями позволяет передать «из рук в руки» самое ценное, достигнутое многолетней практикой.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих единых правил. В большинстве своем она основывается на педагогической интуиции педагога и восприимчивости слушателей. В то же время мастер-класс – это двусторонний процесс и отношения «педагог-ученик» здесь совершенно оправданы.

    Мастер-класс – это одна из самых эффективных форм получения родителями новых знаний и умений, т.к. принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас». На мастер-классах родителям предоставляется возможность попрактиковаться под чутким и благожелательным контролем педагога, который внимательно выслушает и ответит на все вопросы. Непрерывный контакт, индивидуальный подход к каждому, продуктивная деятельность все участников – вот что отличает мастер-класс от всех остальных форм работы с родителями.     Для поведения мастер-класса необходимы следующие условия:

- удобное помещение,

- технические средства,

- канцелярские принадлежности.

       На мастер-классе никогда не будет лекции, доклада, разве что их отдельные элементы. Вместо этого масса практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. Главное, такое мероприятие не должно быть скучным для родителей, должно заинтересовать, «зацепить». Для мастер-классов для родителей дошкольников можно взять следующие темы «Мастерская для родителей «Рисуем вместе», « Новогодняя открытка», «Новогодняя игрушка» и др.

       В последние годы с приходом в нашу жизнь информационных технологий, с успехом используются различные презентации, после просмотра которых родителям предлагается обсудить те или иные показанные конфликтные ситуации, в которых зачастую оказываются представители ребенка. Подобные формы работы с родителями в детском саду привносят в процесс ознакомления с новыми навыками и знаниями интерес, которого зачастую так не хватает на родительских собраниях. Ведь информация, донесенная в данной форме, гораздо легче усваивается и перерабатывается. К тому же у взрослых есть уникальная возможность смоделировать ситуацию и найти пути ее решения, посмотреть альтернативные варианты, выбрать тот, который не всегда изначально удается

      Внедрение в практику различных форм и методов взаимодействия воспитателя с родителями, с целью развития художественно-творческих способностей  и повышения активности родителей, как участников воспитательно - образовательного процесса, позволяет  достичь  оптимального уровня взаимодействия педагогов и семьи. 

Консультация для родителей по изобразительной деятельности

Тема: «Рисуя,  развиваем воображение»

Уважаемые родители!

Ни для кого из вас не секрет, что бесспорно, изобразительную деятельность дети считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье… Мы, взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества ребенка. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому перед тем, как ругать, постарайтесь направить его творчество в нужное русло.

От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря.

Сегодня я хочу, чтобы вы узнали много нового про хорошо известные вам материалы, такие как простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, гуашь. Оказывается, простым карандашом можно не только делать предварительный рисунок, а цветными - не только раскрашивать картинки. Изучив определённую технику, вы сможете придумать с детьми свои сюжеты и композиции.

Важно правильно выбрать бумагу для рисования!

Во-первых, бумага имеет разный вес: чем она тяжелее, тем меньше деформируется под действием воды,

во-вторых, бывает гладкая и шершавая, с различной текстурой и зернистостью, для сухой техники (карандаш, пастель, ручка) главное - это качество поверхности.

Итак, остановимся на технике рисования с помощью простого карандаша и ластика.

Простой карандаш - самый распространённый вид карандаша с грифелем на основе графита. Карандаш подходит для любого рисования, будь то детальная прорисовка предмета или беглый эскиз, набросок или схема. Имеет разную мягкость, которая обозначается буквами: Т, Н - твёрдый; М,В-мягкий, ТМ, НВ-средний. Грифель гладкий, легко скользит по бумаге. Он позволяет создать разнообразные оттенки серого цвета, но никогда насыщенный чёрный тон. Легко стирается ластиком.

Предлагаю Вам упражнение - "Белые колокольчики".

Вам понадобятся:

-плотная белая бумага,

-простой карандаш,

-ластик,

-вата.

Алгоритм действий:

1. Лёгкими движениями, не нажимая, заштрихуйте небольшой лист бумаги. Для получения однородного тона растушуйте фон кусочком ваты или пальцем.

2. Наметьте на фоне стебли и листочки более тёмным фоном. Попробуйте заштриховать листочки, не отрывая карандаш от бумаги.

3. Уголком ластика "нарисуйте" цветы (ластик лучше разрезать по диагонали). Периодически чистите ластик о деревянную неполированную поверхность.

4. Подтушуйте дальние лепестки, но не обводите их по контуру - это лишит рисунок лёгкости и воздушности.

Попробуйте нарисовать с детьми этим способом другие картинки с белыми предметами и животными, например снеговика, кролика, снежинку или снежные узоры.

Родители, помните, каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами!

И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности в виде уроков искусства

В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества. В возрасте 7-10 лет ребенок и создает самые интересные свои рисунки. Спонтанный рисунок сходит на нет или сменяется профессиональным.

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет «Развитие художественно- творческих способностей детей средствами народного и декоративно–прикладного искусства»

Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной ку...

Современные формы работы с семьей для развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста.

Современые формы работы с семьей для развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста. Школа заботливых родителей.Организация домашних занятий для детей дошкольного воз...

Статья " Роль семьи в воспитании художественно- творческих способностей детей"

В статье приведены примеры игр на развитие воображения, творческие задание, которые могут проводить родители в совместной деятельности, а также организация пространства....

Программа сотрудничества с родителями "Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста"

Программа сотрудничества с родителями по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста на 2019-2021 г.г....

Роль семьи в развитии художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста

Роль семьи в развитии художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста...

Роль семьи в развитии художественно -творческих способностей у детей дошкольного возраста

Роль семьи в развитии художественно -творческих способностей у детей дошкольного возраста...