Психологические особенности детского возраста в восприятии опасности дорожного движения.
консультация (подготовительная группа)
Дети дошкольного возраста, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в ДТП в силу психофизиологических особенностей их высшей нервной деятельности. Это сказывается на поведении в дорожной среде.
При ознакомлении с новыми предметами у ребенка 3-4 лет сохраняется тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий. Поэтому ребенку нужен непосредственный контакт с предметом. Вероятность зрительного узнавания сложных, незнакомых ребенку предметов находится на уровне случайности. Память носит непроизвольный характер. Наиболее прочно и точно запоминаются объекты или слова, как результат восприятия, когда образы или явления эмоционально окрашены.
На подсознательном уровне происходят практически все процессы активности мозга у детей 4-5 летнего возраста. Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие дорожной среды непосредственно. Действия ребенка подчинены быстро меняющимся замыслам. Попав в зону движущегося транспорта, ребенок отвлекается на все, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать на яркую, привлекательную машину, но не на ту, которая представляет опасность. Ребенок 4-5 лет ориентируется в происходящем на расстоянии 5 метров. Действия, происходящие на большом расстоянии, ему очень трудно заметить и оценить.
Благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребенка 5-6-лет увеличиваются возможности проследить события, которые совершаются на расстоянии 10 метров. Поле зрения в данном возрасте настолько мало, что составляет десятую часть поле зрения взрослого человека.
У ребенка дошкольного возраста наблюдается неустойчивое и быстрое истощение нервной системы, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, быстро образуются и исчезают рефлексы, потребность в движении преобладает над осторожностью. Клетки коры головного мозга быстро истощаются и наступает состояние утомления и рассеянности.
Непредсказуемость и импульсивность в поведении ребенка обусловлена стремлением играть в любой ситуации. Находясь на улице, ребенок получает много новых впечатлений,переполняется эмоциями: удивляется, радуется и совсем не обращает внимания на опасность дорожной среды. Не понимая опасности движущегося транспорта, ребенок может побежать за мячом, появиться неожиданно на самокате, велосипеде, и так далее.
В экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором, он очень легко теряется и впадает в состояние безысходной опасности. Торможение в нервной системе ребенка, тем сильнее, чем труднее ситуация.
Ребенок дошкольного возраста плохо распознает источники звуков. Он слышит только те звуки, которые ему интересны. Дошкольнику трудно определить с какой стороны поступают звуковые сигналы. Он не может перевести свой взгляд с близких объектов на дальние, и наоборот.
Ребенок не способен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, подойдя к краю проезжей части.
Чем опаснее ситуация на дороге, тем более медленно и неправильно ребенок дошкольного возраста принимает решение, так как теряется и не знает что делать. Именно поэтому, дошкольника нельзя одного отпускать на улицу, взрослые всегда должны держать его за руку.
Родителям необходимо с самого раннего возраста объяснять своему ребенку как нужно себя вести на проезжей части и постараться привить ему навыки безопасного поведения на дороге. Наибольший авторитет в глазах ребенка имеет родитель. Именно к их словам прислушиваются в первую очередь дети. Одних слов недостаточно. Залог успеха в воспитании - личный пример. Не позволяйте себе при ребенке нарушать правила дорожного движения. Ведь главной обязанностью взрослых является сохранение жизни и здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_detskogo_vozrasta_v_vospriyatii_opasnosti_dorozhnogo_dvizheniya.docx | 15.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности детского возраста в восприятии опасности дорожного движения.
Дети дошкольного возраста, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в ДТП в силу психофизиологических особенностей их высшей нервной деятельности. Это сказывается на поведении в дорожной среде.
При ознакомлении с новыми предметами у ребенка 3-4 лет сохраняется тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий. Поэтому ребенку нужен непосредственный контакт с предметом. Вероятность зрительного узнавания сложных, незнакомых ребенку предметов находится на уровне случайности. Память носит непроизвольный характер. Наиболее прочно и точно запоминаются объекты или слова, как результат восприятия, когда образы или явления эмоционально окрашены.
На подсознательном уровне происходят практически все процессы активности мозга у детей 4-5 летнего возраста. Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие дорожной среды непосредственно. Действия ребенка подчинены быстро меняющимся замыслам. Попав в зону движущегося транспорта, ребенок отвлекается на все, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать на яркую, привлекательную машину, но не на ту, которая представляет опасность. Ребенок 4-5 лет ориентируется в происходящем на расстоянии 5 метров. Действия, происходящие на большом расстоянии, ему очень трудно заметить и оценить.
Благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребенка 5-6-лет увеличиваются возможности проследить события, которые совершаются на расстоянии 10 метров. Поле зрения в данном возрасте настолько мало, что составляет десятую часть поле зрения взрослого человека.
У ребенка дошкольного возраста наблюдается неустойчивое и быстрое истощение нервной системы, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, быстро образуются и исчезают рефлексы, потребность в движении преобладает над осторожностью. Клетки коры головного мозга быстро истощаются и наступает состояние утомления и рассеянности.
Непредсказуемость и импульсивность в поведении ребенка обусловлена стремлением играть в любой ситуации. Находясь на улице, ребенок получает много новых впечатлений,переполняется эмоциями: удивляется, радуется и совсем не обращает внимания на опасность дорожной среды. Не понимая опасности движущегося транспорта, ребенок может побежать за мячом, появиться неожиданно на самокате, велосипеде, и так далее.
В экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором, он очень легко теряется и впадает в состояние безысходной опасности. Торможение в нервной системе ребенка, тем сильнее, чем труднее ситуация.
Ребенок дошкольного возраста плохо распознает источники звуков. Он слышит только те звуки, которые ему интересны. Дошкольнику трудно определить с какой стороны поступают звуковые сигналы. Он не может перевести свой взгляд с близких объектов на дальние, и наоборот.
Ребенок не способен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, подойдя к краю проезжей части.
Чем опаснее ситуация на дороге, тем более медленно и неправильно ребенок дошкольного возраста принимает решение, так как теряется и не знает что делать. Именно поэтому, дошкольника нельзя одного отпускать на улицу, взрослые всегда должны держать его за руку.
Родителям необходимо с самого раннего возраста объяснять своему ребенку как нужно себя вести на проезжей части и постараться привить ему навыки безопасного поведения на дороге. Наибольший авторитет в глазах ребенка имеет родитель. Именно к их словам прислушиваются в первую очередь дети. Одних слов недостаточно. Залог успеха в воспитании - личный пример. Не позволяйте себе при ребенке нарушать правила дорожного движения. Ведь главной обязанностью взрослых является сохранение жизни и здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Психологические особенности детского творчества" "Психологические особенности одарённого ребёнка" Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1764 для детей с нарушением зрения
Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не давлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе.И он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.Творч...
Восприятие правил дорожного движения ребенком детсадовского возраста
Знакомство родителей с правилами дорожного движения для восприятия детьми....
Сценарий развлечения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста по ПДД «Азбука дорожного движения»
Мною разработано и проведено мероприятие по ПДД. Где с большим интресом принимали участие дети старшей группы и родители....
Целевая прогулка на детскую площадку по изучению правил дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста
Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице....
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по ПДД «Азбука дорожного движения» МБДОУ детский сад "Ляйсан" Нафикова Лилия Ринатовна , Сабахова Зульфира Фаатовна
Цель: Закрепление умения по использованию правил дорожного движения в различных практических ситуацияхЗадачи:Воспитывать умение правильно вести себя на дорогеРазвивать быстроту и ловкостьЗакрепит...
Конспект спортивного развлечения по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну дорожного движения"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24129455","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Фото-отчет по реализации проекта для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения. Актуальность организации работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма несомненна. У детей дошкольного возраста отсутствует защит
Фото-отчет по реализации проекта для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения. Актуальность организации работы по предупреждению дорожно-транспортного т...