Игры для развития речи
картотека

Игры для развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_roditeley_po_logopedii.docx49 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед АОУ детского сада № 4 «Рябинка»

Матвеева Татьяна Сергеевна

Игры для развития речи 

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка — это не дар, она приобретается благодаря усилиям.

В настоящее время, к сожалению, нечасто можно встретить ребенка с богатым словарным запасом и правильно построенной речью.

Родители зачастую не придают большого значения речевому развитию дошкольника, а он, в свою очередь, усваивает родной язык только благодаря телевизионным программам и разговорной речи окружающих.

Для того чтобы избавить ребенка от существующих проблем и подготовить его к поступлению в школу, необходимо проводить с ним различные упражнения, а также разнообразить его речевую практику.

Существует несколько наиболее распространенных приемов, о которых я расскажу ниже.

Артикуляционная гимнастика


Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика 

Тема "Овощи"

1. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью

Поочередно загибать пальцы.

Сколько грядок в огороде?

В огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры,

А на грядке у Филата

Много разного салата.

У бабушки Феклы

Четыре грядки свеклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две гряды картошки.

Рад, два, три, четыре, пять

Поможем урожай собрать.

***
Повторяй за мной зарядку.

В ней звук Т пришел на грядку.

Тыква - вот, а вот - томат.

Здесь - капуста, здесь - салат,

Тмин, картошка, артишок

И петрушки корешок.

Все, что вырастили мы,

Будем есть мы до весны.

(Е. Карельская)

2. Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием

Высматриваем огурцы. Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонить голову вперед вниз выдох носом). «Посмотрим, будет ли дождик». Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходную позицию (выдох носом).

Что мы видим слева, а что - справа? Посмотреть направо увидеть «арбуз», посмотреть налево - увидеть «дыню». Поворачивать голову в стороны: налево (вдох носом) - прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) - прямо (выдох носом).

3. Мимические упражнения

Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.
Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала.
Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.

4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):

а) без нажима языком на нижнюю челюсть;

б) с сильным нажимом - подталкиванием языком нижней челюсти вперед.

5. Упражнения для губ и щек

Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести» ).

Толстячки - худышки.
Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты - «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие - «худышки».

6. Упражнения для языка

Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, закрыть «широким». языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.

Игра «Я - не Я». Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку» и т. д. Дети отвечают: «И я, и яl» или «Не я, не яl».

7. Развитие физиологического дыхания

Игровое упражнение «Арбуз». Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот как арбуз (под счет до «трех»). Выдох живот втянуть (похож на ямочку).

8. Развитие речевого дыхания и голоса

Разговоры овощей. Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».
Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.

9. Речевая зарядка

«Ох! Ох! Ох!» - ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!» Огорченные овощи. Морковь: «ОЙ! ОЙ! ОЙ! Меня никто не выдергивает!» Картофель: «ОЙ! ОЙ! Ой! Меня никто не копает!»

Артикуляционная гимнастика

Тема "Фрукты"

1. Развитие мелкой моторики 

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод - полное лукошко

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять...

Снова буду собирать.

( И. Лопухина)

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик - самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.

Апельсин 
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежат,
Эта долька - для ужат,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда.
Разбегайтесь кто куда!

2. Мимические упражнения

Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.
Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.
Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко.
Яблоко свалилось нам на голову.

3. Упражнения для мышц шеи. Развитие дыхания

Вдох носом - повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука 0-0-0. Повернуть голову направо. Какая огромная груша Вдох носом, выдох ртом.

4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Игровое упражнение «Жуем твердую грушу».

5. Упражнения для губ и щек

Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно, то правую, то левую щеку.
Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

6. Упражнение для языка

Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.
Колья забора острые - вот такие. Показать «острый» язык.
По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

Язык "лопаткой" положи
И спокойно подержи.
Язык "колышком" потом
Потянем тонким острием.

Чашечка. Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину - яблочный, в Димину - сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»

7. Развитие речевого дыхания и голоса

Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы). Вдох через нос, выдох ртом.
Сбор урожая. Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция - стоять прямо. Поднять руки - вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох.
Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: "Фа-фо, фы-фу!"
Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о-о!" Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: "Ав-ав-ав-ав!" (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)
Разговоры фруктов. Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: "Фу-фа-фу!" Вишни просят Скворцов не клевать их: "Пта-пты-пто, пта-пту-пты".
Яблоки падают на траву: "Бам-бом-бум!"

Артикуляционная гимнастика

Тема "Одежда"

1. Развитие мелкой моторики

Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворений.

***
В понедельник я кроила,
А во вторник - платье шила.
В среду - фартук вышивала,
А в четверг - белье стирала:
Все свои платочки
И братишкины носочки.
А в пятницу, субботу
Отдыхала от работы.


ЛЯПЫ-ТЯПЫ
По дороге в Тяпы-Ляпы
Шли гуськом четыре шляпы.
Шляпу старую с пером
Звали дедушкой Петром.
Шляпу с кисточкою синей
Звали бабушкой Аксиньей.
Шляпу с красной ленточкой
Звали внучкой Леночкой.
Ну а шляпу с козырьком
Звали внуком Игорьком.
Тяпы-Ляпы — это дача.
Есть у шляп одна задача:
Дождик ночью прошумел,
В огороде уйма дел.
И спешат четыре шляпы
Лук полоть, картошку тяпать.
Вот пришли, передохнули,
Разом тяпками взмахнули.
Вскоре каждая из шляп
Стала тяпать:
Тяп-тяп-тяп!

(В. Кудрявцева)

2. Мимические упражнения 

Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.
Показать: вы радуетесь покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы; печалитесь, нечаянно порвав одежду.

3. Упражнения для мышц шеи

Испачкали платье и рассердили маму. Прижать ладони к ушам.
Наклонять голову из стороны в сторону с сопротивлением рук, произнося: «Ай-ай-ай-айl» Выразить смущение.

4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Стучит швейная машинка. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пыбы-пы-бы» .

5. Упражнения для губ

Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
Большие пуговицы и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).

6. Упражнения для языка

Иголочка. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести» ).
Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу «<круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык «воротничок с острыми краями».
Белье на ветру. Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести» ).
Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот.
Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
Строчка. Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.

7. Развитие дыхания и голоса.
Развитие переключаемости органов артикуляции

Шитье одежды. Шьем и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю».
Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».

8. Речевая зарядка.
Развитие интонационной выразительности речи

Где мой пальчик?
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла -
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь - и найдешь.
- Здравствуй, пальчик,
Как живешь?
(Н. Саконская)

Поговорки и скороговорки
Произнесение скороговорок и поговорок благотворно отражается на развитии речевого аппарата ребенка, следовательно, улучшает его дикцию, а заодно обогащает словарный запас.
Это упражнение будет наиболее полезно детям с определенными проблемами. Многие из них торопятся, "проглатывают" слоги и окончания, говорят невнятно. Другие, наоборот, говорят слишком медленно и "растягивают" слова.
Надо сказать, результаты проведенных наблюдений показали, что дети с хорошей дикцией лучше учатся в школе, быстрее формулируют мысли и не стесняются выполнять устные задания.

Интервью
Данное упражнение направлено на то, чтобы обучить ребенка давать четкие развернутые ответы и строить правильные диалоги. С помощью этого интересного для большинства детей занятия можно научить малыша формулировать вопросы, выражая в них главную мысль.
Проводить занятия подобного рода можно с ребенком в возрасте от 4 лет. Для этого
следует предложить ему сыграть в игру: взрослый должен быть известным человеком (врачом, писателем, музыкантом, актером), а ребенок - журналистом, который берет у него интервью. Перед началом игры следует вместе с малышом подготовить список вопросов. У ребенка следует спросить, что интересует именно его?
Во время упражнения развивается память, появляются социальные навыки, совершенствуется словарный запас и умение вести диалог. Ребенок должен научиться: задавать вопросы так, чтобы тот, у кого он берет интервью, давал ему развернутый полный ответ.
Также можно поменяться с ребенком ролями и взять интервью у него.

Чтение и пение колыбельных
Для того чтобы речевое развитие ребенка проходило правильно, необходимо читать ему вслух, например на ночь.
Читать надо четко, с хорошим произношением и эмоциональной окраской.
Чтение и пение колыбельных развивают память, обогащают словарный запас, развлекают и одновременно успокаивают ребенка.
Потешки и колыбельные песни обладают положительной эмоциональной окраской, поэтому так нравятся детям.

Беседа по картинке
Данное упражнение превосходно развивает связную контекстную речь и предназначено для детей в возрасте от 3 до 6 лет.
Основной проблемой детей дошкольного возраста является использование исключительно ситуативной речи, которая уместна только для детей до 3 лет. Начиная с этого возраста, ребенок должен стараться строить отвлеченную речь, которая не связана только с предметом или ситуацией, и знакомиться с основами грамматики.
Для выполнения упражнения необходима яркая сюжетная картинка. Проводить данное занятие желательно во время складывания мозаики или чтения книжки. Необходимо . заинтересовать ребенка и втянуть его в диалог, используя фразы типа "Как ты думаешь?", "А как бы ты поступил?" и т. д. Также следует использовать как можно больше вопросов ( "где?", "кто?", "зачем?", "откуда?", "почему?" и др.). В том случае, если ребенок не может или затрудняется построить ответ или отвечает односложными предложениями, следует показать ему, как можно ответить. При этом надо стараться делать это так, чтобы у малыша не возникало ощущения скучного занятия или урока. Не стоит забывать о поощрении ребенка, когда он самостоятельно строит сложные предложения.
Эта игра поможет малышу познакомиться, с основами грамматики. Частые занятия по этой схеме учат ребенка правильно и, сознательно строить предложения, используя при этом многочисленные наречия, сложные союзы и вопросительные слова.
Надо сказать, что ребенок может научиться правильной речи только в том случае, если будет осваивать новые речевые средства, которые поступают в основном из речи окружающих.

Загадки
Данное упражнение подходит для детей в возрасте от 3 до 7 лет и направлено на разностороннее развитие их устной речи и обогащение словарного запаса. Также игра формирует предметно-образное мышление, способность к обобщению и анализу, умение делать выводы и выделять основные признаки предметов. Зачастую в загадках присутствуют многозначные слова, с помощью которых ребенок познает переносные и вторичные значения некоторых знакомых слов.
Игра развивает у ребенка интерес к рассуждениям и доказательствам своей точки зрения. Для этого надо сказать ребенку, что без доказательства и рассуждений можно прийти к неправильным выводам.
Для того чтобы рассуждения ребенка были развернутыми и глубокими, следует обратить его внимание на указанные в загадке признаки. Например, загадка "Красная девица сидит в темнице, коса - на улице". Если ребенок не может догадаться, следует обратить его внимание на род (в этой загадке - женский, значит, отгадкой не может быть предмет мужского рода), а также на цвет, его оттенок и т. д.. В зависимости от загадки.

"Что бы это значило?"
Данное занятие подходит для детей от 5 до 7 лет и направлено на совершенствование и развитие фантазии, логического мышления и навыков устной речи.
Taкжe игра показывает, насколько в устной речи важны эмоциональная окраска и интонации, с помощью которых можно ее выразить. Надо объяснить малышу, что зачастую смысл фразы можно понять только по тону и настроению говорящего.
Суть упражнения заключается в том, чтобы ребенок объяснил, что может значить то или иное выражение. Для этого подходят разнообразные фразеологизмы, а также пословицы и поговорки, так как они содержат в себе, помимо основной идеи, яркую эмоциональную окраску (грусть, осуждение, поощрение, злость и т. д.). Следует попробовать вместе с ребенком понять, что могут значить такие выражения, как "повесить нос", "проще пареной репы", "бить баклуши" и пр.

"Большой - маленький"
Задание подходит для детей в возрасте от 2,5 до 5 лет. Оно направлено в основном на увеличение словарного запаса ребенка, знакомство с синонимами (прилагательными, глаголами, наречиями, причастиями, союзами и т. д.).
Для занятия необходима книжка с картинками. В продажё имеются специальные книги с текстами и заданиями, которые помогают ребенку лучше разобраться в новых определениях слов.
В процессе игры следует рассматривать картинки и задавать ребенку вопросы.

Игры для подготовки к чтению

"Предлоги"
Перед тем, как приступить к игре, необходимо подготовить инвентарь: расчертить картонную одноразовую тарелку на несколько секторов и в каждом из них написать предлоги (на, под, в, из, с, над и т.д.).

После этого на тарелку следует бросать шарик (как при игре в рулетку) и составлять вместе с ребенком предложения с выпавшими предлогами.

"Игра с картинками"

Данное упражнение прекрасно развивает внимание. Также при регулярных занятиях ребенок постепенно разучивает буквы.

Для выполнения нужно взять старые журналы или книги, выделить какую-нибудь букву и попросить малыша подчеркнуть ее во всем тексте. После того как ребенок выполнит задание, надо проверить его ошибки и поставить ему оценку. Для достижения наилучшего результата желательно проводить занятия ежедневно.
Рекомендуется постепенно усложнять задания, например одну букву обвести, а друryю подчеркнуть. Со временем ребенок должен находить сочетания букв и слоги, а после этого слова, начиная с простых (он, дом и т. д.).

"Бросаемся слогами"

В данной игре могут принимать участие 2 или несколько человек.
В процессе игры взрослый должен называть слог, а ребенок (или дети) - добавлять к нему еще один, чтобы получилось слово. При этом надо следить за соблюдением правил орфографии и обращать внимание ребенка на совершаемые ошибки. Например:

-До!
- ска! (-рога; -ма)

-Ко!
- за! (-шка, -cа, -мар)

-Ла!
-па! (-вка, -мпа)

"Добавь букву"
В начале игры один участник должен назвать любую букву, а другой - присоединить к ней спереди или сзади еще одну, составляя, таким образом, буквосочетание и загадывая слово, где таковое имеется. Буквосочетание надо удлинять путем присоединения новых букв. Победителем считается тот, кто назовет целое слово.

"Запрещенная буква"

Игра предназначена для детей старше 5 лет.

В начале игры придумывают «запрещенную букву» и по считалке выбирают водящего, который должен задавать всем участникам простые вопросы (например, Сколько тебе лет?). Участники должны отвечать сразу же, не используя при этом «запрещенную букву». Ребенок, который ошибся или замешкался, меняется местами с водящим.

"Скрытая подсказка"

Перед началом игры среди участников выбирают водящего. Он должен выйти из комнаты на некоторое время, а участники в его отсутствие - загадать любое слово (существительное в единственном числе, состоящее из 4-5 букв).
Водящий, пользуясь подсказками игроков, должен отгадать слово. Подсказки не могут быть прямыми. В том случае, если водящий просит подсказать какую-нибудь букву, участники называют по очереди слова, в которых эта буква есть. Водящий, в свою очередь, должен догадаться, какая именно буква встречается в этих словах. Таким же образом отгадываются и другие буквы.
Если водящий отгадает слово, он имеет право назначить нового водящего. Если он был невнимателен и не отгадал слово, то он остается на своем месте в следующем туре.

"Кто с какими буквами дружит?"

В этой игре могут принимать участие дети от 5 лет. Она очень познавательна и направлена на развитие речи и запоминание букв. Перед началом игры необходимо подготовить инвентарь: карточки с изображением разных животных (по числу участников) и карточки с буквами.

Взрослый должен вытягивать карточку с буквой и объяснять связь между ней и карточкой с изображением животного. Например: "Моя собачка дружит с буквой Х, потому что у нее есть хвост" и т. д.

Победителем считается, тот участник, который сможет без запинок ответить, почему его животное дружит с той или иной буквой.

"Кто здесь живет?"
Для этой игры понадобятся картонный домик с окошками (можно сделать из коробки) и карточки с буквами.
В процессе игры следует вставлять в окошки карточки с буквами и спрашивать малыша, кто живет в домике. Он, в свою очередь, должен называть животных на выбранную букву.

"Подарки"
Суть игры заключается в постоянном диалоге, развивающем внимание.

В начале необходимо выбрать среди участников водящего. Игроки должны спросить у него, не собирается ли он в какие-нибудь города. Водящий отвечает, что собирается, и спрашивает, нет ли для него каких-нибудь поручений? Все участники дают ему то или иное поручение, например съездить в какой-либо город и, привезти посылку. Названия городов должны начинаться на разные буквы. После этого водящий выходит из комнаты и придумывает посылки, которые должны начинаться с той же буквы, с которой начинается названный город. Через некоторое время водящий возвращается в комнату и раздает подарки (например, из Москвы - мешок, из Орла- ошейник).
Чем смешнее будут подарки, тем лучше. Водящий не должен ошибаться во время передачи посылок. Если это произойдет, он должен будет снова выслушать поручения и отправиться "в путешествие".

"Летела корова"

В игре могут принимать участие не менее 3 человек. Игроки должны сесть в круг, развернуть левую руку ладонью вверх, правую - ладонью вниз и соединить их с руками соседей. Суть игры заключается в том, что участники хлопают правой рукой по ладони соседей и называют по одному слову из стихотворения:

Летела корова, сказала слово.

Какое слово сказала корова?

Один из участников называет любое слово, а его сосед - первую букву этого слова (вместе с хлопком). По очереди остальные участники называют по одной букве, а последний игрок должен успеть выхватить свою руку перед хлопком. Если он не успеет этого сделать, то считается проигравшим.

"Слова"
У данной игры есть 3 варианта.

Вариант 1. Суть игры заключается в том, чтобы предложить ребенку найти в журнале с картинками те слова, в которых встречается загаданный звук.

Вариант 2. Следует загадать букву и предложить ребенку найти как можно больше предметов, которые начинались бы с нее.

Вариант 3. Нужно открыть журнал на определенной картинке и давать ребенку подсказки, относящиеся к тому или иному предмету (например, «В этом слове только один слог», «В слове две буквы А»).

"Цепочка"
На листе бумаги необходимо написать несколько согласных букв и предложить участникам игры вспомнить слова, в которых бы присутствовали все эти буквы. В процессе игры можно добавлять другие согласные. Победителем считается тот, кто придумает или вспомнит больше слов.

"Путешествие"
Существует 2 варианта этой игры.

Вариант 1. Суть игры заключается в том, что участники собираются в путешествие и берут с собой предметы, названия которых начинаются на загаданную букву. В процессе игры можно занимать предметами на разные буквы несколько палуб корабля.

Вариант 2. Для игры потребуется инвентарь - несколько комплектов карточек с буквами (по количеству участников) и нарисованный паровоз (или другой вид транспорта).
Каждый участник должен заполнить свои места в вагоне необходимыми вещами. Для этого он называет предметы, названия которых начинаются на определенную букву, и кладет в вагон поезда карточку с этой буквой.

"Магазин"
Для игры потребуется инвентарь - настольное лото с картинками и карточки со слогами или буквами. Также можно вырезать интересные картинки из журналов.

Карточки с буквами следует поместить в сумку или мешочек.
Количество участников не ограничено. Все игроки садятся за стол, кладут перед собой картинки и по очереди достают из сумки или мешочка карточки. После этого каждый участник должен найти на столе подходящую картинку с предметом, название которого начинается с буквы или слога, изображенных на карточке.
Победителем считается участник, который соберет наибольшее количество "покупок"- карточек с рисунками.

"Самодельная азбука"

С помощью этого интересного занятия можно обучить ребенка буквам.
Для игры потребуется инвентарь - папка, альбом или толстая тетрадь с плотными листами и разнообразные журналы. На каждом листе следует нарисовать буквы в алфавитном порядке. Из журналов надо вырезать интересные картинки с изображениями животных, растений, машин, домов и разнообразных знакомых малышу предметов. Вместе с ребенком следует наклеивать на листы с буквами картинки с изображением предмета, название которого начинается на данную букву. Под картинками следует делать надписи. Через некоторое время, когда ребенок познакомится со всеми буквами, можно усложнить задачу и предложить ему вырезать картинки с определенными слогами.

"Я был в цирке"

Перед началом игры следует подготовить необходимый инвентарь - фишки и карточки со слогами или буквами. Количество игроков не ограничено. Карточки следует сложить стопкой на столе. В процессе игры игроки по очереди берут карточки с буквами или слогами и произносят: "я был в цирке и видел...". Затем игрок должен назвать слова, начинающиеся с буквы на карточке. Он может называть не только существительные, но и прилагательные и причастия вместе с существительными.

Если для игры используются карточки со слогами, то игроки могут называть слова, не только начинающиеся с этого слога, но и содержащие его.
Можно предложить игрокам другую тему, например "Я был в лесу", "Я был в магазине" и т. д.

Игры на развитие воображения 

Воображение играет большую роль в формировании личности ребенка. Для его развития существуют специальные игры, которые помогают постепенно усваивать принцип замещения одних предметов другими. Также занятия подобного рода способствуют формированию умения одушевлять предметы по принципу условности.

Оживление предметов. Тема "Одежда"

Представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.
Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

Имитация действий. Тема "Посуда"

Варим суп. Показать: вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете, суп ложкой, черпаете суп поварешкой.

Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.

Пластический этюд.

Слушать стихотворение и выполнять действия в соответствии с его содержанием.


Пельмени.
Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки,
Подолью воды немножко
Размешаю тесто ложкой,
Все с яйцом я перетру,
Тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки,
Делаю я колобочки.
Мясорубку покручу,
Фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку,
На кружок кладу я горку,
Я края соединяю,
Пальчиками их сжимаю,
Покажу свое уменье -
Вылеплю я сто пельменей!
(И. Лопухина)

Тема "Домашние птицы"

Представить себя заботливой хозяйкой. Показать: вы ухаживаете за птицами: сыплете им зерно, наливаете воду.

Выразить состояние хозяйки, у которой пропали гуси. Обыгрывание народной песенки "Жили у бабуси два веселых гуся".

Изобразить домашних птиц: заботливого петуха, который нашел зернышко и отдает его курочкам; гордого и смелого петуха, который охраняет свое семейство; сердитую гусыню, которая вытянула шею и грозно шипит, защищая своих гусят; индюка, распушившего хвост.

Тема "Домашние животные"

Изобразить ласковую кошечку, игривого жеребенка; довольную, полакомившуюся капустой козочку; бодливую корову, грозного быка; поросенка, валяющегося в грязи; верблюда, идущего по пустыне.

Обыгрывание ситуаций.

Кошка и мышка. Изобразить мышонка, попавшего в лапы кошки, и довольную кошку. Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.
Передать движением, мимикой или иным способом бычка и ежика (по содержанию стихотворения).

Ежик и бычок
Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
Но, лизнув его, бычок
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
"В рот не суй что попадется!"
(А. Воронько)

Тема "Дикие животные"

Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.

Обыгрывание ситуаций.

Медведь в берлоге. Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке.

Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.

Медвежата и пчелы. Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя.

Олени в тундре. Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец. Показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время.

Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей (зайца, медведя, лису и других) по содержанию стихотворений.

Шумный Ба-Бах
В очень громких сапогах
Ходит по лесу Ба-Бах!
И, заслышав этот звук,
В ветках спрятался Тук-тук,
На сосну вбежал Цок-Цок,
В чащу кинулся Прыг-скок;
Чик-чиришка в листьях - порх!
Шебуршонок в норку - шорх!
Тихо-тихо все сидят
И, хихикая, следят,
Как шумит в лесу Ба-Бах
В очень громких сапогах.
(Дж. Ривз)

Мишка
Бедный мишка заболел-
Мишка много меда ел.
Мишка плачет и кричит:
-У меня живот болит!
Мишка стонет,
Слезы льет-
У него болит живот.
Непослушный
Жадный мишка
Съел лесной малины
Лишка.
(Ф. Бобылев)

Игра "Найди зайчика"

Для данной игры понадобится чистый носовой платок. Следует взять его за 2 соседних конца, заглянуть за него с обеих сторон и спросить: "А где наш зайчик? Куда он убежал?". После этого надо завязать концы платка в узлы так, чтобы они стали похожи на заячьи уши, и сказать: "А вот и зайчик! А где же у него хвост?" На оставшемся конце платка надо завязать небольшой узелок-хвостик: "А вот и хвостик! Давай его погладим".

Пластические этюды. Тема "Птицы"

Изобразить журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек.
Этюд "Чайка защищает свое гнездо от песца".

"Совушка-сова"
Перед началом игры следует показать ребенку сову и рассказать ему о ней. После этого надо взять небольшой резиновый мячик, нарисовать на нем глаза и клюв совы и прочитать про нее стихотворение, показывая ребенку мячик:

Ах, ты, совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела,
Во траву свалилася,
В яму покатилася!

Игра "Солнечные зайчики"

Данное занятие подходит для солнечной погоды. Следует взять маленькое зеркало, пускать на стены и потолок солнечных зайчиков и вместе с малышом наблюдать за ними. В процессе игры можно прочитать ребенку стихотворение, например:

Скачут побегайчики -
Солнечные зайчики.
Мы зовем их - не идут.
Были тут - и нет их тут.
Прыг, прыг по углам.
Были там - и нет их там.
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не нашли?
(А. Бродский)

Игры на развитие понятий об окружающем мире, памяти

"Времена года"
Перед началом игры следует подготовить необходимый инвентарь. Для этого из журналов или книг следует вырезать картинки, изображающие разные времена года, и наклеить их на одну сторону картонной папки. С другой стороны на папку можно наклеить листы бархатной бумаги, чтобы картинки не скользили. Также следует вырезать небольшие картинки со снегом, дождем, грибами, солнцем, листьями, цветами, птенчиками в гнезде и т. д.

В начале игры можно класть подходящие маленькие картинки на большие, объясняя при этом ребенку, почему они будут лежать именно там. Со временем усложните задание положите несколько неподходящих картинок и предложите ребенку найти ошибки.

"Архитекторы и строители"

Для выполнения этого задания потребуется строительный конструктор.
Перед началом игры следует рассказать ребенку о строителях и архитекторах. Можно в процессе рассказа сделать вместе с малышом несколько чертежей построек. После этого предложите ребенку сделать постройку по чертежу.
Также можно для игры использовать один из нескольких вариантов:
* Взрослый строит дом, а ребенок после этого делает его чертеж.
* Сначала ребенок делает чертеж дома, а после этого взрослый его строит.
* Можно сделать, несколько построек и чертеж к одной из них и предложить ребенку найти постройку по чертежу.

"Ярмарка"
Эта игра развивает воображение, мышление, память, быстроту реакции и подходит для детей в возрасте от 3 до 6 лет.

В качестве инвентаря можно использовать любые предметы разных цветов.
Перед началом игры дети должны встать в круг. Они будут продавцами. При этом малыши должны держать за спиной в руках разнообразные предметы.
В центр круга заходит покупатель. Он кружится, вытянув вперед руку, как стрелку, а остальные дети поют:

Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой товар милей,
Укажи нам поскорей!
С топ!

После этого покупатель останавливается и начинает разговор с продавцом, на которого указала его рука. Например, покупатель говорит, что хочет фрукт. Продавец должен предложить ему фрукт, схожий по цвету с игрушкой за его спиной. Например, предлагает клубнику, если у него за спиной красная игрушка.
В следующем туре покупателем становится продавец.

"Светофор"

В качестве инвентаря для игры понадобятся красные и зеленые кружки бумаги (по количеству участников).

В процессе занятия взрослый должен произносить утверждения, а игроки - думать, верные они или нет. Если понятие правильное (например, зимой идет снег), то ребенок поднимает зеленую карточку, а если неправильное, то красную.
Сложность понятий должна зависеть от возраста и знаний детей.

"Радуга"
В этой игре могут принимать участие не менее 7 человек. Она развивает внимательность, память, быстроту реакции и сообразительность.
В начале игры среди участников должен быть выбран ведущий. Игроки садятся в круг и складывают перед собой руки лодочкой. Ведущий заходит в круг и кладет в ладони некоторых детей шарики разных цветов. После этого он произносит: Радуга, появись! Радуга, покажись! Задачей участников является встать по порядку.

После этого первый в ряду показывает свой шарик (красный) и спрашивает, есть ли у кого-нибудь еще такой же цвет. Остальные называют различные предметы этого цвета (например, названия цветов и т. д.). Если кто-то в течение нескольких секунд не сможет назвать предмет нужного цвета, он считается проигравшим и выбывает из игры.

Детям, которые умеют считать, можно перед началом игры предложить посчитать количество тех или иных названных предметов.
После игры можно обсудить с ребенком, почему предметов одного цвета встречается много, а другого - мало.

Так же в качестве продолжения игры можно предложить детям нарисовать радугу.

"Топ - хлоп"

Данная игра хорошо развивает память и внимание. В процессе ведущий (взрослый) должен называть те или иные понятия и предложения (например, "Ворона - это перелетная птица!"), а дети - определять, правильные они или нет. В случае неправильного понятия дети должны топать. Если ведущий произнес правильное предложение - хлопать.

"Найди цвет"

Дети встают в круг и по команде ведущего ищут предметы названного цвета для того, чтобы до них дотронуться. Проигравшим считается тот, кто дотронется до нужной вещи последним. Он выбывает из игры.

"Сложи картинку"

Перед началом игры необходимо подготовить инвентарь: картинки со схематическими изображениями различных знакомых малышам предметов (корабля, дома, животных, снеговика и т. Д,). Также следует вырезать из плотной цветной бумаги или картона геометрические фигуры (квадраты, трапеции, круги, прямоугольники и др.).

В процессе занятия следует показывать ребенку схематические картинки и спрашивать его, из каких частей состоят те или иные предметы. Также можно предложить малышу посчитать количество частей и определить, какой они формы. Далее ребенок может найти похожие геометрические формы и составить из них похожие фигуры.

"Найди домик"

Игра хорошо влияет на развитие внимания. Для занятия понадобится рисунок с животными или птицами и с таким же количеством домиков. В процессе игры следует соединить волнистыми перекрещивающимися линиями животных и домики и предложить ребенку найти дорогу к каждому домику. Можно дать малышу карандаш.

«Ищем клад»

Игра обучает ребенка ориентированию в пространстве и на местности с помощью плана.

В начале игры вместе с малышом следует нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т. Д. При этом следует объяснить ребенку, что план - это вид сверху.

После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения "клада" следует отметить ярким крестиком. Со временем можно усложнить задачу ребенка, нарисовав план квартиры или дачного участка.

"Давай придумывать"

Данная игра развивает речь и абстрактное, мышление и предназначена для детей от З лет.

Перед началом занятия следует подготовить необходимый инвентарь: карточки с изображением различных предметов определенной формы (например, яйца или яблока), а также набор разнообразных предметов (коробочки, кольца, цилиндры и т. д.). Следует подбирать инвентарь так, чтобы предметы совпадали по форме с нарисованными на карточках объектами.
Ребенок должен сесть за стол, на котором лежит набор предметов. Взрослый садится напротив, и показывает ему по очереди карточки, а после этого спрашивает, какой предмет на карточке похож на тот или иной предмет, лежащий перед ним.

Дети от 5 лет могут играть самостоятельно.

"Чем пахнет?"

Перед началом игры следует подготовить и рассмотреть вместе с ребенком различные предметы, например лимон, обувной крем, чеснок, духи, мыло и т. д. Затем нужно дать ребенку понюхать каждый предмет и спросить, какие у них запахи (кислый или сладкий, приятный или нет, съедобный или несъедобный). После того можно завязать ребенку глаза и предложить ему определить предметы по запаху.

"Я знаю 10 названий"

Количество участников игры не ограничено. В качестве инвентаря можно использовать мяч.

Дети должны сесть в круг и перекидывать друг другу мяч, произнося следующие слова:

-Я...
- Знаю...
- Десять...
- Названий...
- Цветов (деревьев, животных, птиц, рыб, фруктов и т. д.).
После этого игроки по очереди должны назвать 10 предметов на заданную тему.
- Роза - раз!
- Пион - два!
- Мак - три!
- Ромашка - четыре!
и т. д.

Тот участник, который не смог ответить на вопрос, отдает фант, а затем выкупает его (поет песни, танцует, читает стихотворение и др.).

"Ты луна, а я звезда"

Игра развивает быстроту реакции и логическое мышление. Желательно играть в нее вдвоем с ребенком. Суть игры заключается в том, что взрослый называет какое-то понятие, а ребенок отвечает ему, например:

- Я гроза!
- А я туча!

Если в игре принимают участие не меньше б человек, следует поставить в круг 5 стульев и начать игру по-другому. Например, 1 ребенок садится на стул и говорит: Я - пожарная команда!". Другие дети могут сесть на стул рядом с ним только после того, как назовут подходящее по смыслу слово, например "шланг", или "пожарная машина". Проигравшим считается тот участник, который останется без стула.

Игры на развитие внимания

"Где что?"

Игра эффективно развивает внимание, а также расширяет познавательную активность и кругозор.

Следует договориться с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например животные. После этого взрослый должен произнести ряд разных слов. Если ребенок ошибся, игра начинается сначала.
Со временем можно усложнить задание, предложив ребенку вставать в том случае, если он услышит название растения, и одновременно с этим хлопать, когда услышит название животного.

Желательно проводить занятия с группой детей.

"Что изменилось"

У данной игры существует З варианта.

Вариант 1. Перед началом игры следует подготовить инвентарь (разнообразные мелкие предметы, например спички, ластики и т. д.), разложить его на столе и накрыть газетой.

Ребенок должен в течение З0 секунд запомнить расположение предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и рассказать, как изменилось их расположение.

За каждый угаданный предмет ребенку можно начислить 1 очко, за каждую ошибку - вычесть 1 очко.

Если в игре принимали участие несколько человек, победителем считается тот, кто наберет наибольшее количество очков.

Вариант 2. В этой игре должны принимать участие несколько игроков.
Участники должны встать в шеренгу, а ведущий - выбрать одного участника. Выбранный игрок запоминает внешний вид каждого участника.
После этого он уходит или отворачивается, а затем пытается назвать произошедшие изменения (расстегнутые пуговицы, развязанные шнурки и т. д.).
Вариант 3. Данное занятие можно проводить с одним ребенком. Для этого следует дать ему для сравнения две картинки с одинаковыми на первый взгляд изображениями.
Пусть малыш постарается найти различия.

Также для развития внимания применяется следующее упражнение: надо дать ребенку картинку с изображенным на ней наполовину раскрашенным предметом, например бабочкой или цветком, и предложить малышу раскрасить ее до конца.

"Все помню"

В данной игре принимают участие несколько человек. Перед ее началом следует выбрать из числа взрослых судью, который на протяжении всей игры будет записывать названные слова.

Участники должны сесть в круг и выбрать тему, например города. После этого они по очереди называют названия городов. При этом каждый игрок должен повторять слова, названные предыдущим участником, и добавлять свое название. Судья в это время записывает все названия.
Игрок, допустивший ошибку при повторении городов, выбывает из игры.

"Спрятанное слово"

Игра поможет ребенку развить находчивость, внимание и сосредоточенность. В начале игры следует выбрать водящего, которому придется искать спрятанные слова. Он должен выйти из комнаты на некоторое время, за которое участники задумают известную фразу.

После этого водящий возвращается в комнату и пытается угадать фразу путем наводящих вопросов. Например, если была загадана фраза "Язык до Киева доведет", следует разбить ее на несколько слов (язык, Киев и доведет)и использовать их в ответах на вопросы водящего.

"Цифровая таблица"

Игра подходит для ребенка, который знает достаточно большое количество цифр. Перед началом занятия следует подготовить необходимый, инвентарь - таблицу с расположенными в произвольном порядке цифрами от 1 до 25.
Таблицу следует показать ребенку и предложить ему как можно быстрее показать и назвать все цифры.

Более сложный вариант - в таблицу с 25 клетками вписать цифры от 1 до 35, пропустив 10 из них. Ребенок должен показать все цифры, назвать их и заметить ошибки. При этом можно засечь время. В том случае, если ребенок не справляется с заданием, можно сделать для него таблицу из 9 клеток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....