Леворукий ребенок в праворуком мире
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Леворукий ребенок в праворуком мире
До сегодняшнего дня не существует четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости, и чем отличаются психологические характеристики леворуких и праворуких детей. Ясно одно: леворукий ребенок отличается от большинства праворуких сверстников, и педагогам и родителям надо сделать все, чтобы помочь раскрыться его неповторимой индивидуальности.
Основной вопрос, на который пытаются ответить современные психологи, невропатологи, педиатры звучит так: нужно ли и можно ли переучивать леворукого ребенка и заставлять его писать правой рукой? На сегодняшний день существует уже немало свидетельств того, что насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах детей, чьи родители не смогли помочь им отстоять свое право на леворукость.
Главным препятствием на пути к спокойному принятию педагогами и родителями леворукости малыша является высокий количественный перевес окружающих людей в пользу правшей: родители из самых лучших побуждений стремятся подготовить своего "необычного" ребенка к жизни в праворуком мире.
Знания о том, что каждая половина мозга управляет противоположной половиной тела, восходят еще к началу нашей эры. Из этого следует, что количество левшей и правшей во все времена и у всех народов должно было быть примерно одинаковым. Одним из косвенных свидетельств этому является фольклор разных народов.
Интересно, что у тех народов, в религиозном символизме которых правое и левое находятся в гармоничном единстве противоположных начал, нет четкого противопоставления леворуких и праворуких людей. Правда, китайцы, наделяя левую руку высоким достоинством, не любят, чтобы дети ели ею. В Японии, при необходимости выбирать, предпочтение отдается левому.
Западная культура отводит правому большую символическую роль, чем левому. Английское слово sinister (дурной, зловещий, несчастный) совпадает с латинским словом, обозначающим левую руку и несчастье. В христианской символической системе значительное предпочтение отдается правой руке.
С естественно-научной точки зрения, эволюционный прогресс осуществляется за счет выделения левого (речевого, аналитического) полушария и правой руки как ведущей. Правое ("немое") полушарие, в связи с этим, играет подчиненную роль.
Исходя из вышесказанного, и верующий христианин, и ученый-эволюционист, в качестве предпочтительной выберут правую руку. Следовательно, нужно искать не причину леворукости, а объяснения того, почему большинство людей в западном мире - праворукие. Как бы то ни было, леворукому ребенку надо в этом мире жить, учиться, дружить и надеяться на великодушие "аборигенов".
По данным нейрофизиолога В.А. Арапетьянц (1987), среди 7 - 9-летних москвичей отмечалось 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек, а к 14-15 годам леворуких мальчиков было только 4,4%, а девочек - 4,1%. Так какой же ценой оплачивает леворукий ребенок свое право жить в праворуком мире?
Известно, что у 95% правшей центры речи располагаются в левом полушарии. Что же касается левшей, то в левом полушарии речевые центры располагаются у 70% леворуких детей, в правом - у 15%, в обоих - у оставшихся 15%. О чем говорят эти цифры?
Левши, которые в детстве спокойно переучились на правую руку, скорее всего, относятся к тем 70%, у которых речевые центры располагаются в левом полушарии. Видимо, этим и объясняется феномен правши, который не знает, что от рождения он - левша, но с возрастом чувствует "зов левой руки".
Последствия насильственного переучивания на правую руку тех 15% левшей, у которых речевые центры располагаются в правом полушарии, могут быть самыми плачевными и для психики, и для интеллектуального развития ребенка.
Активное переучивание тех 15% левшей, у которых речевые центры располагаются в обоих полушариях, скорее всего, приведет к серьезным сбоям в формировании познавательных способностей, связанных с функциональной специализацией правого и левого полушарий мозга. Ответственность за выполнение зрительно-пространственных функций у левшей так же, как и у правшей, несет правое полушарие мозга, а соответствующие задания лучше выполняются левой рукой. Переучивание леворукого ребенка часто сказывается не только на речевых, но и на зрительно-пространственных способностях, так как угнетаются функции правого полушария мозга. При этом страдают зрительно-двигательные координации, умение анализировать пространственные соотношения, ослабляется внимание, резко замедляется темп интеллектуальной деятельности.
Необходимо также отметить, что отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе, так как леворукого ребенка в школе учат так же, как и праворукого, не опираясь на специальные методики обучения для левшей.
Особые трудности у леворуких детей вызывает обучение письму. Основная трудность, характерная для леворуких детей при обучении письму, связана с тем, что русское письмо основано на звуко-буквенном анализе, тогда как большинство левшей более склонно к формированию целостных образов слов и с трудом проводят послоговой и побуквенный анализ слова.
Как же помочь леворукому ребенку овладеть такой сложной наукой, как побуквенное, слева направо, письмо? Прежде всего не стоит требовать от ребенка, пишущего левой рукой, безотрывного письма. Кроме того, ни правонаклонное, ни левонаклонное письмо практически невозможно для левши, так как ребенок загораживает себе рабочей рукой линию письма. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку и соблюдая правильную посадку, причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое. Тетрадь или лист бумаги нужно повернуть так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.
Зеркальное письмо, часто встречающееся и у праворуких, и у непереученных леворуких детей, обычно исчезает к 8-10 годам, когда окончательно формируются стабильные связи между полушариями. До этого возраста одним из факторов, провоцирующих зеркальное письмо, является неустойчивое доминирование одного из полушарий, и попытки правого полушария взять контроль над пишущей рукой. Однако, если леворукого ребенка насильно переучивали, то процесс отзеркаливания букв при письме, а также зеркальное рисование может продолжаться дольше, так как "новая ведущая", но более слабая, рука начинает отзеркаливать движения руки, от природы более сильной. Причем, зеркально написанный текст без особого труда читается ребенком. Многие переученные левши на всю жизнь сохраняют способность писать зеркальные тексты.
Однако с какими бы трудностями ни столкнулся леворукий малыш и в детском саду, и в школе, он с успехом преодолеет любые невзгоды, если будет постоянно ощущать родительскую поддержку, понимание и любовь, а также не будет чувствовать негативного отношения к леворукости у людей, чье мнение ему дорого.
Дорогие мамы и папы! Эта статья - очень неполная попытка осветить проблемы леворуких детей, главная ее цель - привлечь внимание родителей, педагогов к особенностям детей, чьи необычные, с праворукой точки зрения, способности все еще ждут своего раскрытия, а не активного подавления. Как часто мамы и папы расстраиваются, что их малыш не такой, как все, и не задумываются, что именно своей неповторимой индивидуальностью он обогащает окружающий нас мир.
Леворукий ребенок
Леворукому ребенку не так просто в праворуком мире. «Возьми ложку в правую руку», «Почему опять держишь карандаш в левой руке?» - с раннего детства слышит ребенок. А правой почему-то не очень удобно, несмотря на то, что взрослые требуют, несмотря на то, что у других детей все наоборот, - им неудобно работать левой.
Даже зубы чистить правой рукой трудно: щетка все время крутится в другую сторону. И все же основные трудности у леворукого ребенка начинаются, как правило, в школе. Еще не так давно в нашей педагогической литературе вопрос о выборе руки при письме не возникал, а решался удивительно просто: всем писать только правой рукой, а значит, леворуких детей просто переучивать. Переучивали, используя самые жесткие меры, не считаясь с маленьким человеком, его особенностями, возможностями и даже здоровьем. «Да что тут рассуждать, - рассказывает опытная учительница начальных классов, - я этим левшам с первого дня варежку на левую руку надевала да завязывала туго - вот и писал правой. Конечно, не у всех хорошо получалось, но уж никаких там выборов: правая - и все». Эта учительница свято верила, что делает благое дело, приспосабливая ребенка к праворукому обществу, не думая о самом ребенке. Чаще всего такое «приспособление» приводило к неврозу, а об успешности формирования навыка и говорить не приходилось.
К счастью, все реже в педагогической практике встречаются учителя, переучивающие леворуких детей, все большее число родителей убеждаются в нецелесообразности и вредности подобного переучивания. Возникала новая проблема - леворукий ребенок в классе: это и проблема методики обучения письму, и посадки ребенка, и положения тетради. Эта работа ребенка в школьных мастерских и на уроках труда (инструмент для леворуких). К сожалению, а нашей стране пока никак не учитываются эти особенности, нет еще научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет методики работы их на уроках труда (даже ножницы леворукому ребенку нужны другие).
Есть ряд требований, которые должны соблюдаться при работе с леворуким ребенком в школе и дома. Самое главное - освещение. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. Хорошо бы посадить леворукого ребенка у окна, слева. Там лучше освещенность, а кроме того, он не будет мешать соседу, работающему правой рукой. Следует обратить внимание на посадку леворукого ребенка, положение рук, туловища, головы при правонаклонном положении тетради и на положение книги при списывании и чтении. Продумайте расположение школьных принадлежностей.
И главное, не пугайтесь «необычности» ребенка, а просто помогите ему адаптироваться и приспособиться к праворукому миру.
Леворукие дети выделяются как особая группа, у которых наблюдаются трудности обучения, особенно в тех случаях, когда ребенка до школы переучивают, заставляя работать правой рукой. Именно переучивание приводит к возникновению у этих детей невротических расстройств. В этих случаях трудности в обучении могут быть связаны не с леворукостью, а с переучиванием и нарушением психического здоровья ребенка в связи с переучиванием.
Леворукие дети - это не однородная группа. Выделяются три основных вида леворукости: генетически закрепленная (наследственная), компенсаторная (патологическая), вынужденная (социальная). У леворуких детей с генетически закрепленной леворукостью (семейным левшеством) может не быть никаких особых проблем, выходящих за рамки индивидуальных особенностей, характерных как для праворуких, так и для леворуких детей. У леворуких детей с компенсаторной (патологической) леворукостью, возникающей чаще всего при дисфункции левого полушария, может отмечаться комплекс специфических трудностей. Напомним: левое полушарие мозга регулирует движения правой руки, а правое - левой. Если у ребенка по какой-то причине, например, из-за родовой травмы нарушена деятельность левого полушария, то его функцию на раннем этапе развития может взять на себя неповрежденное правое полушарие, и тогда ведущей (наиболее активной), становится левая рука. У таких леворуких детей очень часто отмечаются и нарушения речевого развития и нарушения в организации деятельности. Это вполне объяснимо, т.к. основные речевые центры расположены в левом полушарии и дисфункция левого полушария у детей с компенсаторной леворукостью одновременно вызывает и нарушения речевого развития. У таких детей нередко страдают и зрительно-пространственное восприятие, и зрительно-моторные координации, что ведет в свою очередь к возникновению и развитию комплекса школьных трудностей.
Третья группа - так называемые вынужденные леворукие. Сломанная в раннем детстве и неудачно сросшаяся правая рука не такая уж редкость, и ребенок привыкает работать левой, тренирует ее. Сложнокоординированные движения у вынужденных леворуких затруднены, они, как правило, неловки, движения их неточны, медленны, двигательные навыки формируются длительно и с большим трудом.
Итак, леворукость как причина школьных трудностей вполне реальна, но для того, чтобы помощь ребенку была эффективной, необходимо разобраться в механизмах возникающих проблем.
Самым известным и компетентным отечественным специалистом, изучающим проблему леворукости, является московский психолог Марьяна Безруких.
В настоящее время родители начали внимательнее относиться к индивидуальным особенностям детей и пытаются отстоять право ребенка на СВОЙ темп и путь развития. Это важно.
Однако современное школьное обучение с большим трудом ориентируется на таких детей, и спасение утопающих...далее по пословице.:)
Поэтому, на мой взгляд, необходимо заблаговременно позаботиться о том, чтобы с самого раннего периода вхождения ребенка в социальную среду родители "обустроили" его с учетом этой особенности: поговорили с воспитателями (если малыш в сад ходит), с первой школьной учительницей или педагогом дополнительного образования.
Но самое большое внимание, по-моему, надо уделять психологической готовности ребенка к принятию СЕБЯ таким, какой он есть. Дети часто испытывают дискомфорт потому, что чувствуют себя "не такими, как все". Они иногда стыдятся (особенно если воспитатель или учитель раздражен их "нестандартностью"), боятся лишний раз проявить инициативу, стараются "не высовываться" и т.д.
На мой взгляд, малышу надо объяснить с детства, что все люди разные: у одних людей волосы темные, а у других - рыжие, одни люди высокого роста, а другие - нет; у одних голос громкий, а у других тихий.
Иными словами, на очень простых и доступных примерах надо приучать малыша к идее разнообразия мира и объяснить ему его миссию: она никак не зависит от пользования "другой" рукой.
Если ребенок будет уверен, что леворукость - это норма, что таких людей много, и они так же успешны и счастливы, как и все "остальные" - ему не придется испытывать дискомфорт по такому ничтожному поводу.
Кстати, обратите внимание на то, что разделяется Ведущая Рука и Ведущий Глаз, так что левша "в чистом" виде встречается не так уж часто.
Чем еще отличаются леворукие дети?
Многие левши более ранимы и чувствительны, ведь у них активно правое полушарие, а оно отвечает за восприятие звуков. Кроме того, эти люди ДОЛЬШЕ ПОМНЯТ увиденное и услышанное. Соответственно, обида может переживаться ребенком более длительно и глубоко. Вот почему с левшами очень существенен ТОН обращения - они "считывают" его лучше, чем правши. Так что следите за тоном более внимательно!
Я левша, но я всегда прав
Левшей всегда недолюбливали. Английское left-handed переводится не только как "леворукий", но и как "неуклюжий". А итальянский "mancino" не иначе как "дефектный". В Древней Руси ребенок, зачерпнувший щи из общей миски не правой, а левой рукой, тут же получал по лбу огромной отцовской ложкой. А тех, кто перекрестится левой рукой, и вовсе нарекали богохульцами. Пожалуй, единственным известным, к тому же положительным всенародным любимцем-левшой был герой рассказа Лескова, умудрившийся бросить вызов всем правшам, не сумевшим подковать блоху.
На сегодняшний день существует уже немало свидетельств того, что насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах детей, чьи родители не смогли помочь им отстоять свое право на леворукость.
Выбор главенствования правой или левой руки - не каприз человечества. Это связано с распределением ролей между полушариями головного мозга. Это заложено в человеке от рождения. Около 90% жителей планеты имеют ведущей правую руку, только 10% лучше владеют левой. Леворукий ребенок отличается от большинства праворуких сверстников, и педагогам и родителям надо сделать все, чтобы помочь раскрыться его неповторимой индивидуальности. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают большие музыкальные способности "левшей", для них не редок абсолютный слух. Но в это же время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков. Такой ребенок непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлении желаний.
Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас. Надо научить леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. При обучении письму использовать лучше специальные "Прописи для леворуких детей". Никогда не говорите малышу, что левая рука - плохая. Левша никогда не должен чувствовать ваше негативное отношение. Не сравнивайте вашего ребенка с другими (правшами и левшами), не ждите от него таких же успехов, как у других детей. Если вам уж очень захочется сравнить - то сравнивайте его только с самим собой: "Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!".
Помните, что он у вас очень необычный и неординарный маленький человек и от вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи вашего малыша. Помогите вашему ребенку-левше раскрыть свой талант творца, данный ему от природы. Вспомните чудо-мастера Левшу, сумевшего подковать блоху. Может быть, и ваш ребенок удивит чем-нибудь мир!
Психологические особенности леворуких детей.
Школьные проблемы левшей
На протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однако отношение к левшам, как и другим «белым воронам» зачастую было настороженным, а иногда и резко отрицательным. «Следы» такого отношения остались во многих языках. Например, в русском языке существует до сих пор множество примеров такого рода. "Левый товар" - товар, проданный налево, т. е. незаконным образом, или товар фальшивый, подделанный. Аналогично можно рассматривать значение словосочетаний "левый доход", "левые деньги", "левым образом" и т. п. Подобная окраска слова "левый" встречается и в выражениях, не относящихся к финансам: "как левая нога захочет", "левая сторона", "встать с левой ноги" и др.
В английском языке слово "леворукий" имеет дополнительные значения "неуклюжий", "лицемерный", "зловещий", "незаконный". Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках.
Учитывая связь языка и сознания, вряд ли стоит удивляться негативному стереотипному восприятию левшей "праворуким" большинством.
К счастью, в наше время, когда ломаются многие стереотипы, само понятие "норма" приобретает менее жесткие рамки, люди становятся более терпимы к различным проявлениям индивидуальности. Сейчас феномен левшества много изучается, результаты этой работы позволяют изменять стереотипное восприятие левшей и постепенно вырабатывать методики их обучения. Если раньше левшей в школе старались переучивать, «подгонять» их под праворукий класс (и учителя), то в настоящее время всем педагогам известно, что не только не надо переделывать природу, но и то, что к леворуким детям должен применяться индивидуальный подход и даже использоваться другие методы обучения, более естественные для них и поэтому более эффективные.
Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, встречается «скрытое левшество». Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Чтобы разобраться во всем многообразии этих проявлений, прежде всего разграничим понятия "леворукость" и "левшество".
Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха. Обычно для этого проводят специальные тесты, но иногда можно понять это, внимательно понаблюдав за ребенком (взрослым) во время деятельности, например во время занятий спортом. Человек чаще будет использовать в более активной форме только один из парных органов: отталкиваться одной ногой; прицеливаться, прищурив один глаз, а другой оставив открытым; когда плохо слышно, поворачиваться к источнику звука одним ухом и т.п.
При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит освоить такой сложнейший вид деятельности, как письмо. Поэтому в дальнейшем речь пойдет главным образом о леворукости, однако нельзя игнорировать другие виды проявлений левшества, т. к. они также могут влиять на успешность обучения детей.
Теперь перейдем к вопросу о причинах леворукости. Они могут быть разными.
Чаще всего встречается так называемое генетическое левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но достоверно установлено, что леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.
Второй вид - это "компенсаторное" левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме.
У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т. п. Следует отметить, что леворукость в этом случае нельзя рассматривать как причину этих отклонений. Они, как и леворукость, являются следствием одних и тех же причин.
Третий вид - это "вынужденное" левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей - левое полушарие). Так происходит в норме. Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук. Если у вас есть основания предполагать, что леворукость (или «двурукость») вашего ребенка именно такой природы, то лучше обратиться к специалистам и организовать специальные занятия для коррекции межполушарных связей. Зачастую, через несколько занятий под руководством психолога, ребенок начинает без всякого принуждения писать и рисовать правой рукой.
Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей так называемого "скрытого левшества", т. е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.
Итак, мы еще раз убедились, что категория "леворукие дети" совсем не однородна и любые стереотипы восприятия могут загородить от нас реального ребенка с его совершенно индивидуальными особенностями. Таким образом, встает вопрос о правомерности и необходимости изучения левшей как таковых. Думаю, что большинство согласиться с тем, что феномен левшества изучать нужно, однако необходимо учитывать многогранность этого вопроса.
Ознакомимся с основными позициями в описании характеристик левшей.
В настоящее время существует несколько взглядов на природные способности левшей по сравнению с правшами.
Первый основан на том, что показатели поведения и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей. Сторонники этого подхода приводят данные о частоте левшества среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией, наследственным алкоголизмом, а также тот факт, что, становясь взрослыми, эти лица сохраняют низкие адаптационные возможности, определенную "хрупкость" психической деятельности.
Второй подход утверждает равенство способностей правшей и левшей.
Согласно третьему подходу, левши обладают более высокими показателями нервно- психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши. Обосновывается это тем, что левше постоянно приходится приспосабливаться к "правостороннему" миру (действительно, возьмите хоть такие мелочи, как ножницы или турникеты в метро, созданные в расчете на правшей). Правильность этого подхода можно продемонстрировать, приведя целый список великих левшей, среди которых будут римские императоры Тиберий и Юлий Цезарь, полководцы Александр Македонский, Наполеон, ученые Дж. К. Максвелл, И. П. Павлов, художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, писатель Льюис Кэррол, актер Чарли Чаплин, наконец, президент США У. Клинтон и многие другие.
Я думаю, что все три взгляда на способности левшей имеют право на существование, тем более, что по сути они соответствуют основным концепциям возникновения левшества, а следовательно, не противоречат, а дополняют друг друга. К тому же отрицательные и положительные свойства левши могут быть двумя сторонами одной и той же медали. Так, например, имеются данные, позволяющие предположить, что связи между отделами коры головного мозга, находящимися в разных полушариях, у левшей, по сравнению с правшами, менее жесткие. Возможно поэтому левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.
Российскими учеными было проведено исследование эмоциональной сферы через восприятие запахов. По результатам исследования был сделан вывод о том, что праворукие обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание отрицательных эмоций, т. е. они более пессимистичны.
Для более точного определения индивидуальных особенностей леворких детей необходимо учитывать всю совокупность ассиметрий человека. Поэтому в современной психологии употребляется термин "индивидуальный профиль латеральности организации функций" (ПЛО), который обозначает определенное сочетание сенсорной и моторной асимметрии.
Для определения ПЛО (а тем самым и выявления возможного левшества) разработана методика, которая включает три группы тестов: для определения ведущей руки, ведущего уха и ведущего глаза. Иногда дополнительно определяют и ведущую ногу, хотя эта информация не входит обычно в анализ получаемого профиля.
По соотношению всех трех видов асимметрии, выявленных этой методикой ("рука - ухо - глаз"), могут быть выделены 27 индивидуальных профилей, где П - преобладание правой функции, Л -левой, А - равенство функций.
М. Безруких приводит интересные данные о более низком по сравнению со средним интеллектуальном уровне и работоспособности у обоих крайних вариантов: "чистых левшей" и "чистых правшей".
Установлено также, что наименее успешно пространственные задания выполняют испытуемые со смешанным типом асимметрии (ПАЛ, ПЛП, ПАП). Максимально продуктивны в пространственных заданиях лица с умеренно выраженной праворукостью и высокой степенью преобладания правого уха. Дети с выраженным левшеством обнаруживают низкий уровень произвольного (по желанию) ускорения при переходе с оптимального на более быстрый темп работы.
Естественно предположить и другие различия в способностях левшей, связанные с типом асимметрии.
Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема школьного обучения левшей. По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:
восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп; формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр); выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник); копирования; неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы); зеркальное написание букв, цифр, графических элементов; очень медленный темп письма.
Хотелось бы подробнее остановиться на сниженном темпе письма и феномене зеркальных движений, как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения.
Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. Различие в механизмах зрительно-моторной координации у левшей и правшей проявляется прежде всего в различной длительности этих микропауз. У левшей микропаузы дольше как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети- левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.
С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю и т.д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.
Частота зеркального письма у леворуких детей, по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.
По многочисленным наблюдениям, снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает своей функциональной зрелости. Если же после указанного возраста проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверки.
Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением неусвоенности ребенком основных принципов организации пространства.
Необходимо также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают.
Одним из объяснений зрительно-пространственных затруднений может являться нестабильная глазодоминантность. Нестабильная глазодоминантность может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице. Однако необходимо еще раз добавить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения.
Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Хотя, как говорилось выше, таких случаев становится все меньше, тем не менее встречаются взрослые, которые столкнувшись со сложностями обучения ребенка, не похожего на него, начинают сомневаться, а не проще ли переучить ребенка и пусть будет дальше «все как у всех». Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
Проявления неврозов у леворуких детей специально изучались.
У леворуких детей нередки также школьные страхи (перед неудачами в школе, перед письменными работами), как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.
Все вышесказанное, на мой взгляд, убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире.
К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:
Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.
В заключение хочется с удовольствием заметить, что терпимость к неодинаковости в нашей стране действительно крепнет вместе с уважением к индивидуальным особенностям, и привитием мысли, что каждый член общества должен получить возможности, благоприятные для развития именно его способностей и задатков, даже если для этого необходимо использовать нетрадиционные пути. Так в продаже уже появляются развивающие тетради, прописи и ножницы для левшей, а по телевидению этим летом активно поздравляли всех телезрителей с Международным днем левшей, который празднуется 12 августа.
Леворукость, предпочтение действовать левой рукой. Как правило, леворукость обусловлена особенностями центральной нервной системы, в частности — расположением некоторых нервных центров. Может быть врождённой (иногда наследственной) и вынужденной (вследствие нарушения функций правой руки). Различают леворукость явную и скрытую; при последней — человек, будучи от рождения левшой, путём тренировки приучается пользоваться преимущественно правой рукой.
При ходьбе по прямой линии с завязанными глазами левши отклоняются от прямой линии преимущественно слева направо, правши — наоборот. Среди леворуких встречаются лица, которые пишут в зеркальном направлении: справа налево — левой рукой, а слева направо — правой, а иногда пишут строки по вертикали. У леворуких два центра речи, причём при кровоизлиянии в один из них наступает более быстрая, чем у правшей, компенсация нарушенной функции.
Перевоспитание трудом, физкультурой развивает стороны тела до любого предела, но превалирующей стороной у левшей всё же остаётся левая. Насильственное перевоспитание детей не рекомендуется — это ведёт нередко к заиканию, косоглазию и др. Упрёки в адрес ребёнка с леворукостью могут вызвать у него изменение психики, нервозность и т. п. Леворукие дети в физическом и психическом развитии не отстают от праворуких. Леворукость надо учитывать при подборе людей на некоторые специальные работы, при которых оборудование рассчитано на действие правой рукой (например, при переключении скоростей в автомобиле и т. п.). В некоторых странах (Великобритания, Япония и др.) изготовляют орудия производства специально для леворуких.
Леворукость - не порок
Сколько левшей на Земле точно не знает никто. Но по имеющимся на этот счет данным, их около 15% населения планеты.
Немало людей, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю человечества, предпочитали действовать именно левой рукой. Леонардо да Винчи, Роберт Шуман, Аристотель, Исаак Ньютон, Марк Твен … Среди известных всем нам современников левшами являются Рональд Рейган и Билл Клинтон, Пол Маккартни и Ринго Старр, Мартина Навратилова и Моника Селеш, Брюс Уиллис и Дэвид Духовны, и этот список можно продолжать бесконечно долго.
Некоторые ученые считают, что каждый пятый человек с одинаковым успехом действует как правой, так и левой рукой. А еще 20% людей являются скрытыми левшами, т.е. могут одинаково ловко работать обеими руками, но предпочтение почему-то отдают правой. Вот и получается, что настоящих стопроцентных правшей вовсе не подавляющее большинство, как могло бы показаться на первый взгляд, а только около половины.
В 1992 году группа американских ученых, обнаружила, что леворукость несколько чаще (почти на 3%) встречается у мужчин.
В чем причина феномена леворукости - достоверно неизвестно и по сей день. На этот счет существует множество любопытных мнений. Но наиболее научно обоснованной является теория функциональной асимметрии полушарий мозга. Это значит, что в функциональном отношении оба полушария не равнозначны. Ответственность за разные виды деятельности поделена между ними. Более того, одно из полушарий является доминантным, а другое субдоминантным (т.е. подчиненным). У правшей левое полушарие является доминантным. Оно играет основную роль в выполнении психических функция, связанных с речью: оперирование словесно-знаковой информацией; осуществление мыслительных логических операций (чтение текстов, построение строгих и точных конструкций). Правое полушарие – доминантное для левшей - отвечает за оперирование образами, "заведует" ориентацией в пространстве, различением музыкальных тонов и мелодий, распознает сходство и различие сложных систем, продуцирует сновидения. Полушария различаются стратегией переработки информации. Левое - последовательная, детальная обработка информации. Правое - целостное восприятие предмета/явления и оно способно осуществлять обработку большого количества параметров объекта.
В образовательном процессе левому полушарию уделяется главное внимание; правое, более слабое полушарие, у которого есть собственные уникальные особенности - не полностью выполняет свои функции, потому что оно “забито” более сильным. Таким образом, снимается творческий потенциал человека.
Но почему же у разных людей доминируют разные полушария, и есть ли предрасположенность возникновения леворукости?
Доминирование правого полушария, и как следствие леворукость может быть генетически закрепленным, то есть передаваемым по наследству как по женской, так и по мужской линии, от бабушки к внукам, от родителей к детям. Таких людей в любой популяции примерно одинаковое количество - 9-11%.
Леворукость, которая не имеет генетического фона, может возникнуть в результате нарушения функционирования левого полушария. Известно, что детский организм очень пластичен, поэтому, если у ребенка отмечается нарушение функционирования левого полушария, то правое может компенсировать это нарушение, взяв на себя, его функции, таким образом, доминирующим становиться правое полушарие. В этом случае ведущей рукой становится левая, так как действия каждой руки, как уже было сказано, регулирует главным образом противоположное полушарие: у праворуких людей - левое, а у леворуких - правое. Такую леворукость называют компенсаторной, учитывая ее механизм. Поэтому, если не переучивать леворукого ребенка и повторно не заставлять левое полушарие выполнять те функции, от которых оно само отказалось, тогда у ребенка не будет никаких проблем в обучении. А если все-таки будем переучивать леворукого ребенка работать правой рукой, то есть будем заставлять трудиться левое - ущербное, ранимое полушарие, вот тогда мы создадим весь комплекс проблем.
Леворукость может быть также вынужденной. Такая леворукость возникает в результате травмы правой руки, произошедшей в период активного освоения работы руками. Вследствие этого ребенок начинает беречь травмированную правую руку и активно использовать левую. Такие дети не являются леворукими по организации мозга, но наиболее активной у них будет левая рука. Значит ли, что этих детей надо переучивать? Конечно, нет, ведь в результате травмы, особенно продолжительной, складывается определенная система связей, включающая работу руки и мозга. Таким образом, среди леворуких детей можно выделить как минимум три группы.
Итак, преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием или капризом ребенка, а особой организацией работы его мозга. Поэтому очень важно определить ведущую руку еще до школы или в первые дни обучения. Обычно рукость устанавливается у ребенка к четырем годам. Для этого предлагаются следующие задания.
Первая группа заданий - бытовые.
Это любые бытовые манипуляторные действия, которые ребенок выполняет непроизвольно, когда причесывается, берет ложку, кубики, в которые он играет, мозаику, которую складывает, шнурок, когда шнурует ботинки.
Открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка. Ребенку предлагается несколько коробков (можно покрасить их в разные цвета или оклеить цветной бумагой). Найти спичку в одной из коробочек. Ведущей будет считаться та рука, которая совершает активные движения - закрывает, открывает, вынимает спичку.
Построить колодец из спичек. Ведущая - та рука, которая преимущественно выполняет все действия.
Игра в мяч. Нужен небольшой (например, теннисный) мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком; вы просите его точно бросить мяч в какую-то заранее намеченную цель несколько раз. Ведущая - та рука, которой ребенок бросал мяч.
Вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки (вырезать цветок, машину и т.п.). Ведущая - та рука, которой ребенок держит ножницы. Но бывает и так: ребенок плохо владеет ножницами, он просто держит их и более активно работает (поворачивает открытку) другой рукой. В этом случае попробуйте попросить его взять ножницы в другую руку и оцените, когда задание выполняется лучше.
Нанизывание бисера, бусинок или пуговиц на иголку с ниткой. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение (вне зависимости от того, в какой руке иголка). Активной может быть как рука с иголкой, так и рука, держащая и насаживающая бусинку или пуговицу на иголку.
Выполнение вращательных движений при открывании и закрывании крышек на пузырьках. Предлагают 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками (лучше с широкой крышкой). Ведущая - та рука, которая крутит крышку (или пузырек).
Развязывание узелков. Предварительно нужно неплотно завязать несколько узлов (на небольшом расстоянии друг от друга) на шнуре средней толщины. Ведущая - та рука, что развязывает узел. Понаблюдайте заодно, какой рукой завязываются шнурки.
Построить из кубиков дом, машину, крепость и т.п. В этом задании оценить ведущую руку труднее: этот вид работы дети выполняют обычно двумя руками. Поэтому не торопите ребенка и понаблюдайте, какой рукой чаще он берет, укладывает, поправляет кубики (или работает с конструктором). Почему мы предлагаем именно девять заданий? Потому что если ребенок выполняет более шести заданий из девяти левой рукой, то скорее всего он леворукий. Почему нельзя сказать определенно, что ребенок леворук? Потому что есть много трудных случаев, разобраться в которых помогают непривычные для ребенка действия.
Вторая группа заданий - непривычные. Они выявляют такую особенность леворуких детей, при которой любое тонкое (непривычное) действие выполняется ребенком наиболее активной (ведущей) рукой. Предлагая ребенку этот вид заданий, родитель должен выполнять следующие требования:
Сидеть строго напротив ребенка, а не сбоку или рядом.
Все предметы, которые предлагаются ребенку для выполнения заданий, надо положить на отдельный стол или стул.
Любой предмет для выполнения задания надо положить строго на середину стола. Иначе, если предмет будет сдвинут влево, ребенок возьмет его левой рукой, если вправо - правой. (Это необходимая тонкость, позволяющая не “смазать” ситуацию.)
Ребенка нельзя торопить.
Ведущая рука хорошо проявляется при рисовании. Первое, главное для выбора руки задание состоит в следующем. Вы кладете на середину стола ручку, лучше с мягким шариком, и просите нарисовать рисунок. Если ребенок выполнил рисунок левой рукой, попросите его повторить этот же рисунок правой рукой. Или наоборот. При выполнении этого задания первоначальная задача родителя - понаблюдать, как ребенок его выполняет: какой рукой он увереннее держит ручку, как ловко совершает движения, как точно он проводит линии, насколько прямые эти линии, есть ли дрожание руки, может ли ребенок провести достаточно длинную линию? При этом рисунки, выполненные поочередно то одной, то другой рукой, могут быть или одинаково хорошими, или одинаково плохими. Но для вас это сейчас не главное. Главное - определить, какая рука у ребенка активнее?
Для этого можно использовать любые задания из перечисленных выше, а можно предложить ему выполнить непривычные действия: разложить карты, сделать цепочку из скрепок, а потом ее разобрать. Во всех этих действиях надо отметить ведущую руку. После каждого выполненного задания записывайте свои наблюдения на листик. Активной (ведущей) рукой будет не та, которая держит иголку или колоду карт, а та, которая совершает тонкие манипуляции с мелкими предметами.
Если Вы все же затрудняетесь с определением рукости ребенка, мы предлагаем следующее задание: взять стакан, положить в него мелкие пуговицы или бисерины и попросить ребенка ложкой доставать их по одной штуке. Эти действия очень сложны для него, поэтому он обязательно возьмет ложку в ведущую руку. Аналогичными по сложности выполнения являются задания: развязывание узелков и шнурование ботинок. Анализируя то, как ребенок их выполняет, вы можете отметить следующее:
Ребенок хорошо выполняет левой рукой графические задания (рисует линии, геометрические фигуры, срисовывает сложные рисунки) и преимущественно бытовые и редко встречающиеся действия - значит, ваш ребенок леворук, поэтому ручку для письма ему надо дать только в левую руку и следить, чтобы он не перекладывал ее в правую.
Ребенок хорошо выполняет все графические действия левой рукой, а бытовые - правой. Такой вариант называется “графический левша” и “бытовой правша”. В этом случае ручка дается ребенку опять же только в левую руку.
Ребенок хорошо выполняет все графические действия правой рукой, а бытовые - левой, то есть он “графический правша” и “бытовой левша”. В этом случае надо дать ребенку ручку в правую руку. В зависимости от того, в какую руку мы даем ребенку ручку, надо научить его правильно ее держать, соответствующим образом сидеть за столом при письме, обеспечить необходимую освещенность рабочего места.
Таким образом, если Ваш ребенок взял ручку в левую руку, не стоит его переучивать. На сегодняшний день существует множество свидетельств того, что насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах детей, чьи родители не смогли помочь им отстоять свое право на леворукость.
Главным препятствием на пути к спокойному принятию педагогами и родителями леворукости малыша является кажущийся высокий количественный перевес окружающих людей в пользу правшей. Родители из самых лучших побуждений стремятся подготовить своего "необычного" ребенка к жизни в праворуком мире.
По данным многих исследователей нейрофизиологов и психологов, в 5-7 лет практически каждый четвертый ребенок является левшой, среди 7 - 9-летних детей отмечалось 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек, но к 10-14 годам их количество резко уменьшается, а к 14-15 леворуких мальчиков было только 4,4%, а девочек - 4,1%. Почему? Потому, что этих детей попросту переучивают. Некоторые взрослые считают своим долгом исправить "ошибку природы" и "помочь несчастному малышу". Цена такой "помощи" нередко бывает излишне высокой - детские неврозы в виде тиков, заиканий, ночных страхов, недержания мочи. Добиваясь (неизвестно зачем) доминирования правой руки, мы можем нанести ребенку серьезную психическую травму, последствия которой сопровождают человека на протяжении всей жизни...
Помимо эмоциональных нарушений, переучивание может, скорее всего, привести к серьезным сбоям в формировании познавательных способностей, связанных с функциональной специализацией правого и левого полушарий мозга. Ответственность за выполнение зрительно-пространственных функций у левшей так же, как и у правшей, несет правое полушарие мозга, а соответствующие задания лучше выполняются левой рукой. Переучивание леворукого ребенка часто сказывается не только на речевых, но и на зрительно-пространственных способностях, так как угнетаются функции правого полушария мозга. При этом страдают зрительно-двигательные координации, умение анализировать пространственные соотношения, ослабляется внимание, резко замедляется темп интеллектуальной деятельности.
Приведем спортивный пример для понимания сложности проблемы выбора руки. Имеем переученного правшу или левшу. Его движения контролируются более слабым мозгом, поскольку так этот человек научен. Но в моменты наивысшего напряжения – на соревнованиях – доминантное полушарие (ненаученное) берет на себя ответственность за движения, и спорстмен делает невероятные промахи, которые просто непредставимы на тренировках.
Однако, отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе, так как леворукого ребенка в школе учат так же, как и праворукого, не опираясь на специальные методики обучения для левшей.
Особые трудности у леворуких детей вызывает обучение письму. Основная трудность, характерная для леворуких детей при обучении письму, связана с тем, что русское письмо основано на звуко-буквенном анализе, тогда как большинство левшей более склонно к формированию целостных образов слов и с трудом проводят послоговой и побуквенный анализ слова.
Как же помочь леворукому ребенку овладеть такой сложной наукой, как побуквенное, слева направо, письмо? Прежде всего, не стоит требовать от ребенка, пишущего левой рукой, безотрывного письма. Кроме того, ни правонаклонное, ни левонаклонное письмо практически невозможно для левши, так как ребенок загораживает себе рабочей рукой линию письма. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку и соблюдая правильную посадку, причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое. Тетрадь или лист бумаги нужно повернуть так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.
Зеркальное письмо, часто встречающееся и у праворуких, и у непереученных леворуких детей, обычно исчезает к 8-10 годам, когда окончательно формируются стабильные связи между полушариями. До этого возраста одним из факторов, провоцирующих зеркальное письмо, является неустойчивое доминирование одного из полушарий, и попытки правого полушария взять контроль над пишущей рукой. Однако, если леворукого ребенка насильно переучивали, то процесс отзеркаливания букв при письме, а также зеркальное рисование может продолжаться дольше, так как "новая ведущая", но более слабая, рука начинает отзеркаливать движения руки, от природы более сильной. Причем, зеркально написанный текст без особого труда читается ребенком. Многие переученные левши на всю жизнь сохраняют способность писать зеркальные тексты.
При обучении чтению и письму успешным является зрительное запоминание целых коротких слов, сопровождаемых картинкой. Для этого используются карточки, на которых в верхней части находиться изображение, в нижней надпись: “дом”, “кот”, “мак” и т.д. Затем карточки разрезаются, и ставиться задача: “Положи каждую надпись на место”. Это закрепляет целостное восприятие слова и служит профилактикой зеркальности чтения и письма.
Для детей с доминирующим правым полушарием в процессе обучения желательно максимальное применение наглядных средств обучения, поощрение рисовать самостоятельные схемы-иллюстрации при решении математических задач.
Окончательный выбор руки ребенка совершается в шесть с половиной - семь лет (кроме незначительного количества двуруких, вернее). Такой выбор обязателен и он свидетельствует о том, что вступило в силу высшее управление деятельностью: все процессы стала контролировать кора головного мозга. И для того, чтобы это состояние было достигнуто быстрее, в какой-то момент (у обычного ребенка - около шести лет) нужно начать больше внимания уделять доминирующей руке. Необходимо отметить, что у левшей преимущественно нет жесткой латерализации (т.е. разделения функций больших полушарий). И когда выбор уже совершен, необходимо усиленно заниматься симметричностью движений...
Для этого нужно очень много занимаемся видами деятельности, которые требуют двойного управления: велосипедом, роликами, замечательно, если у ребенка есть возможность много бегать и плавать.
Михаил Федотов утверждает, что учить на две руки - значит добиваться более точных, уверенных и совершенных движений. Учить левую руку фехтовальщика, теннисиста, левый глаз стрелка, левую ногу футболиста - создавать резерв, который есть у спортсмена любого возраста (и в мире существуют спортсмены, которые этим успешно пользуются).
Еще раз хотелось бы сосредоточить внимание на том, чтобы с самого раннего периода обустроить социальную среду ребенка с учетом его особенностей, так как современное школьное обучение с большим трудом ориентируется на таких детей. Особое внимание, следует уделять психологической готовности ребенка к принятию себя таким, какой он есть. Дети часто испытывают дискомфорт потому, что чувствуют себя “не такими, как все”. Они иногда стыдятся (особенно если воспитатель или учитель раздражен их “нестандартностью”), боятся лишний раз проявить инициативу, стараются не высовываться.
Малышу надо объяснить с детства, что все люди разные: у одних людей волосы темные, а у других – рыжие, одни – высокие, а другие – нет; у кого-то голос громкий, а у кого-то тихий. Иными словами, на очень простых и доступных примерах надо приучать малыша к идее разнообразия мира. Если ребенок будет уверен, что леворукость – это норма, что таких людей много и они так же успешны и счастливы, как и все “остальные”, ему не придется испытывать дискомфорт по такому ничтожному поводу.
Тесты для оценки
степени праворукости и леворукости у ребёнка
- Ребёнку вручается несколько спичечных коробков. Задание: «Найти спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
- Ребёнку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырёк.
- Ребёнка просят развязать несколько узлов на шнурке средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
- Ребёнок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т. д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
- Ребёнка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
- При раздаче карточек их раскладывают ведущей рукой.
- При хлопках в ладоши ведущая рука – сверху.
- Ребёнка просят погладить игрушку, держа её в руке, - гладит ведущая рука.
- Нарисовать пальцем одной руки круги на ладони другой – рисует ведущая рука.
- Неведущая рука держит часы, ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
- Ведущая рука держит нитку и вдевает её в ушко, а неведущая рука держит иголку.
- При переплетении пальцев рук сверху оказывается палец ведущей руки.
- Ребёнка просят поднять лежащий на полу предмет. Это действие очень редко выполняется неведущей рукой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Леворукий ребенок в праворуком мире"
Данная статья рассказывает об особенностях развития детей являющихся "левшами"....
"Леворукий ребенок в праворуком мире"
Статья для педагогов ДОУ и родителей, освящающая проблему адаптации леворуких детей к школьному обучению...
Леворукий ребенок в праворуком мире
Рекомендации для педагогов и родителей по обучению письму леворуких детей...
Леворукий ребенок Леворукие в праворуком мире (буклет)
Леворукие в праворуком миреПочти все люди на земле праворукие, и только часть из них — другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее. Но и...
Леворукий малыш в праворуком мире
«Ваш малыш нуждается в особомвнимании и подходе, но не потому,что он леворукий, а потому, чтокаждый ребенок уникален и неповторим».М.М.Безруких ...
Леворукий ребенок в праворукой семье
Обычно леворукие родители морально готовы к рождению малыша, у которого ведущая рука левая. Когда же такой ребенок появляется на свет в семье "закоренелых правшей", возникает множество вопросов:...
Консультация для родителей «Леворукий ребёнок в праворуком мире».
Консультация «Леворукий ребёнок в праворуком мире». Всё дело в том, что и по сегодняшний день существует предубеждение общества по отношению к леворуким детям. ...