Мастер - класс для родителей "Палочки Кюизенера. Цветная сказка"
методическая разработка
Знакомство родителей с универсальным дидактическим средствам - палочками Кюизенера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для родителей
«Знакомство с цветными счётными палочками Кюизенера. Цветная сказка»
«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю»
Конфуций.
Цель: Познакомить родителей с универсальным дидактическим средством «Палочки Кюизинера».
План проведения мастер – класса:
1. Знакомство с палочками Кюизенера.
2. Практические игры и упражнения с палочками и схемами.
3. Заключение.
Оборудование: палочки Кюизенера, схемы для выкладывания, презентация, проектор, экран.
Добрый день уважаемые родители!
Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме «Палочки Кюизенера - цветная сказка».
Для развития у детей математических способностей бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал «Цветные числа». Цель методики Кюизенера – использование принципа наглядности. С его помощью сложные абстрактные понятия из области элементарной математики – числа, количественные величины, отношения между ними – представлены в форме, которая максимально доступна малышам. Это помогает научить ребёнка тем действиям, которые необходимы для закрепления в памяти простых, но важных математических понятий.
Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.
Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта.
«Красная семья» составляют палочки розового, красного и бардового цвета, и соответствуют числам 2, 4,8 – числа кратные двум.
«Синяя семья» - палочки голубого, фиолетового и синего цветов, соответствующие числам 3, 6, 9 – числа кратные трём.
«Жёлтая семья» - палочки жёлтого и оранжевого цвета, соответствующие числам 5 и 10.
Кубик белого цвета «Семейство белых», целое число раз выкладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено чёрным цветом, образуя отдельное «семейство».
Цветные палочки являются многофункциональным пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать математические понятия. Цветные палочки позволяют решать следующие задачи:
- Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету);
- Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов);
- Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда;
- Освоение прямого и обратного счета;
- Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших);
- Усвоить отношения между числами ( больше - меньше на..)
- Познакомить со свойствами геометрических фигур;
- Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.);
- Развивать логическое мышление, память, внимание мелкую моторику.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Игры и упражнения состоят в группировке палочек по разным признакам (цвету, размеру), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости. В результате дети осваивают состав комплекта, цвета соотношения.
Задания
- Найдите палочку того же цвета, что и у меня. Какого она цвета?
- Выложите чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется).
Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
Задания
- Выложите высокий (низкий забор), лесенку
- Выложите любое изображение
На данном этапе используется альбом «Волшебные дорожки», в котором предлагаются увлекательные задания с палочками.
Когда ребенок освоит комплект палочек, они выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Задания
- Найдите в наборе самую длинную и самую короткую палочку.
- Выложите несколько палочек. «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»
- Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной
- Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.
- Выложите голубую и розовую палочки. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.
Такие задания с палочками позволяют освоить понятия величины, длины, ширины предметов.
Рассмотрим возможности палочек при освоении детьми пространственных отношений.
- Выкладывайте палочки, следуя инструкциям: положите красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую и т.д.
- Выложите башню, используя по одной палочке каждого цвета. Какая палочка лежит выше (ниже) других? Какая лежит над черной, голубой (под бордовой) Какая по цвету палочка, если она лежит между голубой и оранжевой?
- Положите синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной.
Палочки Кюзинера позволяют знакомить детей со свойствами геометрических фигур.
Задания
- Выложите из красных палочек квадрат и прямоугольник. Чем отличаются фигуры?
- Рассмотрите образец и по памяти выложите из палочек фигуру.
- Выложите четыре белые палочки, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше — ¼ или 2/4?
Следующим этапом в работе с палочками Кюизенера является развитие количественных представлений и освоение счета.
Задания
- Выложите лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.
- Выложите разное количество голубых и красных палочек. Каких больше ( меньше)? Использовать разные способы сравнения.
- Найдите палочку соответствующую числу (1- белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот.
- Выложите синюю палочку. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?
- Составьте красную палочку из других палочек разными способами.
Таким образом, использование палочек Кюизенера позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.
С помощью этих палочек можно разыгрывать сказки. Сейчас я вам предлагаю отправиться в сказку. А в какую вы узнаете, отгадав загадку:
«В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок» («Заюшкина избушка»)
Но, чтобы картины в нашей сказке ожили, мне понадобится ваша помощь.
- «В лесу жил – был зайчик. Давайте его оживим». (Родителям предлагается схема с изображения зайчика).
- «У зайчика была избушка лубяная, а у лисы ледяная». (На экране появляется изображение двух избушек).
- Давайте построим их.
- «Пришла весна, избушка у лисы растаяла (убираем избушку лисы). Попросилась она к зайчику пожить, да и выгнала его. Открыл дверь зайчик и начал спускаться по ступенькам».
- Найдите в коробочке палочки Кюизенера жёлтого, красного, голубого, розового и белого цвета. Давайте построим ступеньки. Положите левую руку на стол и возьмите, самую длинную палочку, кладём её вертикально рядом с левой рукой (жёлтая палочка), снова находим самую длинную палочку и кладём её рядом (красная палочка) и т. д.
(Когда ступеньки будут готовы, спросить у родителей):
- сколько всего ступенек у зайчика в избушке? (5)
- какого цвета самая высокая ступенька? (жёлтого)
- какого цвета самая низкая ступенька? (белая)
- какая ступенька находится между розовой и красной ступенькой? (голубая)
- «Идёт зайчик по лесу плачет, а навстречу ему медведь. Давайте оживим его». (Родителям предлагается схема с изображения медведя).
- «Гнал, медведь лису гнал – не выгнал. Идёт зайчик дальше по лесу – плачет, а навстречу ему …» отгадайте загадку, а отгадку выложите из палочек.
Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается! (Для подсказки даются схематическое изображение из палочек Кюизенера трёх животных. После того, как родители выложат отгадку – собака, проверяем правильность выполнения задания).
- «Гнала собака лису, гнала – не выгнала. Идёт зайчик дальше по лесу – плачет, навстречу ему петушок. Зайчик просит петушка помочь ему выгнать лису, а петушок в ответ: «Я тебе помогу, если ты поможешь мне разложить мои зёрнышки. Их у меня 7». (Родителям предлагается найти палочку чёрного цвета (это число 7), и разложить её на единицы и несколько меньших.
- Вопросы:
* Сколько единиц в числе 7?
- из каких чисел можно составить число 7?
- «Помог петушок зайчику выгнать лису. И зажили они вместе дружно».
Вот и закончилось наше сказочное путешествие.
Прошу оценить работу с палочками Кюизенера
- Оранжевая палочка - заинтересовались данной игровой технологией;
- Синяя палочка – данная игровая технология интересна, но применять нет необходимости;
- Чёрная палочка – игровая технология неинтересна.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Возможности использования палочек Кюизенера в логико-математическом развитии дошкольников»
Мастер - класс для педагогов использование палочек Кюизенера. Конспект занятия с использованием палочек Кюизенера, начиная с младшего возраста до старшего возраста....

Городское мероприятие Мастер класс По теме «Палочки Кюизенера – цветной мир сказки и числа»
Игры и задания с использованием палочек Кюизенера Что касается использования этого дидактического материала для занятий, то конкретных вариантов применения, за время внедрения методики Кюизенера, нара...

Мастер – класс на тему «Палочки Кюизенера – эффективная игровая методика для развития математических способностей дошкольников»
Мастер – класс на тему «Палочки Кюизенера – эффективная игровая методика для развития математических способностей дошкольников»...
Мастер-класс для воспитателей "Палочки Кюизенера"
Мастер-класс для воспитателей "Палочки Кюизенера"...

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» ...

МАСТЕР-КЛАСС "Игры с палочками Кюизенера"
Цель мероприятия.Познакомить воспитателей с целью и приемами работы с дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера».План проведения мастер-класса:Знакомство с цветными счетн...