Леворукий ребенок в праворуком мире
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Рекомендации для педагогов и родителей по обучению письму леворуких детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед первой квалификационной категории
Рущицькая Надежда Сергеевна
Леворукий ребенок в праворуком мире
Человечество издревле праворукое, но всегда в любом обществе находились люди с ведущей левой рукой. Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, определяющая помимо ведущей руки ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха. Таким образом, если ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Среднее число леворуких детей среди дошкольников и младших школьников составляют от 10 до 14%.
Предпочтение той или иной руки связано с асимметричной работой двух полушарий мозга. Правой половиной человеческого тела в основном управляет левое полушарие головного мозга, левой половиной – правое. Это происходит вследствие перекрещивания путей, связывающих мозг и мускулатуру рук, ног и других органов. Одно из полушарий, как правило, является доминирующим. Таким образом, у правшей главенствует левая часть мозга, у левшей – правая. Кроме того, есть люди, у которых полушария функционируют равнозначно, их называют амбидекстрами. Амбидекстры одинаково хорошо владеют обеими руками.
Левшество бывает генетическое (если один или оба родителя - левши), патологическое (правое полушарие берет на себя ведущую роль поврежденного во время беременности или тяжелых родов левого) и вынужденное (после серьезной травмы правой руки).
Как для родителей, так и для педагогов очень важно как можно раньше определить (и не ошибиться!), какая рука у ребенка ведущая, ведь с 2 до 4-5 лет руки у ребенка практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть движений совершается обеими руками. Необходимость определения ведущей руки остро встает в старшем дошкольном возрасте, так как ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, кисточку, учится писать, вырезать и очень важно, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, поскольку переучивание может негативно отразиться на развитии и психике ребенка, привести к серьезным нарушениям здоровья (замедление роста, нарушение сна и аппетита, страхи, невроз, «писчий спазм», энурез, заикание) и адаптационным трудностям в школьном обучении.
Существует множество способов определения ведущей руки, из которых наиболее популярны следующие:
- «Пальцы в замок» - переплетение пальцев рук. У левшей сверху ложится большой палец левой руки, у правшей – правой.
- «Поза Наполеона» - скрещивание согнутых рук перед грудью. У левшей сверху размещается кисть левой руки, а правая рука – под левым предплечьем. У правшей – наоборот.
- «Апплодирование» - хлопки в ладоши. У левшей левая рука находится сверху и ударяет по правой, а у правшей активнее правая рука.
Наиболее информативным является серия из 20 проб, когда определяется какой рукой ребенок ест, рисует, держит чашку, чистит зубы, нанизывает бусины и т.д. Если ребенок выполняет левой рукой 15 и более проб, то у него выраженная леворукость, от 11 до 15 – слабая леворукость, 10 левой и 10 правой – амбидекстрия.
В обыденной жизни «левшам» приходится труднее, чем «правшам», ведь большинство предметов, которыми мы пользуемся, приспособлены под правую руку. Следовательно, леворукий ребенок вынужден всю жизнь приспосабливаться к жизни в мире праворуких людей.
Особенности левшей. Левши имеют более высокие, чем правши, творческие способности и лучшие адаптационные возможности. Обычно это художественно, музыкально одаренные и очень эмоциональные дети. Многие из выдающихся дарований были «левшами», например, художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пикасо, композиторы Карл Бах, Бетховен, великие полководцы Александр Македонский, Наполеон, Юлий Цезарь, а также многие писатели (Лесков, Даль), ученые (Энштейн), президенты (Дж.Буш, Бил Клинтон).
Однако у левшей более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий. Леворукие дети испытывают особые трудности в школе при овладении навыками письма, чтения и счета. Причиной данных трудностей кроется в нарушении развития у них зрительно-моторных координаций.
Очень часто у леворуких детей отмечается:
- несформированность зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
- зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
- медленный темп чтения и письма;
- неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
- стойкие затруднения при определении "лево", "право", иногда - "выше", "ниже", при запоминании направления хода часовых стрелок.
Особенно трудно леворуким детям дается обучение письму. Как ни странно, но именно с индивидуальными особенностями асиммертии мозга связывается то, как ребенок держит карандаш или ручку при письме. Считается, что если центр речи расположен в полушарии, одноименном с пишущей рукой, то нормальным для него будет письмо «крюком», т.е. когда тупой конец карандаша направлен не в плечо, а в противоположную сторону, «от себя». Бывает, что положение карандаша как бы промежуточное, когда конец карандаша смотрит в бок, параллельно строчке. Это, по мнению специалистов, указывает на недостаточную несформированность нервных путей между полушариями мозга, и с возрастом ребенок повернет карандаш и начнет писать либо обычно, либо «крюком».
К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей. Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые можно облегчить жизнь таким детям:
- Рабочее место левши должно быть организовано особым образом:
- Сидеть леворукий ребенок за левой половиной стола, чтобы не сталкиваться при письме локтями с соседом. Парта должна находиться в крайнем правом ряду, чтобы доска оказалась слева от ребенка.
- Свет от окна или лампы должен падать с правой стороны.
- Тетрадь должна быть расположена так, чтобы правый нижний угол тетради направлен к середине груди. Левую сторону листа стоит промаркировать карандашом для лучшего ориентирования в плоскости листа.
- Руки леворуких детей должны лежать во время письма так, чтобы локоть левой немного выступал за край стола, а сама рука свободно двигалась по столу, правая рука должна придерживать лист. Кисть левой руки должна находится над строкой. Этот способ хорош при списывании с образца и ведет к уменьшению количества ошибок, поскольку позволяет ребенку в процессе работы контролировать себя.
- Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо, либо с наклоном влево. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма.
- Для удобства необходимо обеспечить леворуких детей специальными предметами канцелярии:
- ручкой с углублениями под пальцы левой руки, позволяющими правильно захватывать инструмент, и быстросохнущими чернилами - чтобы не стирать написанное рукавом;
- линейкой, цифры на которой нанесены в обратном порядке;
- ножницами, у которых лезвие расположено с другой стороны: чтобы была видна линия разреза;
- точилкой с резьбой против часовой стрелки: человек, работающий правой рукой, затачивает карандаш по часовой стрелке, левше удобнее делать это с точностью наоборот;
- специальными прописями без косых линеек.
Окружающим леворукого ребенка взрослым важно ни в коей мере не подчеркивать это свойство, лучше вообще не предпринимать никаких попыток что-либо изменить. Более того, стоит показать, что Вы считаете «леворукость» даже преимуществом.
Несколько советов, как нужно вести себя с леворуким ребенком:
- учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, будьте очень чуткими и доброжелательными с ним;
- создайте благоприятный климат для него в семье, в саду, в школе;
- не воюйте с ним из-за частого упрямства, постарайтесь завуалировать его выходки какой-нибудь игрой;
- примите как должное особенность ребенка и не пытайтесь превратить его в «правшу», объясняя, что «леворуких» людей очень много;
- хвалите за самые малейшие успехи и поощряйте его художественный или музыкальный дар, но не стремитесь сделать из него вундеркинда;
- не предъявляйте завышенные требования к нему и не противопоставляйте другим детям;
- примите и любите его таким, какой он есть.
Каждый ребенок индивидуален, неповторим, и эту индивидуальность нужно уважать, тем более что она основана на законах природы, законах работы мозга.
Итак, для обучения, воспитания и развития способностей леворукого ребенка необходимо создать наиболее комфортные условия, а не подавлять его природную особенность. Не загоняйте леворукого ребенка в рамки праворукого мира, и тогда успех ему будет обеспечен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Леворукий ребенок в праворуком мире"
Данная статья рассказывает об особенностях развития детей являющихся "левшами"....
"Леворукий ребенок в праворуком мире"
Статья для педагогов ДОУ и родителей, освящающая проблему адаптации леворуких детей к школьному обучению...
Леворукий ребенок Леворукие в праворуком мире (буклет)
Леворукие в праворуком миреПочти все люди на земле праворукие, и только часть из них — другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее. Но и...
Леворукий малыш в праворуком мире
«Ваш малыш нуждается в особомвнимании и подходе, но не потому,что он леворукий, а потому, чтокаждый ребенок уникален и неповторим».М.М.Безруких ...
Леворукий ребенок в праворукой семье
Обычно леворукие родители морально готовы к рождению малыша, у которого ведущая рука левая. Когда же такой ребенок появляется на свет в семье "закоренелых правшей", возникает множество вопросов:...
Леворукий ребенок в праворуком мире
левая рука ведущая...
Консультация для родителей «Леворукий ребёнок в праворуком мире».
Консультация «Леворукий ребёнок в праворуком мире». Всё дело в том, что и по сегодняшний день существует предубеждение общества по отношению к леворуким детям. ...