Творчество и выразительность
консультация

Барановская Оксана Валерьевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnoe_izo.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Творчество и выразительность

Нетрадиционные изобразительные техники

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие- важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм его организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками графики и живописи, закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.

Нетрадиционные техники должны отвечать следующим критериям:

  • Быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;
  • Содержать изобразительно выразительные средства создания художественного образа;
  • Знакомить с новыми приемами работы (боковой поверхностью мелка, валиком, губкой по трафарету и т.д.);
  • Развивать ручную умелость;
  • Соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.

Исследователи детского изобразительного творчества (Е.А. Флерина,  Н.П. Саккулина, Т.С. Комарова и др.) неоднократно указывали на необходимость обучения детей карандашной технике рисования, подчеркивая при этом ее роль не только как вспомогательного, начального этапа живописи, но и как  самостоятельного вида графики. А вот педагоги- практики утверждали, что цветные карандаши не столь ярки и многоцветны, как краски.

На наш взгляд, проблема отпадает, если вместо цветных карандашей предложить детям акварельные мелки.

Акварельными мелками дети работают по предварительно смоченному поролоновой губкой влажному листу бумаги, что дает возможность сочетать штриховку, присущую карандашному рисунку, с размытостью линий и насыщенность цвета, столь привлекательными в акварели. Эта особенность и является главным выразительным средством акварельных мелков. К тому же они движутся по мокрому листу быстро и легко, и дети не устают, заполняя большие пространства фона. В зависимости от того, чем рисует ребенок- заостренным концом или боковой поверхностью, варьируется толщина линий и фактура покрытия поверхности листа.

Работу с акварельными мелками дошкольники осваивают быстрее, чем работу с красками, и она доставляет им больше удовольствия, чем рисование обычными карандашами, поскольку выразительность рисунков, выполненных мелками, гораздо выше, а возможность создания разных художественных образов не ограничена.

Наиболее интересно в технике акварельных мелков дошкольники развивали тему натюрморта. Вот, например, комнатные растения с разнообразными листьями (круглыми, овальными, резными) в горшках различной формы. Линии и точки, штрихи и завитки- все средства хороши для создания выразительного образа!

Использование акварельных мелков при создании портретных образов дало дошкольникам возможность заострить внимание на интересных деталях. (….)

Пластичность и подвижность акварельных мелков позволяют детям оживить самый простой пейзаж: (……)

Большие возможности открывают перед дошкольниками акварельные карандаши зарубежного производства (французские, чешские). Они выпускаются в наборах с большим количеством цветов и, в отличии от отечественных, имеют деревянную оболочку. Поэтому и техника работы с ними несколько иная. Им подходит акварельная бумага, шероховатая, с крупной фактурой. Сначала дети создают обычными  цветными карандашами рисунок с преобладанием контурных линий и густого штриха, а затем при помощи кисти и воды (это зависит от задуманного образа) необходимые места размывают- так получаются заливки, характерные для акварели. На одном листе сочетаются графические и живописные средства.

Эта техника является переходной от рисования карандашами к письму акварельными красками. К тому же использование акварельных карандашей позволяет формировать у детей первоначальные представления о светотени, поскольку участки, заполненные штрихом, менее интенсивны, чем заливки, которые, как правило, используются в тенях.

В необычной технике сграффито выполняются открытки к Пасхе. На левой внутренней стороне открытки, вырезанной в виде пасхального яйца, дети сначала простым  карандашом выполняют простой геометрический узор, а затем продавливают его на внешнюю сторону при помощи гелевой ручки с пустым стержнем. Таким образом на внешней стороне открытки появляются узор из геометрических фигур с выпуклыми краями. При помощи цветных карандашей ярких оттенков (фиолетовый, оранжевый, салатный, бирюзовый и т.д.)дети заполняют геометрические фигуры цветным штрихом, не заходя за белые выпуклые края. Готовые открытки в технике сграффито напоминают пасхальные яйца, покрытые яркой эмалью или сканью. Их изготовление доставило детям большое удовольствие!

Анализ современной практики обучения показывает, что из многочисленных видов графики в детском изобразительном творчестве используются в основном те графические способы, при которых изображение получается от руки, но не менее интересны и техники получения изображения при помощи печати. Проанализировав эти способы, я отобрала наиболее доступный для дошкольников, а именно монотипию, что в переводе с греческого означает «один отпечаток».

Монотипия относится к плоскому виду печати, и в условиях художественной мастерской процесс получения оттиска выглядит следующим образом. На хорошо отполированную металлическую пластину масляными красками, заранее отделенными от избыточного  сырого масла, наносится выбранный ребенком рисунок. Затем сверху на пластину кладется влажный лист бумаги – он прокатывается валиком. После этого лист осторожно снимают и полученный отпечаток сушат под нетяжелым прессом. В результате на пластине остаются лишь следы нанесенного рисунка, повторить который в точности весьма трудно, т.е. получить два идентичных отпечатка практически невозможно. Этим и привлекательна техника монотипии.

В работе с дошкольниками процесс получения оттиска целесообразно упростить – заменить металлические пластины кафельными плитками, а масляные краски – гуашевыми. Это решило многие проблемы! Последовательность выполнения оттиска остается той же. Вначале дети делали рисунок гуашью на кафельной плитке по теме, предложенной мной, или по своему замыслу. На готовый рисунок клали влажный лист бумаги, а затем способом разглаживания получали оттиск.

Сам процесс печати доставляет детям большое удовольствие. Им очень хочется увидеть, что получится в результате, и сравнить свой оттиск с работами других детей.

Оригинальные и выразительные работы под руководством педагогов создают дошкольники и в других техниках: гравюра на картоне, рисунок кистью, работа по трафарету и с матрицами, коллаж и др.

Гравюра на картоне может быть выполнена несколькими способами: наклеиванием, процарапыванием, сочетанием на одном листе наклеенных деталей и процарапанных. Для сюжета «Рыбки» мы воспользовались приемом наклеивания. Сначала дети простым карандашом на альбомном листе выполнили рисунок будущей композиции – силуэты рыбок, затем вырезали их и обвели, положив картон, после чего вырезали картонные силуэты, разместили их на листе плотного шершавого картона, приклеили и дополнили способом аппликации мелкими частями (плавники, жабры, глазки и т.д.) тоже из картона. На следующем этапе на готовые картонные пластины при помощи широкой кисти или губки нанесли жирный слой разбавленной до необходимой консистенции гуашевой краски, затем  разместили поверх них влажные листы и с помощью разглаживания столовой ложкой или руками получали оттиски, которые сушили. За счет небольшой разницы в толщине наклеенных друг на друга деталей при печати гравюры на картоне получаются интересные фактурные оттиски и ореолы вокруг силуэтов.

Вырезанные картонные силуэты можно наклеивать на общий фон, а использовать как матрицы. Покрывая их краской то одного, то другого цвета и делая разноцветные оттиски на заранее подготовленном листе, дети без особых затруднений создают многофигурные композиции: «Слоны» (см.рис.)  

Например, для композиции «Слоны» дети заранее вырезали из картона матрицы с силуэтом слонов и , используя технику монотипии, подготовили фон сложного желтовато-песочного цвета. После этого при помощи матриц они заполнили фон многочисленными оттисками, группируя их так, чтобы получилось стадо слонов. Разнообразие в работу добавили нанесенные кистью солнце, трава.  

Скупые средства рисунка кистью приучают детей видеть красоту и прелесть в разнообразии линий, их отточенности и пластичности. С особой тщательностью они рисовали сухие цветы в вазе с тонким узором на графическом листе «Сухоцвет». На бумаге желтоватого оттенка черной краской изображен букет, элементы которого: линии, точки, мазки- созданы разнообразными средствами. В работе «Ночной зимний лес»  дети создали образ сказочного леса. Для работы потребовался картон синего цвета и гуашь. Использовалась техника набрызга. Большое внимание уделяли передаче тонкими линиями рисунка ветвей и  снега лежащего на них.

Сочетание рисунка кистью с пальчиковой техникой на графическом листе «Подсолнух» позволило детям создать интересный образ. Сначала дети на желтоватой бумаге черной и желтой краской выполнили рисунок крупных цветов с желтыми лепестками и не закрашенными круглыми серединками, затем,  смешав желтую и черную краски, получили зеленовато- коричневый оттенок и нарисовали стебли и листья, этим же цветом оттенили желтые лепестки цветов, после чего тонкими черными линиями прорисовали прожилки и края листьев подсолнуха. А вот черные сердцевинки с семечками были сделаны отпечатками пальчиков. Образ получился по детски непосредственным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей 1-ой младшей группы к произведениям художественной литературы и устного народного творчества для выразительности детской речи и речевого общения.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.      Научившись сопереж...

Развитие интонационно-выразительной стороны речи у детей с ОНР, обусловленным стёртой формой дизартрии, через приобщение к устному народному творчеству.

Проблема развития интонационной выразительности достаточно актуальна в коррекционной педагогике. Устное народное творчество воздействует на чувства ребёнка благодаря своим средствам выразительности и ...

Контрольная работа по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» «Влияние цвета на выразительность детского рисунка»

ПланВведение.Цветовое восприятие и его значение в изобразительном творчестве детей.Особенности восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности.Уровень цветового восприятия у...

Консультация для родителей "Выразительность музыкально-ритмических движений, как средство проявления творчества детей"

Детское музыкальное творчество - один из основных видов музыкальной деятельности в дошкольном возрасте....

Формирование у детей навыков самостоятельного речевого творчества через использование выразительных средств – сочинение загадок

     Придумывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, мобилизующей его умственные силы. Чтобы придумать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать...

Отчёт по самообразованию "Развитие выразительности речи детей подготовительной к школе группы посредством приобщения к устному народному творчеству"

Перспективное планирование по самообразованию «Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству»...