Цветы - рекомендации для родителей
консультация (старшая, подготовительная группа)

Шубина Александра Ивановна

лексико - грамматические игры и упражнения по теме "Цветы" для детей старшей и подготовительной к школе групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvety.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Цветы

словарь

Существительные: фиалка, колокольчик, мак, ромашка, лютик, кашка, клевер, одуванчик, мать – и – мачеха, незабудка, василёк, ландыш, , астра, одуванчик, колокольчик, ромашка, подснежник, пион, гвоздика, нарцисс, тюльпан, ирис, гладиолус, первоцветы, природа, охрана, луг, поле, поляна, опушка, аромат, корень, стебель, цветок,  лист, лепесток, бутон, венок, букет.

Глаголы: рвать, срезать, собирать, нюхать, плести, уничтожать, ухаживать, оберегать, охранять, рисовать, фотографировать, опылять, поливать, удобрять, рыхлить.

Прилагательные: ароматный, красивый, нежный, душистый, свежий, алый, лиловый, белоснежный, голубой, розовый, редкий, хрупкий, полевые, садовые.

Название игры, упражнения

Цели, примеры.

Игра «Наоборот»:

Цель: Уточнять словарь. 

Закончи предложение.

Эта трава полезная, а эта …

Этот стебель высокий, а этот …

Эта роза цветёт, а эта уже …

Этот цветок скромный, полевой, а этот …

Цветы сажают, а сорняки …

Игра «Скажи со словом «цветочный»:

Цель: Упражнять в умении согласовывать существительные с прилагательными.

Скажи со словом «цветочный»:

Аромат – цветочный аромат,        клумба - цветочная  клумба

 Магазин -                ларёк -           семена -                лепестки -      

Рынок -                     сад -               поле -                    выставка -  

Витрина -                  луг -              венок -                   горшок -          

Улица -                      мёд -                            

Игра «Цветочная полянка»:

Цель: развивать грамматический  строй речи, образование относительных прилагательных.

Ход игры. Взрослый предлагает детям представить, что они очутились на цветочной полянке.

Например:

Полянка, на которой растут ромашки ( какая?)- …ромашковая.

Полянка, на которой растут васильки ( какая?)-…

Полянка, на которой растут колокольчики ( какая?)-…

Полянка, на которой растут одуванчики ( какая?)-…

Игра «Назови ласково»

Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Стебель — стебелек.                       Василек — ...

Подснежник — ..                               Гвоздика — ...

Корень — ...                                       Лепесток — ...

Лист — ...                                            Тюльпан — ...

Цветок — ...                                        Ромашка — ...

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»

Цель: Уточнять, обогащать глагольный словарь ребенка.

Закончи предложения словами-действиями.

На клумбах цветы (что делают?) — растут, цветут, вянут ...

Из садовой лейки цветы (что делают?) — ...

Удобрениями садовые цветы (что делают?) — ...

Выращенные цветы ножом (что делают?) — ...

В букеты цветы (что делают?) — ...

Цветами люди (что делают?) — ...

Слова для справки: рвать, срезать, собирать, нюхать, плести, уничтожать, расти, цвести, ухаживать, оберегать, охранять, рисовать, фотографировать, опылять, вянут, поливают.

Д/и. «Подбери признак»

Цель: согласование прилагательных с существительными: 

одуванчик (какой?) - ... , мать-и-мачеха (какая?) - ... , незабудки (какие?) - ....

Игра «Одуванчик»

Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.
Ход игры: Игру проводят на воздухе - на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.
- Подуй на одуванчики! Дуй один раз, но сильно - чтобы все пушинки слетели. Смотри, летят пушинки, как маленькие парашютики.
Можно устроить соревнование: каждый участник  дует на свой одуванчик один раз. Побеждает тот, у кого на головке цветка не останется ни одной пушинки.

Игра "Дед или баба?":

Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц. Предложить дуть на свои одуванчики только один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок - это лысая голова. Значит, получился дед. Если пушинки остались - это волосы на голове - то получилась баба. Выигрывает тот, у кого получился дед!

Д.и. «Четвертый лишний».

Развивать слуховое внимание. Объяснить свой выбор.

одуванчик, незабудка, ромашка, стебель. 

Лютик, кашка, тюльпан, мать – и  – мачеха.

«Один – не один. Чего нет?»

Совершенствовать умение образовывать существительные   множественного  числа  именительного  и родительного . падежей: 

Одуванчик  – одуванчики – нет одуванчиков,  ромашка  – ромашки, нет ромашек. Незабудка – незабудки, нет незабудок;

Стебель – стебли – нет стеблей, бутон – бутоны – нет бутонов; корень - …… и т. д.

Выучите с ребёнком потешку

«Мышиный горошек»

 Цель: Знакомство ребенка с полевым растением, работа над выразительностью речи, познакомить ребенка с тем, что интонация может быть шутливой. Развитие памяти.

В траве у дорожки мышиный горошек.

Мышиный горошек такой нехороший!

Опутал лягушке и лапки, и брюшко.

Сидит и задумчиво смотрит лягушка.

Д. и. «Веселый счет»

Согласование числительного с сущест-вительными и с прилагательными .

 Один желтый одуванчик, два…, три…, четыре…., пять… Одна оранжевая купавка , две …, три…, четыре…, пять…

Д. и. «Исправь ошибки.»

Развивать слуховое внимание, логическое мышление.

Цветок сорвал Машу.

Мама высаживала клумбу на цветы.

Дети сплели одуванчики из веночков.

Стол стоит на вазе с цветами.

Игра «Догадайся по описанию.»

Развивать умение составлять небольшие рассказы – описания.

Белые лепестки с желтым глазком  (ромашка)

Круглый, пушистый, дунешь, и нет его. (одуванчик)

Придумай сам (сама) загадку о каком - либо цветке.

Литература: Агранович З. Е.  «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям»

Крупенчук  О.И. «Научите меня говорить правильно!»  СПб, : Издательский Дом «Литера», 2001.

Лозбякова М.И. Учимся правильно и четко говорить. Издательский центр «Вентана Граф», 2003

 Теремкова Н. Э.  «Логопедические домашние задания» для детей 5 – 7 лет с ОНР альбом 3  Издательство «ГНОМ»

                                                   Составитель: учитель – логопед Шубина А.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей: "Как можно помочь ребенку в развитии восприятия цвета и формы".

Рекомендации родителям по развитию восприятия цвета и формы в повседневной жизни,а также через элементарные игры, в которые  могут поиграть родители со своим ребенком....

Рекомендации для родителей «Учить цвета легко и весело»

Рекомендации для родителей                            «Учить цвет...

Рекомендация для родителей: "Учим и различаем цвета"

Исследуя окружающий мир, малыш знакомится со свойствами предметов: формой, размером и, конечно, цветом. Нужно ли специально учить кроху различать цвета или это умение придет само, по мере накопления з...

Рекомендации для родителей и педагогов «Как выучить цвета с ребенком».

Важно помнить, каждому родителю, что начинать учить цвета целесообразно с основных цветов спектра. Желтый, красный, синий и зеленый, и только когда ребенок научится соотносить эти цвета вводить по одн...

Рекомендации для родителей и педагогов «Как выучить цвета с ребенком».

Предлагаю вашему вниманию рекомендации по формированию сенсорного эталона «цвет». Данный материал может пригодиться родителям, воспитателям, работающим на группах раннего возраста, в своей работе и пр...

Знакомство ребенка с цветом. Рекомендации для родителей

Формирование сенсорного восприятия ребенка - один из первоначальных этапов на пути его психического развития. Умение сравнивать цвета, соотносить их, сортировать  и классифицировать их - всему эт...

Рекомендации для родителей во 2 младшей группе на тему: "Цветы весной", "Комнатные цветы"

Рекомендации для родителей во 2 младшей группе на тему: "Цветы весной", "Комнатные цветы"...